Оптимизм вернулся на рынок страхования жизни. Если верить данным Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, то лайфовые компании за 2016 год нарастили премии на 26%, собрав свыше 2,7 млрд страховых платежей. Правда, масштабы страхования жизни в Украине по-прежнему несравнимы с объемами развитых рынков. В нашей стране лайф составляет 0,1% ВВП, а в Польше, к примеру, почти 3% ВВП. Более того, в Европе страховые компании свыше 60% премий получают именно за счет страхования жизни, в Украине – лишь 8% валовых премий.
Но страховщики говорят, что население, разуверившись в надежности банков и утомившись ждать пенсионную реформу, все чаще выбирает накопительное страхование для защиты своих сбережений. И эта тенденция в ближайшие годы будет набирать обороты.
Расправив плечи
Статистика рынка страхования жизни за 2016 год выглядит гораздо бодрее, чем годом ранее. В 2015 году лайфовые СК увеличили премии лишь на 1,2%. А вот количество страховых компаний сокращается: в течение прошлого года с рынка ушло 10 страховщиков. В результате, в реестре Нацкомфинуслуг к началу 2017 года осталось менее 40 компаний по страхованию жизни. Хотя стоит отметить, что львиную долю премий, так или иначе, генерирует первая десятка игроков.
Также, по данным комиссии, свыше 95% платежей лайфовые СК в 2016 году получили непосредственно от страхователей-физлиц. Это говорит о том, что корпоративные клиенты (работодатели) все еще редко выбирают накопительное страхование как инструмент мотивации своих сотрудников. Количество договоров по страхованию жизни, напротив, сократилось за год на 240,9 тыс до 846,4 тыс. Кроме того, если на 31 декабря 2015 было застраховано 4,94 млн физлиц, то за год их количество уменьшилось до 4,17 млн.
В структуре премий наибольший вес (62,4%) имеют договора накопительного страхования. Другие договора страхования жизни, к которым относятся преимущественно полисы краткосрочного страхования, приобретенные банковскими заемщиками (т.н. bancassurance), занимают менее 27%. Крошечную долю, порядка 0,7%, в общем объеме платежей занимают договора пенсионного страхования.
Резервы компаний по страхованию жизни за 2016 год ощутимо сократились. Почти на 42% до 1 млрд грн. Основная причина падения резервов, согласно оценкам Нацкомфинуслуг, досрочные расторжения договоров страхования. При этом большую часть резервов (44%) страховщики размещают на банковских депозитах. Еще 25,3% находятся в государственных ценных бумагах, 16,3% – права требования к перестраховщикам, а 11% резервов – это средства на текущих счетах.
Кто здесь главный?
Расстановка сил на рынке страхования жизни особо не меняется (см.таблицы). Лидерами как по объему активов, так и по сумме привлеченных премий остаются преимущественно «старожилы» с иностранными акционерами. Это «Граве Украина Страхование Жизни», «МетЛайф», «Уника Жизнь», «PZU Украина Страхование Жизни», «Княжа Лайф». В этот перечень попала и СК «ТАС», имеющая украинские корни.
Причем, в течение 2016 года все анализируемые компании наращивали премии. Провала не было ни у кого. Наивысшие темпы роста продемонстрировали «АХА Украина Страхование Жизни» и «ИНГО Украина Жизнь». Кроме них - «Классик Страхование Жизни», «МетЛайф» и «PZU Украина Страхование Жизни».
В то же время, анализ структуры премий показывает, что далеко не все компании занимаются классическим страхованием жизни. Например, у «Аска-Жизнь» доля премий, полученных по накопительным договорам, составляет лишь 1,7%, у «ИНГО Украина Жизнь» - 2,6%. Это свидетельствует о том, что большую часть платежей эти компании привлекают за счет страхования заемщиков. К страховщикам, которые «увлекаются» bancassurance, также относятся «Уника Жизнь» и СК «ТАС».
Сокращение резервов за 2016 год зафиксировано только у страховой компании «Аска-Жизнь», а падение собственного капитала – у «МетЛайфа», «КД-Жизнь», «Классик Страхование Жизни», «ИНГО Украина Жизнь».
Один из показателей, который характеризует потенциальную устойчивость компании по страхованию жизни, покрытие резервов собственным капиталом. Это соотношение показывает, сможет ли страховщик в критической ситуации в полном объеме выполнить обязательства перед клиентами. Соответственно, чем ближе покрытие резервов капиталом к 100%, тем выше вероятность, что компания переживет трудности без плачевных последствий. Хотя, стоит отметить, что важен не только объем собственного капитала, но и его качество.
Не менее важный индикатор – соотношение выкупных сумм и привлеченных премий. Выкупная сумма – это, по сути, досрочно разорванный договор страхования. Соответственно, чем больше процент расторжений – тем выше доля выкупных сумм в премиях. Показатель до 5% считается приемлемым, до 10% - допустимым. Если он существенно выше, это может говорить о том, что клиенты не доверяют компании, изымая свои сбережения. Например, среди анализируемых компаний выкупные суммы превышают упомянутый порог у «Теком-Жизнь» (35%), «Княжа Лайф» (15,1%) и СК «ТАС» (11,9%). У остальных игроков они находятся в пределах норматива. Поэтому можно сделать вывод, что портфели большинства компаний стабильны и катастрофического оттока клиентов нет.
«Вместе с тем, по нашим наблюдениям, в последние годы, несмотря на сложное состояние экономики, люди в значительной мере перекроили свои бюджеты и не считают необходимым досрочно расторгать договора и забирать выкупные суммы. Да, частные случаи встречаются, но это происходит всегда», - говорит Андрей Коломиец, CEO международного онлайн-сервиса Finscanner.com.
За шаг до рывка
По прогнозам страховщиков, в 2017-2018 годах темпы роста рынка сохранятся. «Более того, именно 2017-й станет переломным для всего финрынка в целом, и для страховой отрасли – в частности. Фактически завершена санация банковского сектора, которая стала болезненным, но необходимым шагом. Продолжается сближение Украины с Европейским союзом в рамках Соглашения об Ассоциации и возобновлено сотрудничество с МВФ. Все эти сигналы формируют фундамент для восстановления», - считает Наталья Базилевская, председатель правления СК «Граве Украина Страхование Жизни».
Одним из драйверов роста, как считают эксперты, будет спрос не только на классические накопительные продукты, но и на программы, которые предлагают расширенное покрытие.
В частности, страхование на случай критических и серьезных заболеваний, хирургического вмешательства, лечения в стационаре. «Подобные ситуации требуют значительных финансовых трат и при этом выбивают из привычного ритма жизни всю семью, не позволяя работать и зарабатывать. Поэтому потребность в страховании на случай болезни сегодня очень высока. И мы видим желание и готовность клиентов приобретать такие программы», - говорит Инна Белянская, член правления, директор департамента по развитию индивидуальных продаж страховой компании «МетЛайф».
Растет интерес к программам дополнительного пенсионного обеспечения. Поскольку пенсионная реформа раз за разом откладывается, и внедрение 2-го накопительного уровня под вопросом, население ищет возможность компенсировать недостатки солидарного уровня и обеспечить себе достойную пенсию. Ответом на этот запрос становятся программы пенсионного страхования. Такой договор подвязан к выходу страхователя на пенсию, и предусматривает разные варианты выплат. Например, в виде пожизненной пенсии, либо выплату в течение определенного срока (5-10-15 лет).
«Все выше интерес к программам накопительного страхования детей. Думаю, во многом это обусловлено желанием наших граждан дать им качественное образование. Мы видим, как растет популярность обучения в вузах за рубежом, в той же Польше. Чтобы предоставить эту возможность ребенку, родителям нужны значительные средства. А при текущем уровне дохода большинства наших сограждан только накопительный договор страхования жизни позволяет эффективно решить вопрос финансирования учебы», - рассуждает Инна Белянская.
Борьба за доверие
Впрочем, проблем на рынке тоже хватает. Одна из основных – недоверие со стороны клиентов, которые сомневаются в надежности страховщиков. И хотя банкротств в банковском секторе за последние годы произошло несравнимо больше, страхователей пугает тот факт, что им нужно вверить страховой компании деньги на долгие годы. И 100% гарантии их сохранности никто не дает. Подтверждением этому стал скандал, разразившийся осенью 2016 года вокруг страховой компании «Гарант-Лайф», которая попросту исчезла. В итоге Нацкомфинуслуг аннулировала страховщику лицензию, а дело было передано в прокуратуру и Службу безопасности Украины.
Тем не менее, в 2017 году Нацкомфинуслуг планирует ужесточить регуляторные требования к компаниям по страхованию жизни, что должно повлиять на их надежность. «Произойдет пересмотр требований к капитализации страховщиков, к правилам резервирования, к уровню их ответственности», - перечисляет Наталья Базилевская.
Ключевой задачей для страховых компаний станет не только привлечение новых, но и удержание «старых» клиентов. «Ожидания связанны и с оздоровлением банковского сектора, что позволит возобновить рост продаж лайфовых продуктов. Пока люди не убедятся, что гривне снова можно доверять в долгосрочной перспективе, ожидать существенной динамики продаж накопительных программ не стоит. Хотя этот сегмент рынка однозначно будет расти», - прогнозирует Андрей Коломиец.
Итоги деятельности крупнейших компаний по страхованию жизни
* на основе данных страховых компаний и рейтинга InsuranceTOP
Автор: Павел Харламов, специально для Контракти.ua