Правительство декларирует неустанную борьбу с контрабандой. Однако, несмотря на активную рекламу работы контролирующих органов в этом направлении, доля бытовой техники, электроники, всевозможных гаджетов и элементов питания, которые ввозятся в Украину контрабандой, остается очень значительной.
По данным Ассоциации предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ), доля нелегально ввезенной в Украину электроники в первой половине текущего года по сравнению с концом 2014 - началом 2015 года выросла. Например, сейчас доля контрабанды в поставках накопителей памяти составляет более 40% от общего объема продаж, в категории IT-товаров она варьируется от 15% до 40%, а среди смартфонов составляет около 25%.
По данным компании "ГФК Юкрейн" (входит в состав международной исследовательской сети GfK), сейчас доля «серого» и «черного» рынков плоскопанельных телевизоров составляет 9-10%, холодильников и стиральных машин – 10-15%, пылесосов – 16-18%, телефонов, смартфонов и ноутбуков – 15-20%, планшетов – 20%, а фотокамер – 20-25%.
Компания Sony отмечает, что при этом доля контрабанды техники отдельных марок может быть еще больше: например, в случае с премиум-смартфонами Sony она составляет 45%, а по телевизорам с большим экраном – все 60%.
Отдельной строкой следует упомянуть контрабанду iPhone - доля «черных» аппаратов, которые продаются в Украине, составляет порядка 65%. Примечательно, что ранее нелегально ввозилось до 90%, однако снижение доли контрабанды произошло отнюдь не из-за борьбы с нелегальным ввозом контролирующими органами, а, главным образом, за счет сокращения разницы в цене между «черным» и «белым» товаром.
При этом нелегальный импорт фиксируются практически во всех товарных группах - от крупногабаритных телевизоров до карт памяти и батареек. Контрабанда постепенно захватывает все новые рынки, вытесняя легальную продукцию. Представитель компании Duracell Ирина Молчанова отметила, что еще в 2012 году все без исключения элементы питания этой марки продавались в Украине только через официальное представительство, но уже в 2016 году доля легальных продаж составила только 60%, остальные 25% - это нелегальный импорт, а еще 15% - подделки.
Легальный бизнес теряет клиентов
Большая часть контрабандной техники не соответствует требованиям украинского законодательства, и поэтому производитель не может гарантировать ее надежность. Когда такая техника выходит из строя, покупатели первым делом обращаются в сервисные центры компаний и просят провести гарантийный ремонт, но получают вполне обоснованный отказ. В результате покупатели «серой» и «черной» техники теряют деньги, а компании-официальные импортеры – клиентов.
Производители и продавцы техники резко критикуют нынешнюю ситуацию на рынке, ведь пока они соблюдают правила рынка - платят все пошлины и налоги, несут ответственность перед клиентами - недобросовестные импортеры «снимают сливки» с рынка. Они свободны от обязательств и имеют возможность продавать «серые» и «черные» товары почти вдвое дешевле «белых».
По мнению официальных импортеров и продавцов, власть должна активизировать поддержку легального бизнеса, поскольку именно он развивает экономику Украины, платит пошлины и налоги, создает новые рабочие места, дает толчок в развитии других отраслей: транспорта, складского бизнеса, розничной торговли и рекламы.
Украина теряет миллиарды гривен
Потери государственного бюджета от «серого» и «черного» импорта исчисляются миллиардами гривен. По оценкам АПИТУ, даже в нынешних условиях снижения объемов покупки техники населением госбюджет недополучает из-за контрабанды около 3,6 млрд грн в год. Только из-за контрабанды iPhone бюджет теряет ежегодно от 0,8 до 1 млрд грн.
Участники рынка предупреждают, что если государственные органы не активизируют борьбу с теневым рынком, он продолжит расти и через полгода может увеличиться вдвое. Соответственно, убытки государства также возрастут.
Что делать?
Компании-официальные импортеры для борьбы с контрабандой предлагают властям ввести более строгий таможенный контроль за импортом техники, тем более, что арсенал действенных мер может быть достаточно широким. Например:
- обязать импортеров указывать в таможенной декларации товарный знак ввозимой техники;
- обязать таможню информировать официального поставщика о каждой партии товара его торговой марки, что позволит обнаружить «серых» поставщиков;
- повысить ответственность за незаконный ввоз техники в страну (например, установить минимальный штраф в EUR500 и проводить конфискацию незаконно ввезенного товара).
- запретить продажу определенных групп товаров через ЧП;
- блокировка вендорами устройств или непредоставление некоторых функций, как это частично делает Samsung (это касается смартфонов или телевизоров);
Компании-официальные импортеры также предлагают усилить контроль за ввозом в страну техники физическими лицами, поскольку многие поставщики используют эту схему для переправки через таможенную границу техники, которая в дальнейшем продается. С этой целью целесообразно ограничить количество товаров, которое физлицо может ввезти в страну в течение календарного года без уплаты НДС, и усилить контроль над соблюдением лимита по цене и весу товаров, которые Таможенный кодекс разрешает ввозить физлицам.
Кроме того, считают участники рынка, для усиления борьбы с контрабандой техники контролирующим органам необходимо более ответственно относиться к возложенным на них задачам. Тем более, что результативные примеры в украинской истории уже есть. Так, в 2008 году в Украине продалось столько же автомобилей, сколько сейчас iPhone. Однако рынка контрабандных автомобилей уже практически не существует, а вот продавцы нелегальных смартфонов до сих пор чувствуют себя в Украине вольготно.
Компании-официальные поставщики также готовы принять меры, которые могут принести результат, но при условии, что и власти приложат определенные усилия. Например, компании-поставщики могут заблаговременно предоставлять таможне данные о диапазонах цен на импортируемые группы товаров, что позволит не пропускать в страну товары по явно заниженным ценам.
Автор: Александр Колосовский