Украинцы могут быть конкурентоспособны за рубежом. Это подтверждается многими успешно реализованными кейсами наших соотечественников. Контракты начинают публикацию серии материалов под рубрикой «Место под солнцем», в которых мы будем рассказывать об успешном опыте самореализации украинцев за пределами нашего государства, а также, как им удалось наладить плодотворное сотрудничество с иностранцами.
Оксана Кучерова была продюсером многих успешных телепроектов: «Міняю жінку», «Без мандата», «Суперняня», «От пацанки до панянки» и др.. Теперь она руководитель собственной продакшн-студии OK Media. В интервью Контрактам Оксана рассказала, как устроено производство проектов для телеканалов в Украине и за рубежом, почему западные партнеры неохотно ведут бизнес с украинцами, и чем мы ментально отличаемся от россиян.
К: Расскажите историю создания вашей продакшн-компании? Почему вы решили рискнуть и создать свой бизнес?
Оксана Кучерова: Идея возникла не вдруг – это был эволюционный процесс. Я в телевидении уже почти 20 лет, и успела поработать на разных каналах. Последний опыт перед созданием собственной компании был телеканал «1+1», где я работала руководителем творческого объединения. Это достаточно большое подразделение: мы делали по три и более проекта за сезон, у меня в подчинении было до 200 человек, такая мини-фабрика. В таком большом холдинге я проработала четыре с половиной года, а потом стала перед выбором: либо переезжать в Россию, куда меня приглашали российские телеканалы на амбициозные должности, либо оставаться здесь и работать на оба рынка. Переезд для меня и семьи был бы очень болезненным, и мне не хотелось бросать наработки в Украине и сформированные креативные команды. Поэтому я осталась здесь и продолжила делать проекты и для украинских, и для российских телеканалов. Собственно с этого и начался мой бизнес.
К: То есть, телевизионный продакшн в Украине может быть не только творчеством, но и бизнесом? Бытует мнение, что для этого бизнеса должны быть некие финансовые вливания со стороны, и он не всегда может быть самоокупаемым…
Оксана Кучерова: В 2012-2014 годах украинский рынок был очень активен и наш продукт был весьма конкурентоспособен: украинское производство славилось своим телевизионным продуктом. Россияне заняли нишу сериалов и кино, а украинцы ТВ шоу – реалити, талант, мейковер, тревел… И российская сторона достаточно активно «перекупала» украинских специалистов, многие из них так и остались там работать.
К: После того, как началась война, отношения с Россией сворачиваются. А вы продолжаете работать с ними?
Оксана Кучерова: У нас на какое-то время отношения прекратились. Год-полтора назад и в Украине был сумасшедший спад собственного ТВ-производства. Все заняли выжидательную позицию. В это время у нас был опыт работы с Грузией. Мы делали для о них тревел-продукт, который потом размещали в России, Беларуси, Казахстане, Латвии и Израиле.
Российский рынок интересуется нашей продукцией, но я не могу сказать, что происходит потепление отношений. И хотя наши рынки по телевизионному производству очень близки друг к другу, но мы все больше и больше разделяемся ментально. Поэтому очень сложно делать один и тот же продукт одновременно для двух рынков.
Мы предлагаем свой продукт на других рынках, но здесь барьером выступают языковые и ментальные особенности. Сложно с готовым украинским продуктом выйти на американский или европейский рынок. Гораздо проще выходить с идеями, с зарегистрированным форматом.
К: Что сегодня представляет собой OK Media?
Оксана Кучерова: OK Media производит телевизионный контент для Украины, России и Грузии, мы также сотрудничаем с каналами Израиля, Беларуси и Казахстана. Кроме того, мы разрабатываем собственные форматы, которые пытаемся продвигать в виде идей на западные рынки.
К: А если у вас появилась идея, вы придумали формат программы, то как вы ее регистрируете и каким образом ее покупают иностранные каналы?
Оксана Кучерова: Украинское законодательство не позволяет зарегистрировать формат или идею телепродукта. В Украине можно зарегистрировать сценарий или готовую программу, но если в нее внести три изменения, то это уже будет считаться другой программой. У нас в стране производители интеллектуального продукта практически не защищены. Мы регистрируем форматы в Голландии.
К: И к чему приводит такое несовершенство украинского законодательства?
Оксана Кучерова: Это приводит к тому, что все друг у друга воруют – назовем вещи своими именами. Если ты озвучишь идею, то должен понимать, что кто-то может ее воплотить вместо тебя. Доказать, что канал украл идею у продакшн-студии, практически невозможно – это будут годы судебных тяжб.
К: А что вы сей час производите, что снимаете?
Оксана Кучерова: В основном, мы производим реалити и тревел-шоу. За последний год мы сделали 4 пилотных проекта. С одним из них мы вошли в цикл производства, делаем 20 программ. По заказу грузинской стороны мы сняли тревел-шоу с Анфисой Чеховой, которые разместили в России. Сейчас есть заказ на другие страны, которые также будут размещать его у себя. Есть медицинские проекты, реалити-шоу, расследования.
К: Если вы делаете продукт для России, то снимаете его в Украине или выезжаете туда?
Оксана Кучерова: Мы все сейчас снимаем в Украине. Съемки в России имеют свои особенности да и выходят дороже. Ведь привлеченную творческую группу нужно везти отсюда – это те люди, в которых ты уверен, с которыми ты готов работать. Поэтому мы с заказчиками стараемся договориться. У нас – дешевле, проще и качественнее получится снимать на территории Украины.
К: Я всегда думала, что если снимается реалити-шоу для другой страны, то берутся их герои и съемки происходят там.
Оксана Кучерова: Как ни странно, но для передач, которые будут смотреть в других странах, подходят и наши герои. Просто мы стараемся делать так, чтобы не было привязки по языку и местности. Наши люди очень эмоциональны в кадре, они достаточно открыты и это очень ценит российский рынок.
К: Насколько тяжело найти партнеров за рубежом? Ценят ли там наше творчество?
Оксана Кучерова: Украинцев, как партнеров, ценят очень невысоко, потому что украинцы – не очень честные. Наши очень многих «кидают», с нашими сложно договориться. Это неприятно и не принято говорить, но это так. У нас понятие «взаимовыгодное сотрудничество», по-моему, в корне отсутствует. Все думают о том, чтобы было выгодно только себе. Иногда мне кажется, что способность договариваться у нас на каком-то ментальном уровне отсутствует. Я стараюсь понять, почему так происходит: мы живем в страхе – война, прокуратура, налоговая, постоянные кардинальные изменения в стране. Бизнес в Украине никогда не планирует свое развитие на 10 или на 20 лет вперед, как это делает западный рынок. Мы постоянно живем сегодняшним днем, потому что не можем жить на перспективу и вкладывать, развивать какие-то наработки.
К: Тогда как Вам удается зарекомендовать себя перед иностранными партнерами? Как Вы ломаете стереотипы?
Оксана Кучерова: Это очень длительный этап построения доверительных отношений. Чтобы наладить правильнее партнерские отношения, нужно самому расслабиться и не ждать подвоха.
Очень долго выстраиваются подобные партнерские отношения с азиатскими странами – они живут совершенно по другим понятиям. Я думаю, что с нашей ментальностью довольно сложно добиться полноценного партнерства со странами Средней Азии: Арабские Эмираты, Казахстан, Азербайджан.
К: А как выйти на американский рынок?
Оксана Кучерова: Правильный заход на американский рынок – это залог успеха. Потому что они относятся к единичным всплескам креатива холодно, ведь предложений – миллионы. Но если ты правильно зайдешь, через большие компании, с рекомендацией, если ты готов работать честно и по дедлайнам, то тебя, конечно, ожидает бум. Если ты талантлив, то Америка – благодатная почва.
К: Давайте вернемся к украинским реалиям. У нас ведь большинство продукта каналы производят самостоятельно, а не покупают у продакшн-студий. Почему?
Оксана Кучерова: В Украине каналы в основном замыкают на себе производство продукта и держат огромный инхаус-продакшн. Это сугубо украинская схема.
К: Почему?
Оксана Кучерова: Они надеются на этом сэкономить и построить под себя творческие коллективы.
К: А как вы думаете, в будущем украинское телевидение перестроится на аутсорс?
Оксана Кучерова: Думаю, что к этому постепенно придут. Вопрос еще в том, что у нас телевидение все годы независимости было абсолютно неприбыльным, и дотировалось владельцами. Телевидение – это рупор, это игрушка в руках богатого инвестора. И только сейчас, когда финансирование урезалось, каналы начали думать, как же выйти на самоокупаемость.
К: Но украинское телевидение может быть бизнесом, а не игрушкой олигархов?
Оксана Кучерова: Может, если оно для начала разделится на продакшн и бродкастинг компании. Да и перестроят работу с рекламодателями.
К: Какой вы видите свою компанию и себя через 10, 20, 30 лет? Вы останетесь в Украине или махнете на все рукой и уедете?
Оксана Кучерова: Мне кажется, база и офис в Украине – это неплохо. Потому что ты, во-первых, создаешь рабочие места. Во-вторых, уровень креатива у нас высок. Безусловно, может быть несколько офисов. Согласно мировой практике, офисы продаж находятся именно в больших странах, а производственные мощности сосредоточены уже на местах. Нам нужно выходить на международный рынок, это абсолютно точно: то ли это будет телевизионное производство, то ли форматы, то ли какой-то диджитал-контент. Но в любом случае, стоит выходить за рамки страны, и не боятся новых испытаний.
Беседовала Ольга Вилик