«Война – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным», - говорил когда-то мастер политической интриги Талейран. «История слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам», - можно сформулировать схожую максиму, истинность которой с печальной регулярностью находит подтверждение.
На минувшей неделе Исполком Организации ООН по образованию, науке и культуре, известный под своей аббревиатурой ЮНЕСКО, окончательно рассорился с Израилем, приняв с подачи Египта и Палестины резолюцию, в которой говорится об исторической связи ислама с Храмовой горой в Иерусалиме, а о том, что это святое место для иудеев, не упоминается. Спустя несколько дней возмутилась Япония в ответ на признание ЮНЕСКО частью Всемирного наследия китайских документов о Нанкинской резне – массовых убийствах, которые устроила японская армия в 1937 году после взятия этого города. Японцы не только возмутились, но и прекратили финансировать ЮНЕСКО, а это, между прочим, 10% ее бюджета. Впрочем, Израиль, США, Канада, Австралия и Польша перестали перечислять свои взносы еще раньше.
У нас политики упражняются в определении степени вины разных сторон в Волынской трагедии, а специально назначенный государством «директор исторической памяти» важно расставляет «правильные» акценты в любой относящейся к прошлому теме, к ужасу научного исторического сообщества.
И такое сплошь и везде.
Дороти Вэнн была до глубины души оскорблена, когда обнаружила, что в лавке, расположенной на первом этаже калифорнийского Капитолия, продают в качестве сувениров образцы банкнот, имевших хождение на восставшем Юге времен Гражданской войны. Особенно возмутительна была 500-долларовая бумажка, где наряду с портретом генерала Джексона «Каменной стены» имелось изображение флага Конфедерации. Эмоции миссис Вэнн объяснимы: она происходит из южных штатов, и ее предки были рабами. Но важную роль в дальнейшем сыграли не предки, а потомок, сын Дороти Исадоре Холл, работающий в этом же здании сенатором штата.
Мамино возмущение сенатор Холл облек в законопроект, который без сучка и задоринки прошел голосование в калифорнийском законодательном собрании. В штате с 2015 года запрещено демонстрировать или продавать изображения флага конфедератов, если только речь идет не о музеях или учебных материалах. Впрочем, сенатор Холл в какой-то момент понял, что это как-то слишком, и внес в закон поправку, согласно которой ограничения касаются лишь служащих штата и официальных учреждений и мероприятий Калифорнии. Частный бизнес и отдельные граждане свободны в выражении своих взглядов.
Чем заняться вышедшему на пенсию учителю, увлеченному историей Гражданской войны? Тимоти Десмонд решил изобразить на большом полотне солдат-южан перед сражением за Атланту. Художник из него не очень, но для участия работы в выставке во время большой ярмарки во Фресно его талантов вполне достаточно. Проблема, однако, возникла в связи с тем, что один из солдат изображен с тем самым запретным флагом. Да, это далеко не центральная деталь картины, но ярмарка финансируется из казны штата, а потому в этом случае действует запрет, который распространяется на официальные мероприятия штата Калифорния. Картину со скандалом убрали с выставки. Маму сенатора Холла защитили, учителя-пенсионера обидели. Тимоти Десмонд сейчас судится со штатом.
Государство, весь толк от которого заключается в том, чтобы оно уменьшало количество окружающего нас абсурда и насилия, нередко с видимым удовольствием занимается совершенно противоположным. История – одна из самых частых жертв.
Предлагаю тост за здравый смысл и настоящую историческую науку. Без аннексий и контрибуций в угоду дуракам и политикам. Впрочем, нередко это одни и те же люди.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец