У каждой нации свои особенности. Немцы очень практичны, англичане слишком самолюбивы, испанцы чересчур эмоциональны. У украинцев не было изюминки, если не считать гастрономических предпочтений. Но благодаря аналитикам Нацбанка она появилась.
Текст: Дмитрий ГОНГАЛЬСКИЙ, Контракты
К сожалению, украинцы — неврастеники. Как утверждают в НБУ, причина очередного витка девальвации гривни — скупка валюты населением. Почти полгода граждане Украины сохраняли спокойствие, но вдруг их терпение лопнуло, и, поддавшись паническим настроениям, они бросились к обменникам.
Еще одна наша особенность: если верить Нацбанку, мы хоть и психи, но люди небедные. Казалось бы, экономическое потрясение, достигшее неимоверного размаха именно в Украине, приведет к существенному сокращению доходов граждан. И судя по статистике Госкомстата, мы действительно стали зарабатывать меньше. Но у Нацбанка есть другая информация. А именно: в июле наличных денег в обращении стало меньше на 3 млрд грн. Это и есть та сумма, которую обедневшее население, оторвав от сердца, отнесло в обменные пункты. То есть каждый украинец, включая новорожденных, купил доллары на 71 грн. Ни сокращение зарплат, ни увольнения, ни даже инфляция с девальвацией не повлияли на способность граждан закупать валюту впрок. И самое удивительное: скупка инвалюты проходила, видимо, ночью, потому как очереди у обменников появились только в августе, когда курс покатился в строго заданном направлении. Примечательно, что причина августовской девальвации по версии Нацбанка уже иная: большие платежи по внешним контрактам. То есть сначала психануло население, а потом занервничали импортеры.
Но почему нервы прибедняющихся украинцев сдали именно в жарком июле? Почему не в июне или марте? И почему они, собственно, не могли потерпеть хотя бы до сентября? Что же такого особенного случилось в конце июля? Здесь на помощь Нацбанку приходит Секретариат президента (СП) со своими цифрами.
По мнению представителей СП, из состояния равновесия украинцев вывело «недоверие к программам правительственной поддержки, которые сейчас презентуются Кабмином». То есть именно в июле граждане впали в истерику, видя, как «вона працює».
Будучи психически неуравновешенными, мы, конечно же, не обратили внимания на подозрительно растущий фондовый рынок при девальвирующей гривне, резкое улучшение в базовых отраслях экономики, падение доллара на мировых площадках и прекращение рецессии в США, Германии, Франции и других странах. Мы даже не заметили, как приходит в себя украинская экономика. В II кв. 2009-го, по данным того же Нацбанка, рост ВВП составил 4% по сравнению с I кварталом.
А теперь, как говорят математики, пойдем от обратного и сделаем смелое предположение, что украинцы абсолютно психически здоровые люди. И самые уравновешенные из нас — крупные бизнесмены, например, владельцы промышленных гигантов, поставляющих продукцию на экспорт. В последние месяцы их нервные клетки восстанавливаются особенно быстро, поскольку спрос на продукцию существенно возрос. Пускай объемы I полугодия 2008-го остаются еще розовой мечтой, но начало 2009 года уже стало дурным сном. Неимоверная девальвация гривни не оставила никаких шансов их конкурентам из более благополучных стран, даже несмотря на отсталые технологии и дорогие энергоносители. Растущие продажи повлекли за собой увеличение валютной выручки, накапливающейся на счетах в зарубежных банках. Постепенно деньги небольшими дозами стали возвращаться на Родину. Но курс это не спасло. Хотя чему тут удивляться? Кто станет продавать доллары при укрепляющейся гривне, кроме населения?
Продолжение читайте в свежем номере (33-34) Контрактов