Контракти.ua

1754  —  08.11.16
Спрыгнуть с российской иглы: Европа подтвердила интерес к совместным с Украиной энергопроектам
Спрыгнуть с российской иглы: Европа подтвердила интерес к совместным с Украиной энергопроектам

Энергетическое сообщество внесло в перечень «проектов совместного интереса» четыре украинских проекта: один – в сфере транспортировки нефти, два – в сфере транспортировки газа и еще один – в электроэнергетике. Это решение означает, что реализация этих проектов может быть частично профинансирована за европейские деньги, а также что мы в шаге от избавления от зависимости в поставках из России.

 

 Берем ваши четыре

Совет министров Энергетического сообщества (ЭС) внес в перечень «проектов совместного интереса» четыре украинских проекта: проект строительства нефтепровода «Броды (Украина) - Адамова Застава (Польша)», проект строительства газового интерконнектора «Украина-Польша», обеспечение транспортной мощности по поставке газа из Венгрии в Украину, а также восстановление воздушной линии электропередач 400кВ «Мукачево-Велке Капушаны (Словакия)».

Министерство энергетики предлагало ЕС на одобрение шесть проектов: их презентация прошла в Вене еще в феврале этого года. Но по результату рассмотрения европейцами в список приоритетных не попали проекты соединения энергосистемы Украины с европейской энергосистемой ENTSO-E в асинхронном режиме путем включения линии ВЛ-750 кВ «Хмельницкая АЭС-Жешув (Польша)» с сооружением связи постоянного тока, а также восстановление воздушной линии «Южно-Украинская АЭС (Украина) - Исакча (Румыния)».

Всего от стран-участниц Энергосообщества было подано 34 проекта, поэтому украинский результат – не самый худший.

 

Газовая дружба

Вопрос о строительстве газопровода между Украиной и Польшей поднимался еще в 2012 году – тогда в Украину приезжали представители американской компании Cheniere Energy Partners для переговоров с «Нафтогазом». Американцы прощупывали почву для сбыта своего сжиженного газа, который они планировании поставлять в Польшу на СПГ-терминал в Свиноуйсьце. По газопроводу «Украина-Польша» этот газ мог бы поставляться и украинским потребителям. Кроме того, этот газопровод позволит соединить украинские подземные хранилища газа с газовым коридором «Север-Юг», пролегающим между СПГ-терминалом в Свиноуйсьце и таким же – на хорватском острове Крк. «Север-Юг» пройдет через Польшу, Словакию, Венгрию и Хорватию и позволит свободно транспортировать газ в Центральной и Восточной Европе. Для организации этого коридора входящие в него страны строят интерконнекторы — соединительные газопроводы между своими газотранспортными системами. Газопровод «Украина-Польша», в свою очередь, может связать украинскую и польскую газотранспортные системы.

По словам Михаила Гончара, эксперта по вопросам энергетики и президента Центра глобалистики «Стратегия XXI», интерконнектор также позволит присоединить Украину к поставкам газа из Норвегии, если будет реализован проект «Северные ворота» (проект поставки норвежского газа в Польшу).

Мощность интерконнектора с Польшей запланирована на уровне 8 млрд куб м газа в год. «Это вполне удовлетворит наши запросы по импорту газа с польского направления», - считает Михаил Гончар. По его мнению, украино-польский интерконнектор имеет второе по величине значение после уже существующей системы газопроводов между Украиной и Словакией, по которой Украина импортирует газ из Европы. Суммарной мощности этих газопроводов должно хватить для обеспечения потребности Украины в импорте газа из Европы, и поэтому Михаил Гончар считает, что проект обеспечения транспортной мощности по поставке газа из Венгрии в Украину является второстепенным.

Стоимость строительства интерконнектора с Польшей может составить около $250 млн, что по мнению Михаила Гончара, не является слишком уж большой суммой.

По мнению коммерческого директора компании «Энергетические ресурсы Украины» Ярослава Мудрого, реализация этих проектов фактически снимет вопрос зависимости Украины от поставок российского газа. «Если сегодня увеличение импорта в зимний период практически невозможно из-за технических ограничений, то после реализации этих проектов этот вопрос будет снят. Следует отметить, учитывая наличие терминала LNG и более выгодный доступ к немецкому рынку газа – польский проект однозначно более привлекателен для Украины», - сказал он.

Несмотря на то, что проекты предполагается реализовывать с участием денег ЕС, значительную долю инвестиций должны будут вложить украинские компании. В такой ситуации может встать вопрос о том, могут ли участвовать в подобном проекте не только государственная компания «Укртрансгаз», которая является национальным оператором украинской газотранспортной системы, но и частные компании. По мнению Ярослава Мудрого, инвестиции в подобные проекты со стороны частных компаний были бы целесообразны, но он сомневается, что бизнес заинтересуется и вложит средства в постройку интерконнекторов. «Объективно украинский рынок газа к этому пока не готов. Отсутствие долгосрочных контрактов не позволяет спрогнозировать экономический эффект от участия в такого рода проектах», - считает Ярослав Мудрый.

 

Нефть под вопросом

Проект строительства нефтепровода «Броды (Украина) - Адамова Застава (Польша)» имеет давнюю историю. Он является частью проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, который реализовывает компания «Сарматия», созданная еще в 2004 году национальными нефтетранспортными компаниями Украины и Польши – «Укртранснафта» и PERN Przyjazn.

Строительство «Броды - Адамова Застава» позволит диверсифицировать маршруты транспортировки нефти по территории Украины из Каспийского региона и Ближнего Востока в направлении Польши, а в перспективе – Германии, сообщила Контрактам пресс-служба компании «Укртранснафта». По данным компании, сейчас она изучает возможность осуществления прокачки нефти разных сортов, поскольку реализация проекта не в последнюю очередь зависит от того, кто из поставщиков захочет воспользоваться транспортной магистралью. «ПАО «Укртранснафта» занимается только транспортировкой нефти и осуществляет свою деятельность, учитывая интересы заказчиков», - сообщила пресс-служба.

Технические возможности нефтепровода «Одесса-Броды», который был построен еще в 2001 году, и который, возможно, в будущем свяжет Одессу с Польшей, позволяет транспортировать около 10 млн тонн нефти в год. Однако «Укртранснафта» сообщила, что технико-экономическое обоснование и общая стоимость строительства «Броды – Адамова Застава» требует актуализации в связи с существенной сменой рыночных условий. Возможные сроки реализации проекта – 2019 год.

Хотя этот проект имеет давнюю историю, в перспективах его реализации есть сомнения. В частности, в декабре прошлого года гендиректор «Укртранснафты» Николай Гавриленко заявлял, что перспективы реализации проекта сомнительны, поскольку есть и альтернативные пути прокачки нефти из Украины в Польшу. Сомневается в том, что проект «Броды-Адамова Застава» будет реализован, и Михаил Гончар. «Включение этого проекта в список проектов совместного интереса не означает, что деньги на него будут выделены автоматически, потому что проект находится в списке приоритетов Еврокомиссии еще с 2003 года. Это был первый среди украинских проектов, который ЕС признал приоритетным для себя. Но как мы видим, за это время Европейский Союз не продвинулся со своей стороны в его реализации», - сказал он. По мнению Михаила Гончара, подобные проекты не реализуются сами по себе, а только – в привязке к нефтепереработке. «А первичная нефтепереработка в Европе переживает не лучшие времена в связи с принятыми и принимаемыми далее в ЕС более жесткими нормами по охране окружающей среды, и в связи с тем, что начался процесс перехода на двигатели гибридного типа или чистые электродвигатели. Нефтепереработка в Европе сокращается», - сказал он. При существующем в Европейском Союзе налоговом режиме нефтепереработка становится экономически проблемной, поэтому и проект «Броды – Адамова Застава, к сожалению, свои возможности вряд ли реализует.

 

Электрическая связь

Проект восстановления воздушной линии электропередач 400кВ «Мукачево-Велке Капушаны (Словакия)» предполагает ремонт линии, которая связывает Бурштынский энергоостров с западной энергосистемой. Напомним, что Бурштынский энергоостров образован Бурштынской ТЭС, Калушской ТЭЦ и Теребля-Рикской ГЭС, в него также входят электрические сети, связывающие его с Европейской энергетической системой UCTE. Именно электроэнергия, произведенная на станциях острова, поставляется на экспорт. В частности, за 9 месяцев этого года Украина экспортировала электроэнергии на $114,3 млн, в том числе в Венгрию – на $87,2 млн, в Польшу – на $26,7 млн.

По словам Ярослава Мудрого, идея реализации данного проекта существует уже, наверное, больше 10 лет, и он однозначно поможет интегрировать украинский рынок электроэнергии с рынками нескольких европейских стран.  «Но сегодня экспорт электроэнергии из Бурштынского энергоострова ограничивается не столько из-за отсутствия дополнительных мощностей по передаче электроэнергии, сколько из-за отсутствия генерирующих мощностей. Для Украины гораздо более остро стоит вопрос реализации проектов строительства вставок постоянного тока (тот проект, который не поддержало Энергосообщество – прим. Ред.). Реализация таких проектов позволит усилить стабильность работы украинской Энергосистемы и сбалансирует украинские цены с европейскими. Фактически такие проекты позволят развить рынок электроэнергии Украины до нового уровня», - подчеркнул Ярослав Муудрый.

Вопрос об интеграции украинской энергосистемы с европейской поднимается уже давно. Последний раз об этом говорил премьер Арсений Яценюк. Однако названные им сроки – 2017 год – по всей видимости, соблюдены не будут.

 

Александр Колосовский

Статьи по теме
Ціни на газ у Європі зросли після удару Росії по сховищам в Україні
Ціни на газ у Європі зросли після удару Росії по сховищам в Україні

Росія атакувала два українські підземні сховища газу в Україні, створивши нову загрозу енергетичній інфраструктурі країни та безпеці поставок. Європейські ф'ючерси на газ зросли на 5,5% до 28,5 євро за мегават-годину (близько 320 доларів за тисячу кубометрів).
12.04 — 146

Де в Україні найвищя середня зарплата
Де в Україні найвищя середня зарплата

Розмір середньої зарплати по Україні у березні поточного року у порівнянні з лютим не змінився і залишається на позначці 20000 грн. Хоча зросла зарплата на Харківщині, Київщині та Одещині.
12.04 — 117

США запровадили експортні обмеження проти компаній із Росії та Китаю
США запровадили експортні обмеження проти компаній із Росії та Китаю

Сполучені Штати Америки вирішили посилити експортні обмеження проти РФ і додали до "чорного списку" три компанії.
12.04 — 141