Украинская fashion-индустрия активно развивается – каждый год открываются новые бутики отечественных дизайнеров одежды, а элита все чаще щеголяет в «прикидах» с лейблом «Made in Ukraine».
Но как не парадоксально это звучит, но за свой успех украинские дизайнеры должны благодарить экономический кризис – именно отсутствие баснословных денег на заграничные торговые марки по заоблачным ценам подтолкнуло потребителей повернуться лицом к украинским дизайнерам. Контракты узнавали, как создаются именитые бренды и как молодые дизайнеры выходят на украинский торговый рынок.
Дизайнер в 15 лет
К Дмитрию Дихтярю любовь к моделированию одежды пришла рано. «Я шил вещи с 13 лет, и это было вовсе не хобби, я сразу относился к дизайну одежды, как к делу всей моей жизни – ответственно и с вдохновением. В 15 лет я создал свою первую мини-коллекцию из 5 единиц одежды. С 17 лет я уже работал стилистом и личным шоппером», - вспоминает он. Свой собственный бренд – «DIHTYAR» – у него появился в 2013 году, когда он отшил коллекцию одежды для защиты диплома в Киевском национальном университете технологий и дизайна. Больших капиталов для того, чтобы начать свое собственное дело, у Дмитрия не было. «Я пошил первую коллекцию под лейблом своего бренда за 1500 гривен, это и был весь мой капитал. А как иначе могло быть с деньгами у студента? Я хотел что-то создать, поэтому шил днем и ночью. И у меня все вышло», - рассказывает Дмитрий Дихтярь. Его работа стала популярной в среде шоу-бизнеса, он одевал музыкантов групп «Время и Стекло», «Real O», «Hardkiss» и многих других. Сейчас за плечами молодого дизайнера – успешные коллекции и сотрудничество с украинскими «звездами», а в планах – расширение, поэтому времени самому сидеть за швейной машинкой у Дмитрия уже нет: «У меня работают пять портних, профессионалов своего дела. А я сейчас продумываю новую мужскую коллекцию», - рассказывает Дмитрий Дихтярь.
Политолог и пижама
Екатерина Бойко родом из Ривного и по образованию политолог. В студенческие годы подрабатывала менеджером в швейной компании, но о том, чтобы шить одежду под своим брендом, тогда даже не думала. Когда Екатерина жила и работала в Одессе, ей захотелось купить удобную одежду для дома, но оказалось, что магазины перегружены платьями и одеждой на каждый день, а того что ей нужно – нет или не соответствует ее вкусу. «Я не хотела ходить дома в халате и пижаме со стразами и рюшками. Поэтому решила пошить сама для себя, и для своих близких», - вспоминает Екатерина. Как сделать заказ на поставку импортных тканей, она знала по опыту работы на швейной фабрике, поэтому прямо в Одесском порту заказала тканей на $1 тыс: «Я хорошо понимала, что если покупать ткани – то только оптом. Сумма, конечно, была не маленькая, но дело того стоило. Ткань я отвезла в ателье своего родного города Ривне, где находится большая льняная фабрика и много небольших цехов и частных мастеров по пошиву одежды. Через «сарафанное» радио вышла на небольшой цех, который отшил по мои эскизам 8 моделей по 10 штук». С этого все и началось. Теперь Екатерина Бойко шьет одежду для дома и сна, купальники, халаты и аксессуары под брендом «Balcony garment».
«Звезды» в помощь
Для Иванны Бурчени швейное дело было чем-то вроде хобби – шить она начала в 2012 году, будучи студенткой. «Мне нравилось одевать себя и своих знакомых. Шила сама и сама придумывала принты (рисунки на одежде). Продавала все вещи через Instagram, но не могу сказать, что у нас тогда было много клиентов – в основном, это были друзья друзей», - вспоминает она.
Успех к Иванне Бурчене пришел в 2014 году, когда ее свитшот (легкий свитер) с гербом Украины одела популярная телевидущая Катя Осадчая. После этого заказы на этот свитшот посыпались, как пуговицы из коробки. «Каждая розочка на свитшоте была сделана вручную. Одна я не справлялась, поэтому наняла трех портних, но даже после этого на пошив одного свитшота у нас уходило три дня», - рассказала Иванна, работающая под брендом Booriva.
Где пошить и из чего
По мере разрастания производства дизайнеры зачастую меняют место, где отшиваются их коллекции. Производство бренда «Balcony garment» первые два года располагалось в Ривне, в небольшом швейном цехе, а потом переехало во Львов – выросли масштабы производства и цех в Ривном уже с ними не справлялся. «Теперь я живу на два города – в Киеве и Львове. Мы пробовали отшивать в столице, но цена за пошив здесь вдвое дороже. К тому же, если работать с крупными фабриками, то нужно ждать своей очереди на пошив и предоставлять сразу большие тиражи. Это не гибкий и некомфортный для нас формат работы. А во Львове я нашла ателье, которые шьет нам в месяц от 500 единиц одежды, качественно и недорого», - рассказывает Екатерина Бойко.
Ситуация, когда дизайнер живет в столице, а отшивается в регионах – далеко не редкость. «Наш цех – это от 15 до 30 человек, которые отшивают нам всю коллекцию, они расположены в Киеве и в Черкассах. У нас есть три швеи, которые отшивают новую коллекция, как образец, а после мы отправляем ее в цеха для массового производства. Партия платьев одной модели – это 30-50 штук», - рассказывает Иванна Бурченя.
Среди дизайнеров есть как приверженцы тканей украинского производства, так и те, кто принципиально использует зарубежные. По словам Екатерины Бойко, для домашней одежды и одежды для сна ткани очень важны. «Ткани – это сложность для нас и по сей день. Трудно найти и надежных, стабильных поставщиков качественных, выносливых тканей с оригинальным дизайном. Поэтому ткани используем только зарубежные – из Турции, Франции, Италии, Польши, Беларуси», - поясняет Екатерина Бойко. В то же время Ивана Бурченя верна украинскому производителю, но отмечает, что иногда в виде исключения использует импортную синтетику с интересными принтами.
Товар лицом
У начинающих дизайнеров нет больших денег для рекламы и популяризации своих творений, поэтому используют то, что доступно на первоначальном этапе – создают личные странички или странички брендов в Facebook или Instagram. Следующий этап – создание собственного интернет-магазина, на котором можно не только разместить фото одежды, но и принять заказ от покупателя. Здесь уже нужно потратиться – нарисовать хороший сайт может стоить несколько тысяч долларов. «Мы продаем свои вещи через собственный интернет-магазин, и просим наших покупателей уходить от покупок в соц.сетях, так как сервис на сайте – гораздо выше», - рассказывает Екатерина Бойко. Дизайнеры идут в ногу со временем и считают, что изрядную долю продаж в будущем будут приносить именно интернет-магазины. «Сейчас интернет-магазины пользуются доверием у покупателей, и мы, как молодой бренд, не имеет права изготовлять вещи некачественные или обманывать своих клиентов. Прошли времена «китайских» сайтов, когда на экране – красивая вещь, а привозят – полиэтиленовый пакет», - рассказывает Иванна Бурченя.
Во многом успех продвижения собственного бренда через «всемирную путину» зависит от качества фотографий. «Вначале я сама была моделью, стилистом и фотографом», - вспоминает Екатерина Бойко, – «но потом поняла, что на фотографиях экономить нельзя! Это лицо бренда, твои вещи заинтересуют покупателей именно фотографиями». Теперь Екатерина наняла специального фотографа на постоянную работу, а создание качественных фото ее коллекций стоит дорого – в среднем 10 тыс. гривен в месяц. Однако связи дизайнеров в мире шоу-бизнеса позволяют сэкономить и на фотографиях, и на моделях. «Есть фотографы, модели и визажисты, с которыми мы работаем на бартерных условиях: они мне - профессиональные фото, я им – качественную одежду. Но так бывает не всегда. Съемка может обойтись мне в 5 тыс грн, с учетом скидок и знакомств», - рассказывает Дмитрий Дихряр.
Около половины дизайнеров идут на сотрудничество с шоу-румами, в которых покупатели могут не только увидеть «вживую» одежду, пощупать ткань, но и примерить. Однако почти все шоу-румы принимают одежду под реализацию и взимают за свои услуги от 20% до 50% комиссии.
Около трети молодых дизайнеров доходят до больших интернет-магазинов, таких как Leboutique, Suitster, Modna Casta, Kapsula, Like By look или даже Rozetka. Их сайты посещает по 500-200 тыс человек, что создает потрясающие возможности для продаж. Однако есть одно «но» – крупные интернет-магазины выкупают вещи партиями от 200 единиц, а начинающим дизайнерам часто не под силу отшить такой заказ и отдать на реализацию. С другой стороны, сотрудничество с крупными интернет-магазинами ставит на дизайнере клише масс-маркета, тогда как каждый молодой дизайнер имеет амбиции быть нишевым – хорошо известным в узких кругах. «Мы не на массовку работаем, и не хотим сотрудничать с большими интернет-магазинами. На это есть много причин, первое – это большие объемы производства, которых у нас нет, а второе – тогда теряется уникальность бренда. Хотя предложения от крупных интернет-магазинов были», - рассказывает Иванна Бурченя.
Голубая мечта любого дизайнера – открыть собственный магазин одежды или даже небольшую сеть. «Недавно мы открыли свой личный магазин, там намного лучше идут продажи, чем в интернете и тем более – в шоу-румах. И хочу сказать, клиентам наш магазин также понравился. Поэтому мы планируем расширятся и открывать магазины по Украине, начнем с Днепропетровска», - рассказывает Иванна Бурченя.
Шуба с дизайнерского плеча
Дизайнерская одежда шьется небольшими тиражами, поэтому отличается более качественным пошивом по сравнению с массовыми брендами, такими как, например, Zara или Mango. Что до стоимости, то она зависит от «раскрученности» бренда, сложности конструкции и качества материалов. В среднем, у молодых дизайнеров футболка может стоить около 500 гривен, а шуба из искусственного меха – 3500 гривен. Однако купить понравившуюся вещь можно и дешевле, когда дизайнеры устраивают распродажи по окончании сезона. «Каждый сезон мы распродаем предыдущие коллекции, периодически устраиваем конкурсы, на которых вещи просто дарим. Это нормальная практика для начинающего бренда одежды», - рассказывает Дмитрий Дихряр.
Со временем украинские дизайнеры смогут вывести свои коллекции и на европейские модные показы и в бутики. До недавнего времени торговые ограничения на поставки готовой одежды в страны Европейского Союза не давали показать свой товар лицом даже таким именитым дизайнерам, как Лилия Пустовит, Андре Тан или Ирина Каравай. Со временем пошлины на поставку готовой одежды будут снижены и даже молодые дизайнеры получат доступ к европейским покупателям.
Автор: Елизавета Топух