Директор ПАО «Укртелеком» Юрий Курмаз в эксклюзивном интервью Контрактам рассказал о том, почему компания не стремится конкурировать с мобильными операторами.
К: Юрий Павлович, вы сказали, что в Украине 60 млн клиентов мобильной связи. Так может, Укртелекому заняться этим сервисом и побороться за долю рынка?
Юрий Курмаз: Зачем? Наши исследования показывают, что Укртелеком все больше ассоциируется с оператором, который предоставляет именно пакетные услуги. Большую половину доходов мы получаем от клиентов, которые пользуются сразу несколькими сервисами Укртелекома. Среди доходов в массовом сегменте мы получаем преобладающую долю доходов от клиентов, которые пользуются интернетом, стандартной голосовой телефонией и интерактивным телевидением. Мы будем поддерживать именно этот тренд, а не фокусироваться на все еще популярной голосовой мобильной телефонии. Если мы увидим, что наши пользователи ко всему спектру услуг хотят получить еще и мобильную связь, то мы ее предоставим. На сегодня мы оказываем услуги мобильной связи силами нашей дочерней компании «ТриМоб». Мы предоставляем мобильный интернет по цене “чашки кофе” – за 20 грн можно приобрести 1 Гбайт 3G интернета.
К: А почему «ТриМоб» для пакета услуг Укртелекома не предоставляет голосовую связь?
Юрий Курмаз: Давайте поразмыслим: а стоит ли предлагать еще и мобильную голосовую связь от Укртелекома? Есть 60 миллионов абонентов мобильной связи, тариф внутри каждой сети - «ноль», а результатом этого является концентрация трафика внутри сетей мобильных операторов, что напоминает “крепостное право”! И если мы придем на рынок и скажем: предлагаем «ноль» внутри нашей сети мобильной связи, то что мы и наши абоненты выиграют? Ведь стоимость звонка с мобильного других операторов на фиксированный телефон довольно высока – до 1,5-1,7 гривни! Воевать в сложившейся ситуации в одиночку, без регулятора, мы не можем себе позволить. Поэтому мы модернизируем нашу инфраструктуру, повышаем корпоративную культуру, сейчас меняем устаревшее технологическое оборудование на совершенно новое и будем бороться за свое место “под солнцем” за счет разнообразия услуг и их высокого качества. И чем меньше мы будем зависеть от “неповоротливости ” регулятора, тем более комфортно будет себя чувствовать команда Укртелекома и тем более качественный, поверьте, и разнообразный сервис получит конечный пользователь. Вот поэтому мы так и выстраиваем нашу стратегию: предоставление разнообразных услуг с высочайшим качеством.
К: Юрий Павлович, собиралась к вам на интервью и прочитала, что в Америке новый тренд: операторы прекращают брать деньги за голосовую связь.
Юрий Курмаз: Это нормальное явление, которое придет и в Украину. Я в этом абсолютно убежден. «Голос» будет “теряться” в пакете. Ведь компании в любом случае предоставляют пакетные услуги. То, что сейчас в Штатах происходит, это voice over IP. Мы переходим от TDM-телефонии на IP-телефонию, к передаче данных. «Viber» и подобные приложения – там бесплатная голосовая связь, вы платите только за интернет, за трафик. И это ответ на ваш вопрос: «а не стоит ли вам побороться за голосовую телефонию тем же способом, от которого вы сейчас претерпеваете?». Мобильные операторы переходят от обычных голосовых звонков, так называемых коммутируемых, на пакетную коммутацию voice over IP. У нас стандартная фиксированная телефония будет заменена IP-телефонией, и мы будем предоставлять голосовые услуги через наш широкополосный доступ. И тогда вы с широкополосным доступом к интернету получите возможность звонить точно так же, но с фиксированного «девайса».
К: Сегодня об этом мы уже много раз говорили – что мобильная связь выдавливает фиксированную… У Укртелекома широкая сеть по всей Украине и мобильные операторы берут у вас сети для предоставления услуг связи, особенно в глубинке…
Юрий Курмаз: Они берут ресурсы нашей сети, и это нормально. Но на этом тренд замещения услуг фиксированного оператора и закончится. Это мой прогноз, который подтверждают эксперты рынка и на всех ведущих форумах речь идет именно об этом. Необходимость передавать большие объемы информации с высокой скоростью и в высоком качестве постоянно растет, поэтому мобильный широкополосный доступ не будет превалировать над фиксированным. Потому что обеспечить передачу значительных объемов информации в высоком качестве может только фиксированная инфраструктура. И пользователь мобильного устройства услугу в HD-качестве – просмотр фильмов и другие мультимедийные сервисы, например, - еще не скоро повсеместно сможет получить. Но даже когда у него такая возможность появится, то услуга будет доступна только благодаря теснейшей кооперации мобильного оператора с фиксированным. Поэтому полного замещения фиксированного оператора мобильным не будет. Укртелеком устремляется в сторону инфраструктурного оператора с широким перечнем услуг. Сегодня в стране 1600 интернет-сервис-провайдеров, многие из которых – это частные предприниматели, и мы будем конкурировать с ними высоким качеством. Но мы также будем предлагать им сервисы «оператор-оператору», и им не нужно будет тратиться на очень дорогостоящее, чувствительное в эксплуатации современное оборудование: совершенно новые узлы связи, которые обеспечивают высокую производительность передачи значительных объемов информации.
У оператора возникнет потребность конфигурировать для своего потребителя любые продукты и сервисы, нужно будет точечно обеспечивать доступ к интернету одному домохозяйству либо корпоративному клиенту на разных скоростях в течение суток, потребуется очень высокая гибкость в разработке линейки продуктов и соответствующих тарифных моделей. У небольших операторов не будет смысла расходовать свои усилия и средства на приобретение таких сложных дорогостоящих систем – мы сможем предложить им «облачное» решение для таких задач. Оператор сможет конфигурировать эти продукты и сервисы, пользуясь сервисом от Укртелекома.
К: Когда это произойдет? Или вы уже предлагаете такой сервис?
Юрий Курмаз: Со следующего года мы уже точечно можем говорить с нашими коллегами по рынку относительно этого сервиса.
К: Этот этап модернизации охватит приблизительно 30% домохозяйств. За три года только 30%, это не 100%!
Юрий Курмаз: Из 6,5 млн клиентов Укртелекома 1,7 млн уже будут пользоваться услугами от нашей компании на новой инфраструктуре. Оставшихся мы будем переводить в дальнейшем.
К: Юрий Павлович, а какие проблемы допекают Укртелеком сильнее всего?
Юрий Курмаз: Кражи нашей медной инфраструктуры, проще говоря – кабелей. Мы апеллируем к правоохранительным органам, пытаемся консолидировать усилия всего рынка и в последнее время внимание на этой нашей проблеме заострилось. У нас в прошлом году было 15 тыс. краж медного кабеля. Это значительные расходы на восстановление, целые бригады заняты этим. Вместо того, чтобы «тюнинговать», как мы говорим, или поддерживать высокое качество сетей, наши сотрудники отправляются на восстановление украденных линий связи. Это миллионы гривен затрат.
К: А что вы предлагаете?
Юрий Курмаз: Наши предложения уже услышаны депутатами и изложены в новом законопроекте. Первое, нужно запретить принимать телефонный кабель не от телеком-компаний. Например, в Британии есть такое: кабель на переработку могут сдать British Telecom или другие телеком-компании. А второй момент касается изменений в Уголовном кодексе: усилить ответственность за повреждение инфраструктуры. Ведь что такое вырез кабеля? Это, например, больница скорой помощи оставлена без связи, или больница, или пожарная часть. А ответственность сегодня – минимальная. Например, поймали преступную группу из пяти человек, которая с помощью трех тракторов вырезала кабель. Только за один раз они нанесли нам ущерба на 400 тыс. гривен. Им милиция вменяет вообще другую незначащую статью, а прокуратура – отпускает, потому что якобы нет состава преступления! Эти люди оставили без связи две или три тысячи абонентов, вырыли кабеля на полмиллиона гривен, а их на второй день отпускают! Вот такая либеральная страна. Но мы ведь переходим с медной инфраструктуры на оптоволоконную, поэтому ожидаем, что впоследствии кабель не будет вызывать у воров такого повышенного интереса.
К: А как сейчас обстоит дело с предоставление услуг в зоне АТО и в Крыму?
Юрий Курмаз: В Крыму мы не предоставляем услуги, более того – наше технологическое оборудование там незаконно изъято и украдено. А в зоне АТО и в прилегающих районах мы предоставляем услуги связи.
К: Какие основные проблемы там возникают?
Юрий Курмаз: Повреждение линий.
К: Но вы не можете там проводить ремонты?
Юрий Курмаз: Ремонтируем, и своими силами стараемся восстанавливать поврежденное оборудование и линии связи. За прошлый год восстановили связь в 300 населенных пунктах Донецкой и Луганской областей именно в зоне АТО. Мы не можем оперативно поставлять запчасти на временно оккупированную территорию и, безусловно, там не будет устанавливаться новое оборудование, но мы будем пытаться поддерживать предоставление услуг. Чтобы хоть какую-то связь обеспечить населению, которое находится в зоне АТО.
К: А люди там работают и получают зарплату? Вы полностью выполняете свои обязательства перед сотрудниками?
Юрий Курмаз: Абсолютно верно. Мы здесь уплачиваем все налоги, все сборы. Это также определенная поддержка населению, которое там, в непростых условиях, выполняет свою работу.
К: А что Вы ждете от властей, от правительства?
Юрий Курмаз: Внимание к отрасли должно быть адекватное. Я не хочу, чтобы у власти сложилось впечатление, что мы тут только сами на себя уповаем и надеемся. Ведь для того, чтобы вообще начинать масштабную, кардинальную модернизацию технологической инфраструктуры, безусловно, нужны значительные финансовые ресурсы. Мы привлекли такие ресурсы на очень приемлемых для нас условиях от China Development Bank (Банк развития Китая). Это наш финансовый стратегический партнер. Технологический партнер Huawei обеспечивает оборудование, его инсталляцию, установку и соответствующие решения, которые улучшат качество предоставляемых услуг. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, уверены в реализации этой нашей долгосрочной программы модернизации Укртелекома и выхода на рынок с новыми очень высококонкурентными сервисами. Это позволит нам достичь стратегической цели – стать технологическим лидером отрасли. Тот объем задач и те амбиции, которые у нас есть, не дадут расслабиться. А результаты точно не заставят себя ждать. Мы еще очень многих удивим на рынке тем, во что превращается Укртелеком, в хорошем смысле этого слова.
Беседовал: Александр Колосовский