Сезонная замена шин в Украине: возможно ли решение вопроса на законодательном уровне?
В преддверие нового
осенне-зимнего сезона компания Nokian Tyres Украина совместно с АСК «ИНГО Украина» инициировали обсуждение проблематики законного урегулирования вопроса
сезонной замены шин в Украине. На сегодня в Украине нет ни одного официального документа, указывающего,
какой тип шины должен быть установлен на том или ином транспортном средстве в
определенное время года. В правилах дорожного движения только зафиксирована
минимальная остаточная глубина протектора, составляющая для легковых
автомобилей
По-прежнему не
предпринято никаких шагов со стороны государства, хоть сколько-нибудь
говоривших об осознании степени важности повышения общего уровня образованности
отечественных автовладельцев. Поэтому
в Украине даже летом на дорогах встречаются автомобили, «обутые» в зимнюю
резину, а зимой – в летнюю, что приводит к значительному снижению безопасности
дорожного движения, так как именно свойства резины влияют на длину тормозного
пути. По словам заместителя начальника Департамента по урегулированию убытков
АСК «ИНГО Украина», около 50-60% всех зарегистрированных ДТП – это наезд на
впереди идущий автомобиль.
При среднесуточной температуре от +7 С и ниже резиновая смесь летней шины
может терять свою эластичность, при этом ухудшаются сцепные свойства шины и
увеличивается тормозной путь. Профиль протектора зимней шины, в отличие от
летней, имеет существенно большее количество ламелей. Именно благодаря им
обеспечивается качественное сцепление с дорожной поверхностью зимой. Резиновая
смесь зимней шины более мягкая и содержит большое количество натурального
каучука, который имеет высокий коэффициент трения. Это позволяет сохранить
высокие сцепные свойства при низких температурах. Всесезонные шины –
сомнительный компромисс: зимой необходима эластичная шина, которая не
затвердеет, летом же шина не должна быть слишком мягкой. Если шина выдерживает
мороз, в жару она может расплавиться и наоборот.
По словам
Виктора Дрозда, во всех договорах ведущих страховых компаний зафиксировано
положение, в соответствии с которым страховым случаем не является то ДТП, которое
произошло по вине несезонного использования шин.
«Мы получаем
множество запросов от различных страховых компаний, независимых экспертов,
судовых экспертов с просьбой проконсультировать: является ли та или иная модель
шины нашего производства зимней или же летней, использовалась ли она в
соответствии с сезоном, - сообщает Директор компании Nokian Tyres Украина Игорь
Богданов, - К сожалению, в большинстве случаев мы вынуждены констатировать тот факт,
что автомобиль был «обут» не по сезону. Наш ответ вызывает негативную реакцию у
тех автомобилистов, которым было отказано в выплате страховой премии из-за
такого вот неграмотного использования шин. Проблема в том, что большинство
автомобилистов не понимают значения шин, не уделяют должного внимания вопросам
сезонности, таким параметрам, как индекс нагрузки, индекс скорости. А ведь эти
показатели серьезно влияют на поведение автомобиля. Поэтому компании Nokian Tyres очень важно
донести до автомобилистов тот факт, что выбору шины и своевременной ее замене необходимо
уделять серьезное внимание».
Европейская практика
показывает, что данный вопрос более чем серьезно воспринимается в ведущих
странах мира со схожими с Украиной климатическими условиями. К примеру, въехать на территорию Финляндии с
декабря по конец февраля можно только на машине, «обутой» в зимние покрышки.
Шипованные шины в этой стране можно использовать только до 31 марта. В
Прибалтике зимние шины обязательны для использования с 1 декабря по 1 марта,
устанавливать их можно уже в ноябре, а снимать не позже начала апреля.
В Норвегии зимние
покрышки необходимо «обувать» уже с 1 октября. В Великобритании за каждое
правонарушение существует штраф на уровне 4 по шкале дисквалификации с 3
штрафными баллами. Уровень 4 в настоящее время составляет £ 2500, и каждая
неисправная шина рассматривается как отдельное преступление.
Даже в России 30 апреля
2009 года был внесен на рассмотрение Госдумы пакет поправок в закон «О
безопасности дорожного движения», в которых прописаны жесткие ограничения на
использование шипованных шин летом, а также запрет на эксплуатацию летних шин
зимой. Как говорится в законопроекте, некий депутат А. Иванов предложил обязать
российских водителей использовать зимние
покрышки на автомобилях массой до 3,5 тонн в период с 1 декабря по 1 марта.
Уровень образованности отечественных
автомобилистов относительно важности грамотного похода к замене шин, как сезонных, так и по факту износа, по прежнему оставляет желать лучшего. В стране не
ведется статистика ДТП, произошедших по вине изношенных или же обутых не по
сезону шин. И если факт изношенных шин регулируется
законодательством, и данный пункт фиксируется в страховых договорах, то
использование шин не по сезону остается в нашей стране абсолютно
неурегулированным вопросом.
Проведение данной пресс-конференции обусловлено желанием компаний Nokian Tyres Украина и АСК «ИНГО Украина» привлеч внимание широкой общественности к озвученной проблеме, ее обсуждению в СМИ, в надежде на рост
самосознания у граждан в преддверие нового зимнего сезона, традиционно наиболее
опасного для автомобилистов.
Для справки:
Nokian Tyres – крупнейший производитель шин в Северной Европе и
один из мировых лидеров этой отрасли по уровню доходов. Компания занимается
разработкой и производством летних и зимних покрышек для легковых автомобилей,
а также шин для различной тяжелой техники. Компания является наибольшим
производителем протекторов и крупнейшим владельцем цехов для нанесения
протекторов в Северной Европе.
Компании Nokian Tyres принадлежит сеть шинных центров Vianor, в которую
входит 541 точка в Финляндии, Швеции,
Норвегии, Эстонии, Латвии, Украине и России.
Отдел разработки продукции, управления и маркетинговые отделения компании
расположены в финском офисе компании в г. Нокиа. Компания владеет двумя
заводами: один в Нокиа (Финляндия), второй – во Всеволожске (Россия).
Российский завод открылся летом 2005
года.
Nokian Tyres plc была основана в 1988 году. В 1995 году ее акции были
размещены на фондовой бирже в Хельсинки.
История компании началась в 1898 году, когда была открыта финская фабрика
по производству резины Suomen Gummitehdas Oy. Производство шин для пассажирских
автомобилей началось в 1932 году, а самый известный продукт компании – шина
Nokian Hakkapeliitta – появилась на рынке в 1936 году.
АСК «ИНГО
Украина», входящая в состав
Международной страховой группы «ИНГО», начала свою деятельность в 1994 году.
В настоящий момент в компании работает более пятисот
высококвалифицированных специалистов. Помимо центрального офиса в Киеве,
функционирует двадцать шесть филиалов во всех областных центрах Украины и
более 100 офисов обслуживания клиентов.
АСК «ИНГО Украина» предоставляет услуги в
форме добровольного и обязательного страхования (40 видов). Компания
обеспечивает страховую защиту по всем видам рисков, выделяя три основных
направления деятельности: работа с корпоративными клиентами, специальные риски
(морские, авиационные, кредитные) и страхование физических лиц.
По состоянию на 30.06.2009
Уставный фонд компании –
130,9 млн грн.;
Страховые премии – 233,5
млн грн.;
Страховые выплаты – 139,9
млн грн.;
Технические резервы – 233,6
млн грн.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Пресс-служба компании Nokian Tyres в Украине
Виктория Шпак
Тел. +380 44 501 2909
Моб. +380 67 243 9908
e-mail: victoria.shpak@s-f.com