Украина стремится присоединиться к Евросоюзу , но уровень поддержки среди многих стран-участниц организации или слишком низкий, или вообще отсутствует. Многие из них боятся реакции России. Кроме того, им не хватает понимания климата в Украине после Майдана так же, как и понимания приверженности страны к интеграции с Западом.
Ситуация не простая во всех аспектах. Война до сих пор тлеет вдоль линии разграничения в Донбассе, политика США в отношении ЕС и Украины остается неопределенной, Россия до сих пор жестко выступает против вступления Украины в ЕС, а сама Украина оказалась перед двойным вызовом войны и реформ. Только перспектива присоединения к Евросоюзу и НАТО может обеспечить рамки, в которых Киев сможет решать все свои проблемы одновременно. Эффективность этой модели была проверена во времена присоединения центральноевропейских и юговосточных стран Европы к организации.
"Если ЕС не позволит стране иметь реалистичные европейские надежды, послемайданная Украина может потерпеть неудачу, так же как во времена после Оранжевой революции со всеми трагическими последствиями. Но как можно предоставить надежную перспективу вступления в ЕС и добиться прогресса на пути к присоединению во всех секторах одновременно? Для этого Украине нужны новые стратегические подходы и союз друзей, партнеров, союзников, который бы объединял страны с похожими интересами", - пишет в статье для Atlantic Council Гюнтер Фейлингер, передает Зеркало недели. Украина.
Он советует обратить внимание на 8 стран: Албанию, Боснию и Герцоговину, Хорватию, Косово, Македонию, Черногорию, Словению и Сербию. Все они пережили похожий травматический опыт после войны и разрушений в 90-х годах. Но теперь у них есть 17 лет опыта восстановления. Они разделяют общие стратегические цели присоединиться к ЕС и НАТО. Некоторые из них уже этого достигли. К примеру, Хорватия в 2009-м вступила в НАТО, а в 2013-м - в ЕС. По мнению автора, те страны, которые уже вступили в эти организации, могут помочь другим, которым еще предстоит пройти свой путь и преодолеть похожие вызовы в проведении внутренних реформ.
"Опыт реформ и трансформации на Балканах важен для Украины. В 90-х эти страны были в таком же состоянии, как Украина сегодня, а может и даже в еще худшем. Европа и Запад разработали институты, которые помогли превратить истощенные войнами страны в успешных членов, как в случае Хорватии, или приемлемых кандидатов на вступление, таких как Черногория", - говорится в статье.
Остальные балканские страны за пределами ЕС, такие как Сербия и Албания, благодаря этой работе теперь в лучшем состоянии, чем они когда-либо были. И хотя никто не доволен нынешним статусом балканских стран, их секторы энергетики, финансов, инфраструктуры, торговли, безопасности, в реформировании которых ЕС принял участие или повлиял на ход процесса, достигли лучшего результата и эффективности, чем у других стран. Особенно показательным стало это сотрудничество со времен запуска "Берлинского процесса" в 2014 году, в рамках которого происходит координация на высшем уровне между Балканскими странами и чиновниками ЕС. Этот формат появился частично в качестве ответа на вмешательство России.
Автор отмечает, что пока наиболее решительная реформа, которую провела Украина, касалась энергетического рынка. По его мнению, вряд ли удалось бы добиться результатов так быстро, если бы Украина не была членом Энергетического сообщества Юговосточной Европы. Опыт в проведении реформ и экспертная оценка Секретариата в Вене, регуляторные правила Энергетического сообщества и готовность Украины выполнять обязательства позволили действовать на удивление быстро.
Похожие структуры во многих других сферах были созданы как раз с целью помощи послевоенным Балканам восстановиться. Автор указывает, что спектр таких институтов на сегодня очень широкий: от Центра повышения квалификации в сфере финансов, который действует в Словении, до Региональной школы государственного управления в Черногории, Юго-Восточного европейского центра предпринимательства в Хорватии или Региональной антикоррупционной инициативы в Боснии и Герцеговине. Они помогли странам на Балканском полуострове, и теперь могут так же помочь Украине.
По мнению автора, такой секторальный подход, основанный на использовании существующих институтов и надежных оценок может поддержать процесс трансформации в Украине, так же как и в Молдове, и в Грузии, предав определенного веса диалогу о возможном расширении ЕС, учитывая украинскую экономическую важность. Автор замечает, что Украина - это большой вызов, учитывая ее размеры и проблемы. Но ее также можно считать и самой большой возможностью.