Контракти.ua

13752  —  27.08.09
«В новый сезон – с проверенной тактикой «открытых ладоней»
«В новый сезон – с проверенной тактикой «открытых ладоней»

Интервью с Еленой Михайловской, ведущим специалистом по PR отдела маркетинговых коммуникаций и CRM компании «Фокстрот. Техника для дома»

Елена, Вы специалист по PR отдела маркетинговых коммуникаций. Кому в компании на Ваш взгляд должна подчиняться функция PR?

Вопрос более чем актуальный, уверена что для всех. В компании «Фокстрот. Техника для дома» PR-служба находится в составе отдела МК (маркетинговые коммуникации), соответственно функционально подчинена руководителю отдела. Но есть и PR-департамент группы компаний «Фокстрот», который ранее подчинялся учредителям, теперь же исполнительному директору управляющей компании.

По моему убеждению, PR должен курироваться непосредственно главным управляющим, так как у данного вида МК совершенно особая миссия, которая заключается не только в продвижении рекламных сообщений посредством нерекламного инструментария, а главным образом в формировании доверия потребителей, служит «строительным раствором» в укреплении репутации компании и является неотъемлемым «одушевлением» имиджа бренда. Поскольку в «Фокстрот» руководство компании вполне досягаемо, то место PR в организационной структуре совершенно обосновано.

Какие стратегии PR-коммуникаций, на Ваш взгляд, наиболее актуально использовать в современных условиях?

В этот период в PR-коммуникациях актуально использовать авторитетных спикеров, а именно первых лиц компании. Ведь в период финансового кризиса развился также и кризис доверия к компаниям (брендам) и как источник информации, на первый план выходят личности, «капитаны бизнеса».

Роль PR первых лиц становиться одной из самых важных составляющих для всей коммуникационной политики. «Рулевой» должен демонстрировать выдержку и демонстрировать основной курс, который он прокладывает.

Также повысился спрос на аналитику, прогнозы, расчеты, экспертное мнение и т. п., в которых нуждается пресса для обоснования тех или иных версий будущего. Этот спрос умные компании стремятся активно удовлетворить — это первая возможность для PR в длинном списке таковых.

За компанией прочно закрепился имидж эксперта рынка. Наши сотрудники — активные участники различных мероприятий (саммиты, конференции, круглые столы, семинары). Топ-менеджмент — это рупор компании, ведь для СМИ их высказывание достаточно авторитетно, да и если что, с ними «привлекательней» вступать в полемику (повышается рейтинг издания, портала и т. п.). Есть целевые запросы, например, из разряда категорийной отрасли (как повлияло введение 13% пошлины на продажи холодильников, их цену и т. д.) — тут авторитетным и уместным будет комментарий эксперта — начальника отдела крупной бытовой и встраиваемой техники. То есть, чёткое различие — не самопиар (личностный), а PR компании, как эксперта рынка, лидера мнений.

Мы активно работаем с потребительскими форумами и начинаем постепенное сотрудничество с потребительскими инстанциями — это инновация для нашего сегмента. А в целом, Америку не открываем. Ориентируемся на потребителя, рынок и конкурентов.

PR-программа выстраивается в соответствии с маркетинговой стратегией компании. Только цели трансформируются в разрезе PR-возможностей. Почти все проекты пересекаются, так как мы стараемся задействовать коммуникационный микс для большей эффективности и оптимизации бюджетов. Например, идёт сейчас акция в сети условно «Купи технику по спец-цене и выбери подарок на 10% от потраченной суммы + действует 0% кредит».

Допустим, запустили ТВ-ролик, оформили наружку и точки продаж, корпоративный сайт. Если ещё разместить макеты в прессе, дать радио-рекламу, то денег выкинем много, шум поднимем, а гарантии повышенных продаж не получим. Такого рода промо-акция может сработать весьма успешно и бюджетно по затратам, если поднять тему 0%-кредита — ведь все уже забыли былые времена и стали страшиться кредитов пуще прежнего. А ведь банки реально стали идти на уступки для своих партнёров-сетей. И условия кредитов весьма выгодны для экономии потребителей. Так как рассрочка, да без переплаты — это то, чем воспользовались бы многие. Дополнительно свою ЦА мы можем найти в интернете — недорого и эффективно.

По Вашему мнению, как должна выглядеть компания для целевой аудитории?

Компании необходимо демонстрировать свою надежность и то, как она успешно преодолевает кризис: непрерывно и с помощью различных «индикаторов» — информационных поводов, действий компании, интервью первых лиц. В ситуации, когда негативные новости преобладают, компания должна генерировать и противопоставлять им позитивные поводы, всячески подчеркивать активность в борьбе за каждого клиента, сотрудника, партнера.

Исходя из анализа мониторинга СМИ в своём сегменте рынка, наша компания проявляет самую высокую активность. Но с другой стороны, мы же и являемся мишенью для «заказухи». Всё же лучше быть «на слуху», чем «кануть в бездну», особенно для лидера рынка!

Не менее важно сформулировать и донести до участников рынка и СМИ основную позицию относительно происходящих событий: как компания оценивает кризис, каким образом планирует преодолевать возникшие трудности, что делается для укрепления финансовой устойчивости, какие меры проводятся в отношении коллектива и т. п. Такая тактика «открытых ладоней», когда бизнес показывает свою открытость и желание отвечать на трудные вопросы, приносит свои плоды.

Как я уже говорила ранее, в период кризиса руководитель становится основным ньюсмейкером, и именно использование первых лиц в коммуникационной стратегии позволяет связать образ компании с образом сильного успешного руководителя. Он, образно говоря, превращается в репутационный гарант и рупор политики компании.

Кстати, употребление слова «кризис» или его производных считается достаточно спорным моментом. Как Вы считаете, где оно уместно и где допустимая грань?

Этическая грань должна быть соблюдена во всём. Ну к примеру в привязке с юмором — кризис бы смотрелся не так страшно, а даже смешно. Например, акция сети аптек: «Купи 10 упаковок активированного угля и получи Антикризисную Виагру в подарок». Вы не согласны?

А как изменились «посылы» к покупателю в Вашем сегменте? И какая основная идея «обращения» (посредством PR) к ЦА сегодня?

В своих кампаниях мы не употребляем слово «кризис», используем понятие «экономии», базируясь на рациональности покупок в сложное экономическое время. Считаем, что это то время, когда люди становятся более духовными и семья служит объединяющим и сближающим убежищем. Мы аппелируем к эмоциональному (семья) с рациональным предложением (товар).

Как Вы считаете, насколько «правильно» активно PR-ить социальные акции компании? Нужно ли? Как правильно подать информацию, чтобы не вызвать «обратной реакции»?

Вот тут самое время вернуться к понятию «этической грани». Если это меценатство, благотворительность и т. п. — то PR возможен в таком русле: «Компания выделила в этом году энную сумму на благотворительные акции и т. д. Самый лучший PR для компании в этой сфере — это то, что компания поддерживает такие проекты под грифом «без комментариев».

Если же речь идёт о спорте и т. п. — это благоприятный повод для продвижения и привлечения нации к здоровому образу жизни.

Привожу пример, когда мы начали поддерживать лучный спорт, о нём в Украине никто не говорил. А когда на Олимпиаде в Пекине 2008 наш лучник Виктор Рубан выиграл олимпийское золото, вся страна возрадовалась. Вот вам и метаморфозы в PR...

Только ли «маркетинг» продаёт?

PR тоже может продавать, усиливая доверие к рекламным сообщениям. А в глобальном смысле — эффективность PR не всегда можно измерить здесь и сейчас. Да, ЦА разные, но основная для всех — это потребитель. Поэтому львиная доля коммуникаций припадает как раз с ориентацией на них. А всё, что нужно согласовывать с руководством — это и есть индикатор своевременности PR-сообщений, их актуальность. Тут проявляется важность PR для руководителей, и, если хотите, эффективность PR в целом.

Какова роль и инструменты PR во взаимоотношениях с потребителем — Customer Relations Management?

CRM — это сложный механизм, намного сложнее, чем написано в литературе. На сегодня, могу с уверенностью сказать, что инвестировав в этот продукт, компания значительно больше имеет возможностей открыто контактировать с потребителями.

Это уникальное конкурентное преимущество, но и в значительной степени ответственное и рискованное. В «Фокстрот» этот ресурс многогранен: программа лояльности, контакт-центр, служба по работе с рекламациями. Это не просто коммуникация с лояльными потребителями, пополнение базы данных активных покупателей и ответ операторов на вопросы по телефону. Это взаимодействие с покрытием всей Украины — более 250 магазинов, да ещё и Молдова. Это решение спорных вопросов, улаживание инцидентов и т. д. У нас же сеть ещё и привязана к ремонтному обслуживанию. А тут, как вам известно, всех не «обогреешь» — в этом и ответственность. Зато, данный продукт позволяет совершенствоваться компании и реализовывать в полной мере клиентоориентированную стратегию. И здесь хотелось бы сделать акцент на одной из составляющих — работе с жалобами покупателей. Этому следует уделять особое внимание. Ни одна жалоба не должна остаться без ответа, поскольку это одна из составляющих имиджа торговой сети.

 

Справка о компании: Компания «Фокстрот. Техника для дома» была основана в 1994 году и на сегодняшний день является безусловным лидером украинского рынка по розничной продаже аудио-, видео-, бытовой техники и электроники в сетевом сегменте. Состоянием на 30 июня 2009 года компания насчитывает 266 торговых точек, из них сеть «Фокстрот. Техника для дома» — 199 супермаркетов, сеть «FoxMart» — 34 гипермаркета, стоковые центры «Техношара» — 13, салоны «Фокстрот. Цифровая техника» — 1. Компания представлена в 102 областных и районных центрах Украины, общая торговая площадь объектов составляет более 200 000 кв. м. В 2007 году компания вышла на международную арену и представлена в Молдове.

 
Статьи по теме
Відомий бізнесмен продовжує підтримувати Україну
Відомий бізнесмен продовжує підтримувати Україну

Рінат Ахметов стверджує, що мирний договір із рф можливий тільки на умовах України, яка, зокрема, вимагає виведення російських військ і відновлення контролю над усіма захопленими територіями. Бізнесмен наголосив, що Україна бореться не тільки за свою свободу, а й за свободу всієї Європи. Рінат Ахметов подав позов до Європейського суду з прав людини проти росії, вимагаючи компенсації за грубі порушення його майнових прав під час неспровокованої військової агресії росії проти України.
02.09 — 399

Игристые из разных стран мира — названия и характеристики
Игристые из разных стран мира — названия и характеристики

Игристое — легкий приятный на вкус алкоголь, который ассоциируется с новогодними праздниками и значимыми событиями. По привычке многие все его виды называют шампанским. При этом надпись Champagne может стоять только на винах, произведенных в Шампани классическим методом из определенных сортов винограда. Игристые, произведенные в других странах, имеют свои названия и характеристики, с которыми предлагаем вам ознакомиться.
29.04 — 385

Як урізноманітнити меню при ГВ?
Як урізноманітнити меню при ГВ?

Правильне і різноманітне харчування при грудному вигодовуванні (ГВ) відіграє ключову роль у забезпеченні не тільки здоров'я жінки, а й в розвитку і здоров'ї малюка. Дієта при ГВ повинна бути збалансованою, різноманітною і корисною, щоб забезпечити організм всіма необхідними поживними речовинами, та збагатити склад грудного молока.
06.03 — 344