«Прокатиться по Бандеры» - вот такое нынче удовольствие, вчера еще недоступное, появилось у жителей Киева и гостей города. Удовольствие уже есть, а споры еще продолжаются, тот ли Степан Бандера герой, по которому следует в двадцать первом веке, гуманном и антитеррористическом, кататься.
В чем прелесть процедуры переименования кроме прелести собственно переименования? Создается как бы другой объект, при том, что сам объект совсем не меняется, но под влиянием имени будто преобразуется. И выбоины на вчерашнем Московском проспекте словно уже и не такие выбоины на проспекте Степана Бандеры – это уже куда более свидомые выбоины. Ну, может, в случае проспекта все не так очевидно, а вот не пригодившиеся «Горишни Плавни» и правда будто имеют магические свойства, как, впрочем, и «Комсомольск»: имена заповедные, да только заповедники разного.
Чем прекрасен Гавел помимо того, чем он очевидно прекрасен, так это тем, что он чех. А у чехов с героями особые отношения. В 2005 году величайшим чехом всех времен чехи времен нынешних назвали Яра Цимрмана. Слыхали? А ведь Вацлав Гавел сказал: «Яр Цимрман нас всех переживет».
Цимрман фигура насколько яркая, настолько и загадочная. Стопроцентно точно про него известно только то, что о находке в Йизерских горах ящика с его бесценными рукописями его мир был впервые оповещен 23 декабря 1966 года, это сделали ведущие радиопередаче «Погребок «У Паука» Ладислав Смоляк и Йржи Шебанек. С этого момента чехи не переставали поражаться гению великого соотечественника, который с каждым новым сообщением сиял все новыми гранями.
Он оказался человеком, который подсказал американцам идею Панамского канала, Эйфелю – способ увеличить устойчивость башни, сделав ее двуногой, Цеппелину – плетеные из лозы кабины для дирижаблей. Состоял в переписке с Бернардом Шоу, правда, тот ни разе не ответил, зато Антон Чехов благодаря подсказке Цимрмана остановился на варианте из трех сестер, хотя первоначально хотел писать о двух. Помимо знакомства с Чеховым, он и сам был прекрасным драматургом. В театре его имени каждый год с аншлагом идут 14 обнаруженных пьес его авторства. Во время своего полярного путешествия Цимрман буквально на считанные метры разошелся с Северным полюсом, что помешало стать его первооткрывателем. Говорят, когда Белл изобрел телефон, он зафиксировал три пропущенных звонка от Яра Цимрмана. Сумасшедшая разносторонность и продуктивность, недаром Цимрмана называют чешским Леонардо да Винчи.
Многосторонность гения была заложена, очевидно, в детстве. Ярик не страдал проблемами, мучавшими его сверстников, уже хотя бы потому, что до 15 лет он не знал, что является мальчиком, поскольку родители, экономии ради одевавшие его в старые платья старшей сестры, отдали Яра в женскую школу. А поскольку девочки созревают быстрее, к пятнадцати годам, когда раскрылась правда, он был достаточно зрел, чтобы это его не травмировало. Кстати о школе: педагогом Цимрман был тоже выдающимся. Так, он был убежден в благородном воздействии угрызений совести на развитие ребенка поэтому во время своей учительской практики – кстати, у нас на Галичине – за детские шалости показательно наказывал себя: однажды, когда школьники подменили в его чернильнице чернила водой, он запретил себе неделю выходить из дому, чтобы дать им время подумать над своим поступком.
Существует еще множество замечательных историй о Яре Цимрмане, но уже приведенных достаточно, чтобы оценить масштаб этой грандиозной личности. Понятно, что чехи не могли не отдать дань его памяти, и повсюду в стране можно встретить мемориальные таблички, вроде той, что говорит: «Здесь Цимрман повредил колено, из-з чего не смог поехать на Олимпийские игры и выиграть их» или такой: «В этом доме, очевидно, никогда не жил и не творил Яра Цимрман». Его именем названы улицы в Оломоуце, Брно, Старой Гуте и других городах. У тех, кто живет на этих улицах, не возникает и тени сомнения, насколько правомерно такое название, потому что авторитет героя неоспорим.
Честно говоря, я был бы совсем не против того, чтобы улица Яра Цимрмана появилась и в Киеве. А еще лучше, чтобы у нас появлялись такие герои – во всю нашу здоровую и веселую фантазию. За это и выпьем. Na vaše zdraví!
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец