Борис Херсонский, украинский поэт, публицист и переводчик, а также клинический психолог и психиатр, профессор - о нашей войне и нашем мире, внешнем и внутреннем.
За этот год я отмечаю все нарастающую раздраженность людей на фоне подавленности. И рефреном в большинстве тяжелых разговоров звучит - у нас война. Психика многих сейчас реально - на военном положении. Где бы мы ни находились - мы слышим выстрелы на Донбассе, мы присутствуем на похоронах наших ребят - виртуально ли, или непосредственно стоим у гробов. Мы знаем нашего врага по имени.
И за этой усталостью, напряжением и горем последних лет мы забываем, какую именно войну мы переживаем. То, что я сейчас напишу - мы знаем все. Но чаще всего отодвигаем куда-то на периферию сознания.
Итак - по пунктам.
1. Три года войны - но она не объявлена.
2. Между "воюющими сторонами" существуют дипломатические отношения.
3. Между воюющими сторонами сохраняется культурный обмен и, разумеется, работает бизнес. Ограничения по культурному обмену носят крайне неэффективный характер и скорее играют на руку российской пропаганде.
4. Линия фронта как таковая отсутствует. Есть "линия соприкосновения" наших вооруженных сил и сепаратистских формирований, поддержанных российской армией. Эта поддержка официально РФ не признается. Конечно, линия соприкосновения полупрозрачна, да, существуют проверки. Но разве такое бывает на настоящей линии фронта?
5. Существуют т.н. минские соглашения, которые не решают, а консервируют проблему. Они не выполняются. Кстати, не для того их принимали, чтобы выполнять. Все же, несмотря на регулярные перестрелки уровень напряженности несколько снижается. При этом люди продолжают гибнуть и получать тяжелые боевые травмы.
6. У нас все еще нет безвизового режима с Евросоюзом. А с Россией, которую мы охотно "залюбки" называем страной-агрессором (а как еще ее называть?) сохраняется безвиз.
7. Сепаратисты чувствуют себя на территории Украины очень комфортно, они могут говорить не только на кухнях. Есть свои СМИ. Кстати - по ту сторону поребрика расправа с проукраинскими гражданами тоже не слишком жестокая. Как-то не по-сталински пока еще работают товарищи. И все же оппозиция в РФ подавляется куда серьезнее, чем в Украине.
8. Наши граждане ездят Крым и обратно, по делам и на отдых.
Такая у нас война, друзья. Гибридная, частичная, управляемая, ограниченная и, боюсь, что договорная.
Автор: Борис Херсонский