Контракти.ua

23969  —  26.06.09
Реклама не лучших времен. Экономический кризис сделал людей жадными
Реклама не лучших времен. Экономический кризис сделал людей жадными

Результаты социологических исследований свидетельствуют о снижении эффективности массового медийного промо. Поэтому новая промополитика компаний — переход от эмоциональных образов к рациональным доводам в пользу покупки продвигаемых товаров. Соответственно, необходимы те рекламные носители, с помощью которых эти доводы удобнее всего излагать и передавать.

 
Мария БОНДАРЬ, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ, КОНТРАКТЫ

«Экономический кризис сделал людей жадными, никто больше не хочет делать покупки просто так, всем нужны рациональные причины», — в шутку посетовал директор торговой сети Сadeau Жерар Рубель на пресс-конференции, посвященной изменению маркетинговой политики компании. Результаты социологических исследований, проведенных по инициативе Сadeau зимой текущего года, свидетельствуют о снижении эффективности массового медийного промо. Руководство сети объявило о намерении сократить расходы на телевизионную рекламу на 52%. Объем рекламы в периодике урежут на 30%. При этом в 2009 году Сadeau планирует провести несколько масштабных BTL-кампаний и запустить новую программу лояльности. Кроме того, глянцевый журнал Сadeau, прежде продававшийся в магазинах сети по цене EUR2,5 за экземпляр, теперь будут раздавать бесплатно. По словам г-на Рубеля, пересмотр рекламной стратегии — реакция компании на принципиальные перемены, произошедшие в последнее время в стандартных моделях потребительского поведения. «Раньше, приобретая шампунь или футболку, потребитель готов был платить за модный эмоционально наполненный образ, созданный рекламистами, а затем растиражированный в СМИ, на билбордах и т. д. А теперь спроса на образы нет, так что нужно научиться продвигать сами по себе шампуни и футболки», — говорит директор торговой сети.

Старый друг лучше новых двух

Жерар Рубель утверждает, что новая промополитика Сadeau — переход от эмоциональных образов к рациональным доводам в пользу покупки продвигаемых товаров. Соответственно, необходимы те рекламные носители, с помощью которых эти доводы удобнее всего излагать и передавать. Однако эксперт Inter Research Дейна Довнер убеждена в том, что в действительности перераспределение промобюджета Сadeau объясняется гораздо проще. «Эта торговая сеть, как и большинство компаний, работающих на потребительских рынках Европы и США, во время кризиса отказалась от идеи привлечения новых клиентов и сделала акцент на удержании существующих», — считает эксперт. Как отмечает директор по стратегическому маркетингу ОАО «МТС» Гарретт Джонстон, удержание прежних клиентов — лучший способ оптимизировать маркетинговые расходы во время кризиса. Во-первых, прямая рассылка гораздо дешевле медийной рекламы. Во-вторых, продавец, сэкономивший на дорогостоящем массовом промо, может позволить себе существенные скидки. А снижение цены во время кризиса — важный аргумент в пользу принятия решения о покупке. В-третьих, чем активнее продавец работает с прежними клиентами, тем больше о них узнает и тем точнее планирует дальнейшие маркетинговые действия. «Во время кризиса целесообразно увеличить расходы на стимулирование сбыта через программы лояльности, — утверждает г-н Джонстон. — С помощью таких программ можно получить личные контактные координаты потребителя (номер телефона, адрес, e-mail), отследить динамику покупок и составить максимально точное представление о потребительских предпочтениях». Этим инструментом успешно пользуется торговая сеть Tesсo. Владельцам карт лояльности предлагают скидку на те товары, которые они чаще всего приобретают. При этом предоставление скидки зависит от суммы, потраченной в магазине в течение месяца. Кроме того, отслеживая покупки, специалисты Tesсo знают, на какие еще товары следует обратить внимание потребителя. «К примеру, я часто приобретаю дорожное мыло, поэтому получаю рекламу товаров для путешественников», — рассказывает Гаррет Джонстон.


Среди участников рынков b2c внимание на уже привлеченных покупателях акцентируют в основном розничные торговцы и продавцы услуг. Вероятно, скоро к ним присоединятся производители потребительских товаров. Механика программ лояльности у таких компаний сложнее и обычно предполагает участие посредника (торговца). Но как показывает практика, эффективность прямой рекламной рассылки для производителя не ниже, чем для розничной сети. К примеру, владельцам ТМ Walker’s удалось увеличить объем продаж за счет акций-рассылок. На каждой пачке чипсов Walker’s поместили номер телефона для тех, кто хочет получать скидки, специальные предложения и информацию о новых продуктах. Для регистрации участника программы лояльности требовалось одно SMS-cообщение. Всем, кто зарегистрировался, сразу предложили купить две пачки Walker’s и бесплатно получить третью. «Успех Walker’s — далеко не единственный пример использования мобильных телефонов в качестве адресного рекламного носителя, — говорит г-н Джонстон. — В странах Западной Европы и США на долю мобильного промо приходится более 5% рекламного рынка. По прогнозам нескольких отраслевых организаций, к 2014-му этот показатель приблизится к отметке 20%. В Украине мобильным промо пока почти не пользуются. Производители относятся к нему настороженно. Да и не все потребители еще привыкли получать SMS-рассылки. Однако по мере усугубления кризиса удельный вес такой рекламы, скорее всего, будет расти».

Дайте бонус!

Рекламисты утверждают, что спрос на рассылки и другие инструменты direct-promo в период кризиса не падает. По мнению генерального директора R.A.M. Advertising Group Алины Фроловой, стабильный спрос на адресные промоинструменты во время кризиса отчасти объясняется тем, что определить эффективность такой рекламы в адресных носителях гораздо проще, чем в СМИ или на билбордах. «По итогам каждого ДМ-проекта можно рассчитать стоимость контакта и стоимость привлечения потребителя, спрогнозировать результаты такой кампании тоже несложно, а это весомый аргумент для рекламодателя, урезающего маркетинговый бюджет, — говорит г-жа Фролова. —  К тому же с помощью адресного промо можно быстро и дешево изучать целевую аудиторию. Попросите участников рекламной акции указывать фамилию, пол и возраст — узнаете основные демографические характеристики потребителей». По словам гендиректора R.A.M. Advertising Group, интерес к адресной рекламе во время кризиса проснулся не только у заказчиков, но и у потребителей. Покупатели гораздо охотнее, чем прежде, заполняют акционные бланки, собирают крышечки, этикетки, отрывные талоны и т. д. Внимательнее читают рекламные сообщения на упаковках продуктов и в рассылках. К примеру, в акции, недавно проведенной R.A.M. для одной из отечественных Fmcg-компаний, участвовали 41,2% украинцев, купивших продукт за время проведения рекламной кампании. Этот показатель в несколько раз превышает норму отклика по подобным акциям.


Как отмечает исполнительный директор XL  Consulting Ukraine Максим Червонный, всплеск потребительского интереса к рассылкам и другим адресным рекламным носителям — следствие массового урезания семейных бюджетов. Direct-promo зачастую содержит сообщения о скидках, бонусах и других специальных ценовых предложениях. Вот они-то, по мнению г-на Червонного, и обеспечивают эффективность адресной рекламы. Правоту эксперта косвенно подтверждает то, что к рассылкам на домашние адреса, в которых обычно сообщают о скидках и бонусах, украинские потребители относятся более благосклонно, чем к офисным рассылкам, которые специальных предложений, как правило, не содержат. В рейтинге доверия к рекламе, составленном ТНС Украина весной текущего года (данные исследования  MMI), домашние рассылки оказались на восьмом месте (им доверяют 4,7%), а офисные — на шестнадцатом (0,9%). Кстати, возглавляют рейтинг телевизионная и газетная реклама (соответственно 14,6% и 11,5%). Так что целесообразность перераспределения маркетинговых бюджетов в пользу немедийного промо в Украине все еще спорный вопрос.

Ноль эмоций

По мнению г-на Рубеля, большинство рекламистов, продвигающих потребительские товары во время кризиса в странах Западной Европы, США и России, совершают две общие ошибки. Во-первых, пользуются устаревшими докризисными методиками оценки эффективности промокампаний. Во-вторых, не учитывают снижения уровня доходов потребителей в процессе разработки рекламных сообщений. «Маркетологи, сделавшие карьеру в 1990-х и в II половине 1980-х годов, привыкли считать, что привлечь внимание потребителя — означает стимулировать сбыт, — объясняет директор торговой сети. — Они до сих пор ориентируются на показатели узнаваемости ТМ и выясняют отношение целевых групп к ценностям бренда. А после недоумевают, почему объемы продаж стремительно падают, если ценности приняты, а узнаваемость растет». Как отмечает Жерар Рубель, работать на узнаваемость целесообразно было в годы экономического роста, когда существовал дефицит потребительского внимания: каждый сезон появлялось несколько новых брендов, усиливалась рекламная активность конкурентов и т. д. Тогда у потребителей было достаточно денег, но не хватало времени на рассмотрение товарных предложений. Однако ситуация изменилась. Денег у потребителей меньше, а времени больше, так что теперь привлечь внимание — еще не значит продать.


«Три года назад среднестатистический покупатель, отправляясь в магазин, брал с собой сумму, на 20–30% превышающую суммарную стоимость планируемых приобретений, — вспоминает директор Сadeau. — Представители некоторых потребительских аудиторий позволяли себе люфт более 50%, вот за эти-то деньги и боролись маркетологи, формировавшие «эмоциональные бренды». Во время кризиса люфт исчез. Теперь какие бы эмоции ни вызывала у потребителя реклама, он не потратит больше, чем запланировал». Жерар Рубель убежден, что эффективное во время кризиса промосообщение должно состоять исключительно из рациональных доводов в пользу покупки продвигаемого товара. Впрочем, украинские маркетологи мнения французского коллеги не разделяют. Вице-президент по маркетингу Fozzy Group Михаил Дудник считает, что отказываться от передачи эмоций в рекламе — грубая ошибка. «Бренд — это в первую очередь эмоции, без них любое промосообщение похоже на примитивное объявление в бесплатной газете, — говорит г-н Дудник. — Вот что действительно должно исчезнуть во время кризиса, так это имиджевая реклама, которая не сообщает ничего нового о продукте, а только показывает, насколько крут рекламодатель». По прогнозам экспертов Inter Research, имиджевое промо, да и вообще эмоционально наполненная реклама, переживет кризис, но изменится. Дейна Довнер уверена, что мотив улучшения качества жизни, присутствовавший до недавнего времени в каждом третьем потребительском сообщении, теперь не так актуален. Кроме того, эксперт рекомендует продавцам товаров и услуг временно отказаться от рекламы, предлагающей потенциальным покупателям «взглянуть в будущее». Максимально эффективными, по мнению г-жи Довнер, будут те промосообщения, в которых речь идет о заботе и материальной поддержке в трудные времена и/или о бережливости и новых возможностях сэкономить.


В 2009 году рынок наружной рекламы сократится на 50%, прогноз Всеукраинской рекламной коалиции

Статьи по теме
Поза сезоном. Звідки в Україну везуть фрукти та ягоди, і чому ціни
Поза сезоном. Звідки в Україну везуть фрукти та ягоди, і чому ціни "кусаються"

На полицях магазинів побільшало полуниці та лохини, але ціни досить високі. Така ж ситуація з цитрусами та бананами, бо все це імпортна продукція, яка зазвичай коштує дорожче. Українські ягоди ще не дозріли. До того ж через погоду очікуються втрати врожаю, що позначиться на вартості.
вчера, 14:53 — 236

Криптовалюта в Україні буде регулюватися за нормами ЄС, - НБУ
Криптовалюта в Україні буде регулюватися за нормами ЄС, - НБУ

Україна як кандидат в члени ЄС планує схвалити європейські норми щодо регулювання ринків криптоактивів для захисту споживачів.
вчера, 12:03 — 132

Пільгову ціну на газ для виробників тепла продовжили до осені
Пільгову ціну на газ для виробників тепла продовжили до осені

Кабінет міністрів вніс зміни до Положення про покладення спеціальних обов’язків на суб’єктів ринку природного газу від 19 липня 2022 р. № 812. Пільгові ціни на газ продовжили до 15 квітня до 31 серпня 2024 року.
16.04 — 194