Новый руководитель Укрзализныци - Евгений Кравцов - обещал навести в компании порядок, провести реформы. То есть, обещал он примерно то же, что и Войцех Балчун, занимавший эту должность до Кравцова.
Конечно, Кравцов не хочет считаться преемником Балчуна, потому что Балчуна часто критиковали – но некоторые его наработки мог бы использовать. Например, создание электронного распределения вагонов, формирование функциональных вертикалей по каждому направлению деятельности УЗ, как это предполагалось реформой, принятой КМУ еще в 2009 году в Госпрограмме реформирования транспорта. Он мог бы наконец-то загрузить заказами отечественных производителей и собственные вагоноремонтные заводы...
Но будут ли реализовано все это – вопрос. Ведь гораздо проще заниматься лоббизмом, чем настоящими реформами. И есть ощущение, что на УЗ пойдут именно по этому, простому пути - то есть, в очередной раз займутся бизнесом - перераспределением ресурса. А колыбельной о реформах будут продолжать убаюкивать журналистов.
Ощущение возникает оттого, что перераспределением ресурсов именно сейчас на УЗ занимаются грубо, не скрываясь.
Вот показательный пример: некая фирма (АТ Механика) хочет поучаствовать в тендере и освоить более 200 млн. грн. Для того, чтобы этот тендер выиграть – надо соответствовать требованиям заказчика, то есть УЗ. Но фирма видимо с этой задачей не справляется – может быть нет производственных мощностей, может денег. Как бы то ни было, она сформулировала собственные требования к тендеру – они размещены на ProZorro. В частности, настаивает, чтобы стандарты качества были понижены почти вдвое (цифры в этой статье)
Вроде бы абсурд! Это как если фармацевтическая компания, которая не может делать соответствующее стандартам МОЗ лекарство, потребовало бы от МОЗ снизить стандарты.
Или снайпер потребовал бы от Минобороны уменьшить вдвое количество попаданий, при сдаче нормативов.
В случае с УЗ вопрос касается рельсовых креплений, то есть – безопасности перевозок. Снизить стандарты – значит, повысить риск того, что крепления не удержат шпалы, то есть, поезда начнут сходить с рельс. То есть, «заманчивое предложение» АТ Механика железнодорожники, по идее, должны отвергнуть.
Но ведь могут и согласиться! Потому что упомянутую фирму СМИ связывают непосредственно с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. То есть, одним из прямых начальников Укрзализныци, у которого нынешний глава УЗ Кравцов долгое время проработал первом замом.
Удобная ситуация: Кравцов - и.о., его в любой момент могут заменить на министра инфраструктуры. Когда через полгода - год начнутся аварии, о том, что крепления АТ Механика закупались при Кравцове, уже никто и не вспомнит. Выходит, самое время стричь купоны.
Как раз по этой причине участники схемы пошли еще дальше: просят записать в условиях тендера, чтобы Укрзализныця не требовала оригинал сертификата качества на свою продукцию. То есть, очень может быть, что их продукция не будет соответствовать даже тем заниженным стандартам, которые они хотят в тендерных условиях прописать!
И кто же рискнет возразить «лоббистам» этой компании, если учесть, кто именно - лоббист?
Посмотрим, удастся ли реализовать эту схему - один из многочисленных примеров коррупции на УЗ.
Для того, чтобы украинские железные дороги заработали нормально, начали приносить в деньги в бюджет, а не терять по дороге миллиарды, как сейчас, - достаточно очистить эту компанию от коррупции. Беда в том, что Кравцов вряд ли ставит перед собой такие задачи. Его цель скорее - подольше удерживаться в статусе и.о. - на зарплате более, чем миллион гривен, которую Кабмин утвердил ему на прошлой неделе. Не верится, что он станет спорить и ссориться со своими начальниками, решив пожертвовать зарплатой ради принципов.
А заложниками ситуации, в верхах вроде бы устраивающей всех, становимся мы - пассажиры. Безопасность перевозок нисколько не беспокоит ни предпринимателей, которые хотят быстро заработать на контрактах с УЗ, не заботясь о качестве, ни топ-менеджеров УЗ и министерства инфраструктуры, которые не прочь нагреть руки все на тех же контрактах. Ну, а разговоры о реформах и инновациях при таком подходе – всего лишь ширма, за которой прячут проверенные временем методы.
Автор: Дмитрий Марунич