Путешественник, в багаже которого есть ноутбук, смартфон или флэшка, с установленными на них программами для защиты информации, пересекая границу Украины, может, неожиданно для себя столкнуться с контролем операций с товарами двойного назначения.
Это значит, что для ввоза или вывоза оборудования, которое позволяет кодировать информацию, у него могут потребовать специальное разрешение, выданное органами Государственной службы специальной связи и защиты информации в Украине.
На сегодняшний день законодательство определяет «криптографическую защиту» следующим образом: это вид защиты, которая реализуется с помощью превращения информации с применением специальных данных с целью скрыть или возобновить содержание информации, подтвердить ее подлинность, целостность или авторство. Такое определение дает Указ Президента Украины «О Положении про порядок осуществления криптографической защиты информации в Украине» № 505/98 от 22 мая 1998 г. (далее – «Указ № 505/98»). При этом «средство криптографической защиты информации» определяется как программное, аппаратно-программное, аппаратное или другое средство, предназначенное для криптографической защиты информации.
Средства для криптографической защиты информации относятся к товарам двойного предназначения, и их перемещение через границу Украины требует соблюдения особых правил, включая получение специального разрешения на его экспорт или транзит.
Правовой аспект вопроса регулируется, в первую очередь, Законом Украины «О государственном контроле над международными передачами товаров военного предназначения и двойного назначения» от 20.02.2003 г. Так, указанный Закон понимает под «международной передачей товара» в том числе и его экспорт, импорт, транзит или временный ввоз/вывоз с Украины. При этом товарами двойного назначения считаются отдельные виды изделий (оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий), специально не предназначенные для военного использования, которые, кроме гражданского назначения, могут быть использованы в военных или террористических целях. Перечень таких товаров утвержден Кабинетом Министров Украины в Приложении 1 к Постановлению «Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля над международными передачами товаров двойного предназначения» № 86 от 28.01.2004 г. (далее – «Порядок № 86). Согласно перечню, товарами двойного предназначения, среди прочего, считаются и системы, оборудование, модули и интегральные схемы для защиты информации. При этом делается отдельная заметка о том, что контроль за «программным обеспечением», системами и интегральными схемами осуществляется, даже если такое обеспечение и компоненты являются составляющими частями другого оборудования. То есть, к примеру, случай, когда на электронный девайс установлена программа для шифрования данных.
Стоит помнить, что аналогичные правила касательно контроля за перемещением товаров двойного предназначения действуют и в других государствах. В частности, к таким государствам относятся участники Вассенаарской договоренности о контроле над экспортом обычных вооружений и товаров, и технологий двойного предназначения от 1 июля 1996 года.
Поэтому перед путешествием стоит на всякий случай перепроверить свои электронные девайсы на предмет возможного наличия серьезных средств криптозащиты. Ведь случайное выявление их на границе может создать ненужные сложности, а то и вообще испортить поездку.
Что же делать, если при пересечении границы сотрудники ответственных органов выявили или утверждают, что выявили программное обеспечение, рассматриваемое в качестве средства криптографической защиты информации?
Кроме стандартного инструментария правовой защиты в данной ситуации (неприкосновенность собственности и прочее), есть и специальные правила, о которых стоит знать.
В частности, Порядок № 86 предусматривает специальное исключение для товаров личного пользования: «не подлежат контролю товары, указанные в позициях этой части в случае, когда они перевозятся в сопровождении их пользователя для личного использования». Четкого определения, что следует понимать под «личным использованием» для целей осуществления контроля над криптографической защитой непосредственно в Порядке нет. Вместе с тем, для толкования этого термина можно обратиться к Таможенному кодексу Украины, который определяет родственный термин «личные вещи». Так, «личными вещами» считаются товары (новые и бывшие в употреблении), предназначенные для обеспечения обычных повседневных нужд физического лица, отвечающие цели пребывания указанного лица в Украине или за рубежом, и не предназначенные для предпринимательской деятельности, отчуждения или передачи другим лицам. И хотя указанное определение приведено, в первую очередь, для таможенных целей, полагаем, что можем его применить и для целей осуществления контроля криптографической защиты. Тем более, что вопрос о необходимости прохождения специальных разрешительных процедур обычно ставится в случае перемещения товара через границу.
Такое исключение перешло в национальное законодательство Украины из упоминавшийся ранее Вассенаарской договоренности о контроле за экспортом обычных вооружений и товаров и технологий двойного предназначения, участником которой является Украина. Указанная Договоренность содержит оговорку об исключении из-под контроля товаров для личного использования («personal use» exemption). Согласно Договоренности путешественник имеет право перевозить девайсы с установленными на них средствами шифрования в случае, если он не создает, не улучшает, не передает, не распространяет и не продает технологию для шифрования во время пребывания в странах-участниках Договоренности.
Таким образом, путешественник с личным ноутбуком или смартфоном вполне может ссылаться на такое исключение в случае вопросов со стороны контролирующих органов.
Не так однозначен этот вопрос в случае корпоративных поездок, когда средства шифрования установлены на ноутбуках, принадлежащих работодателю. Для таких случаев желательно иметь при себе документы, которые свидетельствуют, что путешествующий сотрудник не вправе предпринимать с девайсом какие-либо действия, выходящие за рамки обозначенных в качестве «личного пользования» согласно Вассенаарской договоренности.
Аналогичные исключения, в теории, должны применяться и в других государствах-участниках Вассенаарской договоренности. Однако стоит помнить, что на практике оговорка об исключении для товаров личного пользования может и не применяться, либо же, применятся не в полном объеме. Так, даже если государство является членом Вассенаарской договоренности, его положения не имеют прямого действия на территории такой страны. И, соответственно, для того, чтоб исключение для товаров «личного пользования» применялось на его территории, его формулировка должна быть отдельно включена в национальное законодательство, что не всегда имеет место. К примеру, есть вопросы о применении данного исключения в Российской Федерации. Поэтому принимая решение ехать в Россию, стоит учитывать данные нормы и, по понятным причинам, не давать лишний повод специальным службам соседнего государства.
Авторы: Иван Шинкаренко, партнер «КМ Партнеры», к.э.н., Екатерина Утиралова, эксперт «КМ Партнеры»