Контракти.ua

28900  —  04.08.09
В министерстве регионального развития и строительства Украины надеются, что государство найдет ресурс для спасения строительной отрасли
В министерстве регионального развития и строительства Украины надеются, что государство найдет ресурс для спасения строительной отрасли

Анатолий БЕРКУТА, первый заместитель министра регионального развития и строительства Украины, надеется, что государство найдет ресурс для спасения строительной отрасли.

Беседовала Светлана МАКСЮТА, КОНКРЕТНО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в отечественном строительном секторе?

— После провозглашения Украины независимым государством экономика нашей страны постепенно переходила на рыночные рельсы. Адаптация к рынку происходила путем разгосударствления и разукрупнения предприятий. В процессе перехода была полностью реформирована система ценообразования и создана конкурентная среда. Сегодня в строительной отрасли вместо 400 трестов, существующих в советские времена, лицензию на выполнение строительно-монтажных работ имеют примерно 50 тыс. предприятий и организаций, из которых реально работают 40 тыс.

С 2000 г. в нашей стране начался подъем строительной отрасли, который длился до 2008-го. Ежегодно объемы строительно-монтажных работ вырастали на 10–15 %, также увеличивалось число инвестиций. Инвестиционные потребности застройщиков обеспечивались украинскими средствами. Сложности в отрасли возникали, но не были глобальными. Это были проблемные моменты в разрешительной системе, в вопросах с отводом земельных участков, во взаимоотношениях заказчика и подрядчика и др. В 2006–2007 гг. строительство было в числе трех отраслей экономики Украины, которые дают самые высокие темпы роста ВВП.

  В настоящее время ситуация изменилась не в лучшую сторону. То, что произошло со строительством, доказывает его подчинение рыночным законам. На рынке отсутствуют заказы — те клиенты, которым были нужны новые производственные мощности, дороги, здания, оказались неплатежеспособными. В апреле 2008 г. строительная отрасль вышла на ноль, в мае началось падение на 2–3 %, в сентябре-октябре — на 5–6 %. За 9 мес. 2008 г. было освоено 137 млрд грн инвестиций в основной капитал, что составляет 104,7 % к показателям 9 месяцев. 2007 г. Объем строительно-монтажных работ в 2008 г. был выполнен на 64 млрд грн, что на 16 % меньше, чем в 2007-м. Ввод жилья в эксплуатацию составил 10,5 млн кв. м (102,5 % относительно 2007 г.). За этими цифрами стоят конкретные люди, занятые в строительной отрасли. Их умения нужно задействовать, иначе неквалифицированные рабочие уйдут в другую отрасль, а квалифицированные кадры — в другую страну. За период с 1992-го по 2000-й строительная отрасль ежегодно теряла 100 тыс. строителей. За последние семь лет (2000–2007) численность специалистов строительного комплекса увеличилась всего на 100 тыс. человек. Наращивать мощности и возвращать рабочих крайне сложно.

Ситуация на украинском строительном рынке критическая. Отрасль больше всего пострадала от мирового финансового кризиса. Если мы потеряем рабочие руки и мощности, которые возродили после всех перестроечных процессов, то с появлением инвестиций работать будет некому.

 Назовите самые острые проблемы, которые возникли сегодня у строительных организаций и производителей стройматериалов.

— Проблема одна — низкий спрос. Отсутствие заказов в строительстве приводит к тому, что в стране нет потребления материалов. Изготовители стройматериалов работают не только на потребителя, но и на склад, поэтому они ощутили последствия кризиса позже. Темпы падения в отдельных сегментах рынка строительных материалов невелики, они составили 2–3 %. Есть и сегменты, где наблюдается рост, например, керамическая плитка, производство которой выросло до 60 %. Положительно отреагировали рыночные секторы, где наблюдался большой процент импорта, а также те, на продукцию которых есть спрос у населения (например, гипсокартон). Но это временные явления, потому что главным потребителем стройматериалов является подрядчик, а подрядная деятельность останавливается.

Отсутствие заказов порождает другие проблемы, к примеру, задолженность по зарплате. За последний квартал 2008 г. такая задолженность в строительной отрасли выросла в три раза. (В декабре часть денег была выплачена.)

Несмотря на трудности, строительные организации за 2008 г. перечислили в госбюджет на 1 млрд грн больше, чем в 2007-м. Это объясняется тем, что в начале года активность отрасли была очень высока, а предприятия строительного комплекса постепенно выходили из тени, становясь легитимными.

 Решит ли новый Закон Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» проблемные вопросы отечественного строительного комплекса?

— С целью стабилизации ситуации в строительном секторе Украины был принят Закон № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии строительству» от 15 сентября 2008 г. и Закон № 800 «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» от 25 декабря 2008 г.

Законы предусматривают упрощение разрешительных процедур на проектирование и строительство. Процедура получения исходных данных и проектирования теперь будет проходить одновременно с отводом земельного участка и передачей его в собственность или пользование. На градостроительном совете будут рассматриваться только объекты, которые находятся в зоне исторических ареалов или градообразующие объекты, но даже в таких случаях решение градсовета будет носить только рекомендательный характер и не сможет служить основанием для запрета.

Нормой, установленной законом, а не решением правительства, уменьшена инвестиционная нагрузка на объект. Отчисления на развитие инженерно-транспортной структуры на объектах промышленного назначения не могут составлять более 10 %, а на жилье — 4 %. Также в законе прописан перечень объектов, на которые подобные нормы не распространяются. Отсутствуют 3-процентные отчисления на развитие пожарной службы. Кроме того, законом установлено, что если заказчик, используя собственные средства, соорудил инженерные здания или коммуникации, то при передаче их на баланс эксплуатирующей организации он должен получить возмещение. Помимо этого, законодательно предусматривается возможность лизинга в жилищном строительстве.

В настоящее время проблемой, требующей немедленного решения, являются недостроенные жилые дома, которые возводились на средства населения. Закон № 800 предполагает поиск определенных механизмов привлечения кредитных ресурсов на завершение жилых домов с высокой строительной готовностью — 70 % и более, а в перспективе — возвращение ко всем недостроенным домам. Сегодня в незавершенном строительстве готовностью 70 % и более находится около 10 млн кв. м жилья. Чтобы его достроить, нужны 14 млрд грн.

Для решения этой проблемы создан антикризисный совет при Кабмине, его возглавляет премьер Юлия ТИМОШЕНКО. В каждой области создана рабочая группа, которая занимается инвентаризацией незавершенного строительства, определяя готовность каждого объекта.

 Существует ли конкретный ресурс, который может предоставить государство для того, чтобы вывести строительную отрасль из кризиса?

— Для кредитования будет привлечен 1 млрд грн из государственной ипотеки, еще 2 млрд грн — через рефинансирование НБУ коммерческих банков. Эти деньги будут распределены посредством аукциона, методика проведения которого на данном этапе утверждается.

Также в законе № 800 идет речь об использовании стабилизационного фонда на строительство доступного жилья. В бюджетных 19 млрд грн стабфонда есть 800 млн грн на пополнение уставных фондов государственных финучреждений — «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». Существует модель, позволяющая привлечь кредитный ресурс в 10 раз больший, чем уставный фонд. Таким образом, для строительства доступного жилья можно привлечь 8 млрд грн. Критерии доступного жилья в нормативных актах предполагают финансирование 30 % его стоимости государством, а 70 % — с помощью кредита с отрегулированной процентной ставкой. (Государственный и местные бюджеты никогда не инвестировали в строительство больше 10 %, остальные 90 % составляли другие вложения, прежде всего частные.)

Сегодня для стабилизации строительного комплекса нужны 210 млрд грн. Из этой суммы на жилищное строительство необходимо направить 33 млрд грн. Профильные министерства Украины отобрали около 40 проектов общей стоимостью 61 млрд грн. Уже есть реальные источники финансирования на 46 млрд грн. Остальные 15 млрд грн профильные министерства пока ищут.

 Какие еще конкретные шаги со стороны Минрегионстроя (кроме денежных вливаний) могут помочь производителям строительных материалов?

— Помимо финансов государство обладает организационным ресурсом. В госбюджете 2009 года заложены 37 млрд грн в качестве гарантии правительства под кредиты инвесторов.

В настоящее время сформирован список из 155 известных мировых инвестиционных компаний, которые работали в Украине или хотели бы с нами сотрудничать. Минрегионстрой ищет инвесторов для нашей страны, мы будем предлагать вкладывать средства в территорию, на которой есть определенные ресурсы для производства.

 Как последствия финансового кризиса отразятся на процессе подготовки Украины к Евро-2012?

— Я являюсь национальным координатором по вопросам методологии проектирования и строительства объектов к Евро-2012. Исходя из реальных данных, можно говорить о том, что все спортивные арены будут готовы в срок. Строительство идет во Львове, практически готов стадион в Донецке, Днепропетровске, на финальной стадии — в Харькове. Эксперты УЕФА положительно оценили подготовку Украины к Евро-2012.

Есть сложности с инфраструктурой — дорогами и гостиницами. Государственные инвестиции не перекроют эти проблемы, нужен приток частного капитала.

Футбол — это праздник, полагаю, что мировое сообщество нас поддержит и инвестиции пойдут. Подготовка к Евро-2012 в какой-то мере поможет Украине выходить из кризиса.

 Как будет развиваться строительная отрасль в 2009–2010 годах?

— Сейчас в стране нет задела на будущий год. В 2008-м на задел было направлено всего 3,5% от общего объема инвестиций в жилищное строительство. 2009 год мы еще проживем, но если ситуация не изменится, то в 2010-м в эксплуатацию вводить будет нечего. Строительство — это перманентный процесс, который должен всегда продолжаться.

Сегодня спрос на недвижимость оказался ниже предложения, но если не будет появляться новых объектов, то цены моментально вырастут. По моим прогнозам, в 2010– 2011 гг. экономика быстро поднимется на ноги, а цены на недвижимость поползут вверх.


Досье: БЕРКУТА Анатолий Всеволодович

Первый заместитель министра регионального развития и строительства Украины, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук, почетный член Академии архитектуры Украины.

Основатель государственной системы ценообразования в строительстве и проектировании, адаптированной к рыночным отношениям, механизмов взаимоотношений участников инвестиционной деятельности.

Инициатор и автор ряда украинских законодательных и нормативных документов по ценообразованию и экономическим преобразованиям в строительстве, организации строительного производства.

 
Статьи по теме
Ціни на житло в Україні: ТОП-5 міст із найдорожчими квартирами
Ціни на житло в Україні: ТОП-5 міст із найдорожчими квартирами

З початку повномасштабного військового вторгнення зі сторони Росії ціни на нерухомість в Україні значно змінилися. У відносно безпечних регіонах спостерігається зростання вартості житла, тоді як у східних областях ціни суттєво впали.
вчера, 12:27 — 232

Вартість оренди житла в Україні: де найбільше зросли ціни
Вартість оренди житла в Україні: де найбільше зросли ціни

Найбільше здорожчання зафіксовано в трьох областях.
17.11 — 750

Оренда з початку року подорожчала в середньому на 500 гривень: де в Україні найдорожче житло
Оренда з початку року подорожчала в середньому на 500 гривень: де в Україні найдорожче житло

Середня плата за місячну оренду 1-кімнатної квартири у жовтні 2024 року становила 7 149 гривень. За останній місяць ціни зросли на 0,7%, а з початку року оренда подорожчала на 8,2%.
16.11 — 2496