Российская Федерация расторгла соглашение с украинским правительством о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. Этим документом поставлена формальная точка в многолетней борьбе за трубу, по которой дизельное топливо поставлялось из России и Беларуси в Украину и далее – в Венгрию. По факту, Украина пока от разрыва дружбы с Россией только выиграла – поставки топлива по трубе на украинский рынок выросли многократно.
Труба советской истории
После распада СССР на территории Украины остались участки нефтепродуктопроводов «Самара-Западное направление» и «Грозный-Армавир-Трудовая» общей протяженностью 1,433 тыс. километров. Для урегулирования использования этих трубопроводов и было заключено это соглашение. Второй трубопровод не функционирует уже почти два десятка лет, а вот первый - «Самара-Западное направление» протяженностью почти 1,1 тыс. км - использовался, хотя и с переменным успехом. Он был построен еще во времена СССР для поставок дизельного топлива из Союза в Венгрию, в частности - для группировки советских войск в Восточной Европе. Проектная мощность магистрали – 3,5 млн т в год.
Во время независимости Украины активы этого нефтепродуктопровода были переданы в компанию «ПрикарпатЗападтранс», которой управляла российская компания «Транснефть». По трубопроводу топливо из Беларуси и России поставлялось для украинских потребителей, а также на экспорт в Венгрию. Однако все это время Украина и Россия вели спор – чья же это все-таки труба.
11 лет войны в судах
Спор о праве собственности на нефтепродуктопроводы тянется еще с 2005 г. и прошел несколько судебных инстанций. Сначала по суду активы были изъяты у «ПрикарпатЗападтранса» и переданы Фонду госимущества Украины. Однако потом это решение было отменено, а дело – прекращено.
В марте 2011 года появилось новое судебное решение: признать собственность трубы за Украиной. Но «ПрикатпатЗападтранс» обжаловал это решение и выиграл суд. После выигрыша «Транснефть» прекратила консервацию нефтепродуктопровода в Украине и приняла предложение украинской стороны провести консультации по урегулированию возникших вопросов.
Однако в сентябре того же 2014 года стало известно, что трубой заинтересовалась российская компания «Лукойл», и ее президент Вагит Алекперов писал письмо Владимиру Путину с целью получить «добро» на покупку, и получил его.
После покупки «ПрикарпатЗападтранса» зарубежной «дочкой» «Лукойла» российская компания планировала передать их российско-европейскому консорциуму, который «обеспечит его загрузку и эксплуатацию». Контроль в консорциуме должен был остаться за «Лукойлом», а сам труба была нужна компании, чтобы гарантировать прокачку дизтоплива на европейские рынки.
Однако планам «Лукойла» не суждено было сбыться – в ноябре 2014 года Ровенский апелляционный хозяйственный суд снова признал право собственности на нефтепродуктопровод за Украиной. Суд принял такое решение после подачи иска Генеральной прокуратурой Украины, которая посчитала, что этот актив был оформлен на компанию «ПрикарпатЗападтранс» незаконно. «Транснефть» после проигрыша в этом суде заявила, что намерена и далее бороться за трубу в украинских судах, а если проиграет, то тогда просто остановит прокачку по ней нефтепродуктов, переориентируя поставки топлива на Беларусь и Латвию. «Транснефть» также сетовала, что из-за неопределенности прав собственности на спорную часть нефтепродуктопровода она не может провести его реконструкцию, в которой тот давно нуждается, тогда как объемы прокачки нефтепродуктов падают. Кроме того, компания заявила, что ежегодно теряет около 67 млн евро из-за банального воровства дизельного топлива из трубы, проходящей по украинской территории. «Транснефть» cподала жалобу в Высший хозяйственный суд, но в марте 2015 года суд подтвердил законность возврата трубопровода в собственность Украины.
На этапе судебных разбирательство «Транснефть» неоднократно заявляла, что по отношению к трубе у нее действует принцип «так не доставайся же ты никому». То есть, если труба будет украинской, то работать она не будет и российского топлива в ней просто не будет. В конце декабря 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что компания может просто прекратить эксплуатацию трубы. «Мы готовы закрыть нефтепродуктопровод. Невелико богатство», — говорил он.
Захотели, но передумали
Уже после проигрыша во всех судебных инстанциях «Транснефть» все равно пыталась возобновить поставки дизельного топлива через злосчастную трубу. Однако компании не везло. В феврале прошлого года она обвинила украинскую таможню в том, что та отказывается возобновлять прокачку дизтоплива через Украину в Венгрию. «Транснефть» даже пыталась оспорить запрет в украинских судах и выиграла дело в Ривненском хозяйственном суде, который признал незаконным арест топлива.
Однако уже в марте 2015 года «Транснефть» заявила, что избавилась от трубопровода – компания АО «Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов», в собственности которого находится ДП «ПрикарпатЗападтранс», была продана швейцарской компании International Trading Partners AG. Что это за компания – доподлинно не известно. СМИ писали, что она может быть связана с людьми из окружения Виктора Медведчука. В то же время российские эксперты предполагают, что продажа нефтетрубопровода могла быть проведена просто для отвода глаз – чтобы юридически перестать быть участницей спора с Украиной, а на самом деле «Транснефть» могла остаться ее собственником.
Новая жизнь
Уже после продажи трубы компания «ПрикарпатЗападтранс» начала снова готовиться к возобновлению прокачки топлива – в мае этого года она проводила подготовительные работы и начала таможенное оформление 30 тыс. т дизтоплива, которое находилось в трубе. Именно эти попытки, уже после продажи трубы «швейцарцам», увенчались успехом – по словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, на сегодня по трубе в Украину поступает около 150 тыс. т топлива ежемесячно. «Трубопровод работает в таком мощном режиме, что в Украине он еще не работал никогда», - сказал он. Эксперт отметил, что поставки пока осуществляются исключительно на украинский рынок, но не исключил, что в будущем трубопровод будет использоваться и для поставок топлива транзитом через Украину в Венгрию.
В мае украинские эксперты прогнозировали, что украинский потребитель от запуска трубы только выиграет – более дешевая поставка топлива по трубопроводу по сравнению с железнодорожным транспортом повысит конкуренцию среди поставщиков дизельного топлива и позволит снизить его цену. Подсчеты показывали, что поставка дизельного топлива через трубу вместо железнодорожного маршрута позволит снизить закупочные цены на $20-25 за тонну, что эквивалентно 45-55 коп. на каждом литре. В масштабах страны это позволило бы сэкономить $75-100 млн в год. Это было тем более на руку украинским покупателям, учитывая, что отечественный рынок дизельного топлива на 80% зависит от импорта.
По мнению Сергея Куюна, продажа нефтепровода сыграла положительную роль. «В статусе российской собственности он тут вряд ли бы работал. Однако теперь формально или фактически собственник якобы не российский и, соответственно, немного легче стало использовать трубопровод», - сказал он.
Сергей Куюн считает, что расторжение соглашения – простая формальность, поскольку один продуктопровод уже давно не работает, а второй – был продан швейцарской компании.
Автор: Александр Суков