Вся украинская экономика построена на кумовстве и протекции, как впрочем, и везде в развитом мире. Но кумовство мешает иностранным предпринимателям свободно зарабатывать и выкачивать деньги из Украины. И вот под прямым давлением дипломатов США был создан главный антикоррупционный орган в Украине — НАБУ.
Фактически первым и пока самым громким его делом стали обыски в июне в Госавиаслужбе (ГАС) Украины и в офисе национального авиаперевозчика МАУ. Злые языки сразу связали эти действия с попыткой наказать лояльного к МАУ бывшего главу ГАС Дениса Антонюка, якобы нанесшего многомиллионный урон государству какими-то незаконными решениями.
В понедельник НАБУ сообщила, что передала в суд уголовное дело против Антонюка, в котором он обвиняется в нанесении тяжелого материального ущерба государству. В частности «вопреки интересам ГАС, используя свое служебное положение, он не соглосовал госпредприятию – ОАО «Украинские-средземноморские авиалинии» – вылеты должным образом сертифицированных воздушных судов. Чем нанёс ущерб, оцененный авиакомпанией, в более 750 тыс. гривен.
А теперь давайте разберемся.
Во-первых, ОАО «Украинские-средземноморские авиалинии (УСРА)» никогда не была государственной — это полностью частная авиакомпания, пренадлежащая семье бизнесменов ливанского происхождения во главе с Родригом Мерхежом.
Основной бизнес УСРА делала на долгосрочной сдаче самолетов в аренду в находившийся под санкциями Иран, за что более 5 лет назад и была внесена в черный список Госдепа США. Туда же персонально попал и её владелец — Родриг Мерхеж. И хотя сейчас санкции с Ирана уже сняты, все юридические и физические лица третьих стран, нарушившие санкции, остаются в черном списке и потенциально в любой момент могут быть привлечены к уголовной ответственности в США.
Санкции означают, что передавать какие-либо технологии, приборы, документацию или запчасти для самолетов компаниям, внесенным в черный список, категорически запрещено. Таким образом, УСРА и аффилированные с ней компании не могут легально осуществлять техническое обслуживание своих воздушных суден. То есть их сертификация — вот что должно было бы заинтересовать НАБУ в первую очередь. Как такие самолеты вообще могли получить право летать в Украине?!
Задача же ГАС – обеспечить безопасность полетов украинских авиакомпаний и зарегистрированных самолетов. Так что, не допуская к полетам сомнительные воздушные суда, руководитель Госавиаслужбы четко выполнял свои должностные обязанности.
Чем же недоволен господин Мерхеж? Частичное снятие санкций с Ирана открыло авиализинговый рынок для западных компаний, и бизнес Мерхежа стал быстро терять позиции. Можно было бы, конечно, отсидеться в Украине, пока удастся найти новые страны, «защищенные» от конкуренции санкциями. Но и тут бизнес УСРА стал теснить конкурент — МАУ.
УСРА начала выполнять полеты в 2000 году. В те годы ГАС практиковал политику монополий: украинские авиакомпании получали назначения в определенные страны, куда из отечественных перевозчиков могли летать только они: Аэросвит – в СНГ, Восточную Европу и Израиль, МАУ – в Западную Европу. УСРА получила Иран, Ливан и Иорданию. Монополия позволяла держать высокие цены на билеты при небольших объемах перевозок — дороговизна не способствовала развитию туризма, летали в основном бизнесмены и диаспора.
Но несколько лет назад украинский национальный перевозчик МАУ, развивающий транзитный хаб в аэропорту Борисполь, решил открыть полеты в Иран и Иорданию. Что вызвало просто истерику со стороны господина Мерхежа. Созданная в основном из его компаний, так называемая Ассоциация предприятий авиационной отрасли Украины стала везде трубить о монополии МАУ. В то время, когда по факту национальная авиакомпания лишь размывала монополию УСРА на определенных маршрутах. Но это ударяло по бизнесу Мерхежа — конкурент резко обвалил цены на билеты на ранее монополизированых УСРА маршрутах. Прикрываясь защитой интересов турецких инвесторов, решивших открыть авиакомпанию AtlasJet Украина, Мерхеж и его приспешники устроили травлю Антонюка.
Действительно, во время пребывания у руля ГАС МАУ получила право выполнять полеты в Иран, и у НАБУ к этому претензий в отличие от УСРА нет. А теперь давайте разберемся, о каком ущербе идет речь: якобы УСРА потеряла 750 тысяч гривен. При этом только государственный аэропорт Борисполь только за первых 7 месяцев этого года получил от МАУ сборов за пассажиров тегеранского рейса более чем 5 миллионов гривен. А за все время выполнения рейса сборы, по оценкам участников рынка, перевалили уже за 15 миллионов. Непрямые доходы аэропорта и бизнеса вокруг него от тегеранских рейсов могут быть в несколько раз больше. То есть своим решением допустить на рынок нового игрока ГАС, во главе с Антонюком, принесла Украине (в лице государственного аэропорта Борисполь) многомиллионые дополнительные доходы. И попыталась поставить в определенные рамки бизнесменов, фигурирующих в черных списках Госдепа, - за что в итоге Антонюка уволили, а сейчас пробуют привлечь к уголовной ответственности.
При этом контролирующие органы не замечают многомиллионных долгов государству, накопленных авиакомпаниями, связанными с господином Мерхежом.
Похоже, все остается по-старому - снова «бабло побеждает зло». Спецслужба, созданная под нажимом Госдепа, работает в интересах бизнеса человека, внесенного в черный список этим самым Государственным департаментом США.
Автор: Андрей Петров