Еще в сентябре прошлого года премьер-министр Владимир Гройсман потребовал от подчиненных обеспечить промышленность более дешевой электроэнергией, поскольку существовавшие тарифы делали продукцию украинской промышленности неконкурентными. К концу года требование премьера было выполнено. Однако в начале текущего года тарифы снова начала повышаться.
Было приказано подешеветь
Накануне новогодних праздников у промышленных предприятий появилась надежда, что правительство выполнит свое обещание, и бизнес таки получит дешевую электроэнергию. 20 декабря Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила решение, согласно которому с 1 января 2017 года оптово-рыночная цена (ОРЦ) электроэнергии снижается на 10% до 1341,57 гривен за 1 МВт-ч (без НДС). Кроме того, по решению НКРЭКУ с 1 апреля ОРЦ будет снижена еще на 5,8% - до 1263,76 гривен за 1 МВт-ч. Таким образом, суммарно в этом году ОРЦ должна быть снижена на 15,2% и на этом уровне ее планируется удерживать до конца текущего года.
ОРЦ формируется исходя из стоимости электрической энергии, которая закупается у ее производителей - атомных электростанций, тепловых (ТЭС), гидроэлектростанций, ветро- и солнечных электростанций. В ОРЦ также входят затраты на диспетчеризацию и содержание магистральных электросетей, платежа за услуги госпредприятия «Энергорынок», платежей производителям электроэнергии на реконструкцию и модернизацию оборудования, прогнозного объема акцизного налога, а также прогнозного объема дотаций, за счет которых компенсируется нерыночная цена на электроэнергию для населения.
От прогнозной ОРЦ зависит как стоимость электроэнергии для конечных промышленных и прочих потребителей (кроме населения, для которого цена зафиксирована). От ОРЦ зависят доходы облэнерго и операторов электросетей.
Следует отметить, что до этого момента ОРЦ росла уже 25 лет. При этом существенный рост ОРЦ припал как раз на последние годы. Например, еще в 2010 году оптово-розничная цена была 479 гривен за 1 МВт-ч. Только за 2016 год ОРЦ выросла более, чем на треть - до 1490 гривен за 1 МВт-ч.
Повышение оптово-рыночной цены тянуло вверх и розничные тарифы на электроэнергию для промпотребителей. Например, на январь 2016 года тарифы для промпредприятий в зависимости от класса напряжения составляли 124,22-158,94 копейки за 1 кВт-ч, а уже на декабрь 2016 года розничная цена выросла до диапазона 157,28-196,99 копеек за 1 кВт-ч. Это более, чем на четверть всего лишь за один год.
Рост тарифов на электроэнергию существенно вредит украинской промышленности, поскольку лишает ее последних конкурентных преимуществ. Украинская экономика - очень энергоемкая. Энергоемкость ВВП Украины превышает аналогичный показатель европейских стран более, чем в 3 раза. Поэтому цены на основные энергоносители (газ, электроэнергия, уголь) для отечественной промышленности имеют просто таки критическое значение.
Откуда такие блага?
Промышленность получила от НКРЭКУ и правительства бонус в виде дешевой электроэнергии не просто так. В материалах НКРЭКУ указано, что формирование более низкой ОРЦ на электроэнергию стало возможным благодаря утверждение нового порядка ее формирования. Ранее при формировании ОРЦ не было привязки к ценам на энергоресурсы (в частности, на уголь), поэтому прогнозируемость цен на электроэнергию отсутствовала напрочь (вспомним рост цен на электроэнергию за 2016 год на четверть - в начале 2016 года никто таких прогнозов не давал).
Вторым фактором, который позволил снизить ОРЦ, стало увеличение доли электроэнергии, которую произведут атомные электростанции. Украинские АЭС производят около половины всей электроэнергии в стране и она - самая дешевая. Одной из причин, почему электроэнергия в 2016 году так сильно выросла в цене, стало как раз снижение ее производства на АЭС на 10%. Теперь же, согласно прогнозному балансу на 2017 год, доля АЭС в общем производстве электроэнергии должна снова вырасти - с 52,5% до 52,8%. К тому же, НКРЭКУ снизила госкомпании "Энергоатом", которая управляет украинскими АЭС, тариф на электроэнергию, которую они продают в оптовый рынок - с 51,02 копеек за 1кВт-ч до 46,64 копейки за 1 кВт-ч. Другими словами, АЭС будут поставлять в оптовый рынок больше электроэнергии по более дешевым ценам.
В то же время доля производства электроэнергии тепловыми электростанциями (ТЭС), электроэнергия которых более дорогая (1,3 гривни за 1кВт-ч на 2017 год), снизится с 32,2% до 31,7%.
Третья причина, по которой стало возможно снижение ОРЦ - дальнейшего снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Как бы там не жаловались рядовые украинцы на рост тарифов на электроэнергию, она в Украине для физлиц остается одной из самых дешевых по сравнению с европейскими странами. Например, средняя цена 1 кВт-час электроэнергии в странах Евросоюза составляет 6,06 гривни, тогда как в Украине самый дешевый тариф на электроэнергию сейчас составляет 0,6 гривни (разница более, чем в 10 раз!), а самый высокий - 1,64 гривни (разница почти в 4 раза!).
Такие низкие тарифы стали возможны потому, что затраты на обеспечение населения дешевой электроэнергией покрываются за счет более высоких тарифов для промышленности. То есть, промышленность оплачивает так называемые дотационные сертификаты, которые включены в ОРЦ. При этом пиковый период перекрестного субсидирования пришелся на 2013 год - тогда его объем составил 4,7 млрд. долларов, что составляло почти 30% от ОРЦ. Затем объем перекрестного субсидирования стали снижать за счет постепенного повышения тарифов на электроэнергию для населения. К 2016 году объем перекрестного субсидирования снизился до 1,78 млрд. долларов или 25,5% от ОРЦ. Однако в текущем году стоит задача сократить перекрестное субсидирование до 1,42 млрд. долларов или до 21,4% от ОРЦ. Это станет возможным за счет очередного повышения тарифов для населения. Напомним, что с 1 марта тарифы на электроэнергию для рядовых украинцев вырастут на 3-30% в зависимости от объема потребляемой электроэнергии.
В перспективе власти хотят вообще отказаться от перекрестного субсидирования, и тогда каждый украинец будет платить за электроэнергию рыночную цену. Правда, цена эта окажется выше, чем для промышленных предприятий. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд дискриминацию населения, это правильный подход, поскольку затраты на доставку электроэнергии до квартиры физлица-потребителя значительно выше, чем до промышленного предприятия, к которому достаточно просто протянуть высоковольтную линию электропередач.
Все вернется на круги своя?
Однако обещания свои власти выполнили лишь частично. После того, как НКРЭКУ обнародовало тарифы на электроэнергию для промпотребителей на январь 2017 года, стало понятно, что пряники достанутся не всем. Бывший член НКРЭКУ Андрей Герус, который активно критикует действия своих бывших коллег, пояснил, что тарифы в некоторых областях могут вырасти по причине того, что НКРЭКУ отказалось от политики единых розничных тарифов на электроэнергию для небытовых потребителей. Это означает, что если тарифы для бизнеса и бюджетных организаций еще в прошлом году были едины для всех по всей Украине, то с 1 января этого года они стали различаться в зависимости от области. Причина - потребители будут теперь сами оплачивать услуги своей энергопоставляющей компании. А услуги у разных облэнерго стоят по-разному: там, где концентрация промышленных потребителей высока, там затраты на передачу электроэнергии ниже, а в регионах, где промышленность малочисленна или разрозненна, затраты на доставку электроэнергии выше. В итоге, действительно, тарифы в Днепровской и Запорожской областях, действительно были снижены – на 11-30%, но для потребителей Сумской, Луганской, Винницкой, Закарпатской, Житомирской, Кировоградской, Ивано-Франковской, Ривненской, Тернопольской и Черниговской областей повысились незначительно – до 3%.
Впрочем, промпотребители радовались недолго – ситуация с тарифами уже через месяц начала "откатываться" назад. 23 января НКРЭКУ приняла новое постановление, которым были установлены тарифы для небытовых потребителей на февраль этого года. Они оказались на 1-3% выше, чем в январе, практически для всех облэнерго. И это повышение может стать далеко не последним. По мнению Андрея Геруса, существенное повышение тарифов на электроэнергию может произойти после введения для энергопоставляющих компаний стимулирующего тарифообразования (так называемого RAB-регулирования тарифов).
Сейчас тарифы на услуги облэнерго по поставке электроэнергии формируются по принципу «затраты плюс», когда НКРЭКУ утверждает все инвестиционные программы всех облэнерго и норму прибыли. При RAB-регулировании тарифов изменится принцип формирования тарифов – они будут рассчитываться исходя из установленной ставки доходности на стоимость базы активов облэнерго. Сейчас в среде энергетиков идет спор о том, какую ставку доходности установить, и будет ли она единой как для новых активов компаний, так и для старых. НКРЭКУ предлагает ввести единую ставку доходности в 19,11% на все активы облэнерго. По мнению Андрея Геруса, это может привести к существенному росту тарифа – на 10-50%. Эксперт предлагает, чтобы высокая ставка доходности касалась только новых активов компаний, которые будут создавать инвесторы, тогда как на старые активы, которые были ими, например, приобретены вместе с акциями компании, была установлена невысокая ставка доходности – 1-3%. RAB-регулирование тарифов планировалось ввести уже с 1 января 2017 года, но не успели. Сейчас вокруг этого идут жаркие споры. Поэтому в ближайшее время мы увидим, сохранится ли дешевая электроэнергия для украинской промышленности, и не вырастут ли цены на нее выше прошлогодних.
Автор: Александр Колосовский