Министр экономики Богдан Данилишин уверен, что дно кризиса пройдено, а в 2010 году макроэкономические показатели уже будут иметь положительную динамику.
Текст: Анна САЙЧЕНКО, Контракты
В последние месяцы в экономике появились признаки
стабилизации, но прочна ли она? Ожидает ли Украину вторая волна кризиса?
— Начиная с апреля 2009-го общая экономическая ситуация в
Украине постепенно улучшается. Металлургическая промышленность и другие отрасли
реального сектора выходят из кризиса, в который они попали в прошлом году.
Конечно, существуют риски ухудшения ситуации. Прежде всего, это возможное
усугубление проблем в банковской системе, что приведет к уменьшению способности
финансовых учреждений кредитовать развитие национального хозяйства. Во
избежание этого мы осуществляем специальную программу поддержки банков с
помощью рекапитализации. Фактически правительство берет под опеку некоторые
кредитные учреждения — эта программа в ближайшее время даст позитивные
результаты. Во-вторых, существует риск уменьшения спроса и цен на основные
экспортные товары Украины — продукцию металлургической и химической
промышленности, а также риск введения другими странами разрешенных ВТО торговых
ограничений. Тем не менее правительство активно работает над тем, чтобы
обеспечить доступ украинских товаров на внешние рынки. Мы ведем переговоры,
цель которых–предотвратить введение ограничений.
Если ситуация в
экономике улучшается, то почему снижается курс гривни?
— Объективных экономических предпосылок для девальвации
национальной валюты сейчас нет. Они были в ноябре 2008-го — начале 2009-го:
например, критически большой дефицит торгового баланса. Но с тех пор ситуация
значительно улучшилась — торговый баланс выравнивается. В январе–июле
отрицательное сальдо внешней торговли товарами уменьшилось более чем в три раза
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $3,132 млн (за
январь–июль 2008-го отрицательное сальдо составляло $11,011 млрд).
Курс гривни к доллару США не должен превышать отметку 8,0
UAH/USD. Падение нацвалюты обусловлено непродуманной политикой со стороны
коммерческих банковских структур и НБУ, в том числе отсутствием взвешенной
денежно-кредитной политики. Кроме того, негативным фактором является политическая
нестабильность. Ситуация, сложившаяся на валютном рынке, угрожающая для
национальных производителей. Нужно обеспечить колебания курса в таких пределах,
которые позволяли бы развиваться внутреннему производству и реальному сектору
экономики.
Как повлияет
девальвация гривни на ускорение темпов инфляции?
— Я не вижу причин для ускорения инфляции осенью. Действует
ряд объективных и субъективных факторов, которые сдержат рост индекса
потребительских цен. Например, единственной проблемой группы продовольственных
товаров, которую мы имели летом, был рост цен на сахар. Его подорожание было
связано со спекуляциями отдельных игроков рынка, которые просто захотели
получить дивиденды. Сейчас в нашей стране есть достаточные резервы этого
продукта, чтобы держать ситуацию под контролем. Ожидаем, что по итогам года
инфляция в Украине не превысит 13%.
Рассчитывает ли
правительство на пополнение госбюджета поступлениями от приватизации, которые в
этом году запланированы на уровне 8,5 млрд грн?
— Даже во время кризиса наши объекты остаются довольно
привлекательными для иностранных инвесторов, поэтому планы продажи Одесского
припортового завода (ОПЗ), Укртелекома, энергоснабжающих компаний довольно
реалистичны. В этом году целесообразно провести приватизацию ОПЗ. Фонд
госимущества уже создал специальную комиссию, которая определила стартовую цену
99,567% акций завода в размере 4 млрд грн. Мы же будем делать все возможное для
того, чтобы ОПЗ был продан за наибольшую цену, учитывая приватизационные
условия.
А когда будет
приватизирован Укртелеком?
— Он будет выставлен на продажу, когда для этого будут
созданы наиболее благоприятные условия, особенно с точки зрения цены
приватизации.
Секретариат
президента распространил информацию о сложностях в отношениях с МВФ. Получит ли
Украина четвертый транш займа Фонда?
— Недавно я встречался с главой миссии МВФ в Украине Джейлой
Пазарбазиолу, и мы обсудили вопросы экономических рисков. Причин, которые
привели бы к разрыву отношений с Фондом, нет, как и объективных предпосылок для
задержки четвертого транша средств по кредитной программе stand-by. Идет
нормальная, конструктивная работа, иногда происходит корректирование позиций по
выполнению тех или иных условий программы, ведь сейчас ситуация в мире меняется
каждый месяц.
Мы рассчитываем получить деньги по плану — в ноябре.
Сотрудничество с МВФ является залогом скорейшего преодоления финансового
кризиса, а также важным стимулом проведения экономических реформ.
Выполнит ли
правительство все требования МВФ для получения четвертого транша, ведь цены на
газ для населения с 1 сентября так и не повысили...
— Кабмин выполнит все требования МВФ, которые являются
первоочередными, а также при условии если они не будут препятствовать
эффективному развитию национального хозяйства. Согласно договоренностям с
Фондом, если на данный момент мы не можем выполнить то или иное требование, то
нам дают отсрочку или устанавливают определенные условия, чтобы обеспечить его
выполнение.
Что касается повышения цен на природный газ для населения,
то такое решение не является прерогативой правительства, этим занимается
специальный орган — Национальная комиссия регулирования электроэнергетики
(НКРЭ). В июле комиссия приняла постановление № 812, которым предусмотрено
повышение предельного уровня цены на природный газ для предприятий коммунальной
энергетики на 20%, а с 01.01.2010 — ежеквартальное повышение цены на газ для
них на 20%. Тем не менее, согласно решению Окружного административного суда,
постановление НКРЭ о повышении розничных цен на природный газ для населения на
20% с 1 сентября 2009 года признано незаконным. Такое решение было принято
судом по представлению Национального форума профсоюзов, который признал
постановление НКРЭ ухудшающим социальное положение населения. У нас идут
постоянные консультации с МВФ по этому вопросу.
Большую часть средств
по программе stand-by МВФ перечислит нам уже в этом году. В 2010–2011 годах мы
получим только приблизительно $3 млрд. Понадобится ли Украине увеличение
финансирования со стороны МВФ?
— Как известно, денег никогда не бывает много. Но, по моему
убеждению, средства надо привлекать под конкретные проекты для поддержки
отдельных отраслей экономики. Дополнительные средства МВФ могут понадобиться в
случае реализации новых стратегических инвестиционных программ: развития новых
предприятий, внедрения программ модернизации производств, реализации программ
либерализации торгово-экономического режима и т. д.
Сейчас мы привлекаем средства других международных
финансовых организаций, в частности МБРР и ВБ, на реализацию инфраструктурных
программ, до конца года инвестиции составят около $5 млрд. Активно реализуем
крупные инвестиционные проекты, в частности Евро-2012, программы модернизации
национальной теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
МВФ улучшил прогноз
развития украинской экономики в 2010 году до 2,7%. Каковы планы развития
отечественной экономики в следующем году у правительства?
— Оптимизм МВФ вызван тенденциями развития мировых рынков,
от которых в большой степени зависит ситуация в украинской экономике. В 2010
году рост мировой экономики прогнозируется на уровне 2,5%, возобновится
повышение мировых цен на отдельных товарных рынках. 2010-й безусловно станет
началом выздоровления и национальной экономики, основные макроэкономические
показатели будут иметь положительную динамику. Согласно правительственному
прогнозу, темпы прироста реального ВВП составят 3,7%; рост индекса
потребительских цен — 9,7%; индекса цен производителей — 13,6%.
В 2010 году мы ожидаем возобновления активной инвестиционной
и внешнеэкономической деятельности. Сейчас мы расширяем рынки сбыта на
Азиатско-Тихоокеанский регион и Африку (Северную, Центральную, Южную), активно
продвигаем свою продукцию в странах Южной Америки. Поэтому в 2010-м
прогнозируется рост экспорта по всем товарным группам, чему будет
способствовать дальнейшая либерализация торговой политики — общий прирост
экспорта товаров и услуг составит 9,5%.
С какими странами
ведутся переговоры, которые помогут предотвратить торговые ограничения для
украинских экспортеров?
— В августе с министром экономики России Эльвирой
Набиуллиной мы подписали специальный протокол по предварительным консультациям
перед началом антидемпинговых расследований. Переговоры ведутся и с другими
государствами СНГ, в том числе со странами Центральной Азии. Мы фактически
завершаем переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом.
Украина существенно либерализовала свой внешнеторговый режим, и мы надеемся на
аналогичные шаги со стороны ЕС, хотя пока в отношении отдельных отраслей, в
частности химической промышленности, я таких шагов не вижу, что постоянно
подчеркиваю на переговорах.
До конца 2009 года мы сформируем ЗСТ со странами — членами
Ассоциации свободной торговли, а также начнем переговоры о создании зоны с Турцией
и Сингапуром. Эти меры позволят нашим производителям иметь определенные
преференции на рынках России и других стран, а компаниям этих государств —
возможности для продвижения своей продукции на нашем рынке. Торговая политика
должна быть довольно лояльной и ориентированной на сотрудничество, но при этом
мы стараемся защитить национальных производителей от недобросовестной
конкуренции и демпинга.
Вы имеете в виду
13%-ную надбавку на некоторые импортные товары, действовавшую в марте–сентябре?
Поддерживаете ли вы введение новых подобных ограничений?
— Я никогда не был сторонником введения дополнительных
надбавок на импортную продукцию и считаю нецелесообразным применять их в
будущем. К тому же, как показала практика, введенная в марте временная 13%-ная
надбавка к импортной пошлине на автомобили, холодильники и другие товары не
дала ожидаемых результатов. Ее действие не распространялось на товары из
государств, с которыми Украина заключила договоры о зоне свободной торговли —
страны СНГ и Македонию. За период действия надбавки импорт определенных товаров
в Украину фактически прекратился, однако это не привело к росту внутреннего
производства. А вот поступления в госбюджет упали: например, в I полугодии
2009-го налоги с импорта легковых автомобилей по сравнению с аналогичным
периодом 2008-го сократились в 3,1 раза. В январе–июле объем продаж новых машин
в Украине уменьшился на 74,4%, в том числе авто отечественного производства —
на 82%, импортных — на 75%.
Осенью 2008 года
одним из условий МВФ была отмена моратория на продажу сельскохозяйственных
земель. Будет ли он лишен законной силы в следующем году?
— Сейчас делать это нецелесообразно, так как в Украине не
сформирован цивилизованный рынок земли. В частности, нет необходимой
законодательной базы. Шаг за шагом мы создаем его. Когда этот процесс будет
завершен — вопрос политической воли и экономического интереса.
Какая судьба ожидает
НАК «Нафтогаз України», учитывая его сложное финансовое положение? В 2007–2008
годах речь шла о его возможной приватизации или реорганизации в несколько
независимых юридических субъектов.
— Сегодня главная наша задача — реформирование действующей системы газоснабжения, в том числе деятельности основных операторов газового рынка. Должна быть существенно реформированная структура НАК. Однако речь не идет о приватизации госкомпании или ее разделении на отдельные юридические субъекты. Чтобы обеспечить рациональное развитие предприятия и улучшить его финансовое положение, будет проведена внутренняя реорганизация, а неэффективные подразделения будут ликвидированы. В вопросе реформирования газового сектора мы надеемся на помощь Еврокомиссии и международных организаций.