Политолог Сергей Белашко о мифах и реалиях "пророссийскости" избранного президента США Дональда Трампа.
1. Избранный президент США не питает особых симпатий к России и её лидеру. Новая Администрация США очевидно будет выстраивать отношения с РФ с позиции силы, в том числе и военной.
2. Трапм - реалист и прагматик. Именно с этих позиций он подходит к международным отношениям. Это значит, что внешняя политика США будет строиться на объективных реалиях, а не на гипотезах теоретиков демократии и глобалистики. Кремлю это безусловно на руку, так как
а) Путин тоже реалист и прагматик,
б) национальные интересы РФ и США практически не противоречат друг другу (перспектива борьбы за Арктику выходит за период правления Путина/Трампа).
3. При Трампе Америка не будет тратиться на "цветные революции", "арабскую весну" и аналогичные проекты. А это в последние 10 лет было главным раздражителем в российско-американских отношениях.
4. США в ближайшие годы не будет промоутером расширения НАТО, что также вызывало резко негативную реакцию в Москве. Обсуждение вопросов безопасности в двустороннем формате гораздо более удобно Кремлю, чем в формате 28+1.
5. Перенос приоритетов в экономике с финансового сектора и хай-тека на промышленность и сельское хозяйство означает, что новая Администрация будет в первую очередь поддерживать не портфельных инвесторов, а экспортёров. Соответственно доступ на российские рынки станет важным фактором отношений США с РФ.
6. Китай - стратегический противник США №1. Чтобы ослабить российско-китайские отношения, Вашингтон вполне вероятно пойдёт навстречу Москве по ряду важных вопросов. Но тут всё зависит от отношений США-КНР. Если удастся преодолеть главные разногласия с Пекином, Вашингтон может решать эту задачу на длинную перспективу, ориентируясь на ослабление РФ и минимизацию её долгосрочного союзнического потенциала для КНР.
7. Евроатлантическое партнёрство ждёт ревизия - американцы больше не хотят:
а) спонсировать безопасность стран ЕС;
б) навязывать ЕС зону свободной торговли в интересах крупных корпораций.
Всё это объективно ослабляет антироссийские настроения в Европе (спекулировать на "красной угрозе" станет неприбыльно) и стимулирует экономическое сотрудничество с РФ.
8. Администрация Трампа вероятно чётко обозначит "красные линии" американских интересов, за которые нельзя заходить никому. Не факт, что они не будут пересекаться с российскими. Но здесь торг уместен. И он очевидно будет происходить за счёт третьих стран.
9. Ожидать от США демонстрации уважения к зонам жизненных интересов других стран вряд ли приходится. Идеология занимает слишком большое место в американском обществе, чтобы её можно было игнорировать. Поэтому официальная антироссийская позиция по Крыму, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровью, Донбассу вряд ли изменится.
10. Американская помощь другим государствам и разного рода повстанцам, если и не уменьшится, то станет более осмысленной и рациональной. Вряд ли Украина и Грузия, которые доставляют Кремлю больше всего хлопот, получат приоритет в списке рецепиентов США.
11. Свержение Путина и демократизация России перестанет быть "идеей фикс" в американском истеблишменте и останется достоянием "кремлеборцев" вроде МакКейна и последователей Бжезинского.
Итого: при Трампе американско-российские отношения не станут более простыми, тем более дружественными, но станут более понятными и предсказуемыми.
Автор: Сергей Белашко