Контракти.ua

1546  —  20.05.16
Григол Катамадзе: В Украине вместо либерализации экономики – взаимоисключающие решения
Григол Катамадзе:  В Украине вместо либерализации экономики – взаимоисключающие решения

Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе в интервью Контрактам рассказал о том, как со стороны выглядит экономическая либерализация в Украине, для чего нужна еще одна налоговая реформа и почему нужно создать на Донбассе свободные индустриальные зоны.

К: Григол, украинское правительство уже два года говорит о проведении либеральной налоговой реформы. Что-то реально изменилось и какова ситуация в этой сфере сегодня?

Григол Катамадзе: Если проанализировать опыт многих стран Восточной Европы, той же Польши или Словакии, то мы увидим, что успеха они достигли именно благодаря либерализации экономики, в том числе – в налоговой сфере. И заявления, что «Украине такой путь не подходит», «этого делать нельзя, потому что не будет поступлений в бюджет» просто не выдерживают никакой критики. Ведь мы сегодня видим в Украине чрезмерную фискализацию, но не видим, чтобы бюджет от этого как-то активнее наполнялся. Не стало меньше контрабанды и конвертационных центров. А вот когда в Украине было определенное «потепление» с точки зрения фискализации, то не только в Киеве, где сосредоточены основные финансовые ресурсы, но и в регионах стали появляться новые рестораны, магазины, автозаправочные станции. Именно тогда стало продаваться больше квадратных метров жилья, активизировалась аренда… А что сегодня происходит при чрезмерной фискализации? Пройдитесь по Киеву, и вы увидите массу вывесок «Сдается в аренду». Когда вводят новый налог на землю или на коммерческую недвижимость – это разве улучшает ситуацию с точки зрения развития бизнеса? Нет.

В Украине пока вместо либерализации экономики мы слышим взаимоисключающие заявления политиков и видим такие же действия властей: если одни говорят, что Украине нужно использовать опыт Грузии и Словакии, то вторые – что «грузинский сценарий нам не подходит, потому что Грузия – маленькая страна и только поэтому там стали возможны быстрые реформы». С одной стороны – словацкого реформатора Ивана Миклоша предлагают назначить на пост министра финансов Украины, а с другой – когда он был советником министра финансов Натальи Яресько, то Министерство финансов занималось не либерализацией налоговой сферы, а усилением налогового давления. Вспомните хотя бы налогообложение пенсий, военный сбор, налог на депозиты. Или давайте вспомним историю с возвратом бизнесу злополучного НДС. Мы ведь все понимаем, что это деньги бизнеса, государство просто одолжило эти деньги у бизнеса, но вовремя не вернуло. Вы знаете, что долг по возврату НДС составлял многие миллиарды гривен? Но долг государство не погасило, а приняло новый закон о создании спецсчетов по НДС, согласно которому бизнес должен на месяц вперед замораживать 20% своих оборотных средств. Получается: долг не вернули, а тут еще и вперед заморозили. Как и где в такой ситуации производитель должен находить деньги?

Налоговая реформа должна быть комплексной, нельзя принимать половинчатые решения. Например, в Словакии реформы сопровождались снижением налоговых ставок, уменьшением количества налогов, и параллельно – снятием различных льготных режимом (того, что мы сейчас называем «упрощенная система налогообложения»). А в Украине могут заявить: а давайте упраздним «упрощенцев» и посмотрим, что будет! Но нельзя просто убрать упрощенную систему, в отрыве от целого комплекса реформирования налоговой системы! Если отказываться от упрощенной системы, то в таком случае необходимо вводить общую либеральную льготную налоговую систему. Например, в Словакии был разброс ставок налогов от 10% до 38%, и в ходе реформы установили единую ставку налогов в размере 19%. Но при этом убрали льготы и различные специальные режимы, а также сняли ограничения в торговле недвижимостью. Кстати, один в один все это же мы делали в Грузии.

Еще один важный момент фискальной политики: если вводятся новые налоги, то налогоплательщики должны понимать, куда тратятся дополнительно собранные с них средства. Например, если правительство вводит налог на жилье, то через 6 месяцев оно должно своим избирателям отчитаться: за это время мы собрали вот такую сумму, которая была использована на такие-то нужды. И тогда вы, как налогоплательщик, реально увидите, что вот этот километр дороги был построен в том числе и за ваши деньги. И только при таком подходе люди поверят, что их деньги используются по назначению, а не украдены. Гражданин обязан заплатить налог, но он имеет конституционное право поинтересоваться – куда же были использованы заплаченные им налоги.

К: Бизнес все еще ждет либеральную налоговую реформу или уже махнул рукой?

Григол Катамадзе: Нужно принять такой Налоговый кодекс, который позволит развиваться малому и среднему бизнесу.

Григол Катамадзе: Вы, наверное, не меньше меня общаетесь с людьми и слышите, как много бизнесменов говорят о том, как бы перевести бизнес в другие страны с более интересными условиями работы. Я еще раз вернусь к грузинскому примеру, потому что он мне близок: когда мы начинали реформы, то задумались, как же привлечь инвесторов. Чтобы это сделать, нужно создать условия для бизнеса, более привлекательные, чем в странах по соседству с тобой. Те, кто бывал в Грузии и в 90-е годы, и в последнее время, видят поразительные отличия, особенно – на черноморское побережье. Например, Абхазия, которая была жемчужиной всего черноморского побережья, но сейчас не контролируется центральной властью, - в руинах. А вот в Аджарии есть все мировые бренды гостиничного бизнеса: Marriott, Sheraton, Hilton, Radisson, Kempinski… А ведь инвестиция в отельный бизнес возвращается в идеальном случае через 7-8 лет, а вообще – через 10-15 лет, и инвесторы должны четко понимать, куда они вкладывают свои деньги. Поэтому мы в Грузии сказали потенциальным инвесторам: мы вам даем землю бесплатно, мы вас обогреем, защитим, и ни один волос на вашей голове не шелохнется: инфраструктура, подъездная дорога к гостинице, электричество, водоканал и так далее – это забота государства. Вы только стройте гостиницы более чем на 200 номеров, а мы дадим вам лицензию на казино, освободим от налога на прибыль на 5 или на 10 лет…

К: Просто райские условия!

Григол Катамадзе: Эти райские условия сделали возможным бум строительства.

К: И каков результат? Что же государство получило?

Григол Катамадзе: Ответ простой: бюджет страны в 2003 году в пересчете на доллары был 500 млн, через 4-5 лет – вырос десятикратно! Вот что дал государству такой подход к бизнесу!

Поэтому Ассоциация налогоплательщиков Украины последовательно и целенаправленно отстаивает одну и ту же позицию: нельзя заниматься отдельными изменениями налогового законодательства, что происходило практически последние два года. Нужна комплексная либеральная налоговая реформа.

К: Но ведь в конце прошлого года налоги снизили…

Григол Катамадзе: Да, снизили. Но поймите логику действий инвестора: он присматривается к стране и дает поручение изучить законодательство, условия ведения бизнеса и т.д., и на это уходит какое-то время. Допустим, ему это интересно. Но пока он прилетит в Киев, за это время уже три раза изменится налоговое законодательство. Понятно, что инвесторы в таких условиях в Украину идти не будут. Поэтому, первое, что необходимо и что мы постоянно отстаиваем, – это принятие нового Налогового кодекса.

К: Зачем? Ведь не так давно его меняли…

Григол Катамадзе: Налоговые кодексы, которые принимали за время Независимости, принимались по принципу «сверху вниз». А мы считаем, что Налоговый кодекс должен идти от бизнеса, нужно принять такой кодекс, который позволит развиваться малому и среднему бизнесу. Именно этот слой бизнеса должен присутствовать в государстве в первую очередь, потому что именно он будет содержать государство, а государство будет опираться именно на него. Другого пути нет.

К: Если создавать Налоговый кодекс «от бизнеса», не будет ли хаоса? Ведь бизнес захочет платить как можно меньше налогов, а то и не платить вовсе? Хватит ли у предпринимателей правовой культуры, чтобы написать справедливый для себя и для государства Налоговый кодекс?

Григол Катамадзе: Я считаю, что высказывания о низкой правовой культуре – это недоверие к собственному народу. Практически с первого дня, когда меня избрали президентом ассоциации, я езжу по стране, встречаюсь с представителями бизнеса и слышу, какие идеи они формулируют. Поверьте, они здравые. Помните, как в конце ноября прошлого года был презентован законопроект №3357 парламентского комитета по налоговой политике, который предполагал либеральную налоговую реформу? Он ведь был неидеальным. Мы тогда разослали письма по всем нашим территориальным организациям и до 12 декабря получили огромное количество предложений от бизнеса, которые и передали в парламентский комитет. Но потом парламент и правительство вошли в клинч, и был принят компромиссный вариант налоговой реформы, в котором интересы бизнеса практически не были учтены.

Я согласен, что невозможна ситуация, когда весь бизнес придет к консенсусу. Но нужно принять предложения большинства бизнесменов, и крайне необходимо принять те предложения, которые дадут развиваться малому и среднему бизнесу. Если этого не сделать, то останется нынешняя система, когда крупный бизнес лоббирует законы в своих интересах.

К: А нужно ли давать бизнесу налоговые льготы?

Григол Катамадзе: По моему мнению, налоговые льготы нужно дать новым предприятиям на подконтрольных украинской власти территориях Донецкой и Луганской областей. Там необходимо создавать свободные индустриальные зоны. Что это такое? Мы в свое время в Грузии приняли специальный закон, на основании которого отвели в Поти на черноморском побережье 100 га земли под территорию, на которой можно было организовать производство и получить налоговые льготы. Если произведенная в этой индустриальной зоне продукция вывозится за пределы зоны, то, естественно, платится налог. Но себестоимость продукта, который произведен в индустриальной зоне, будет ниже, этот продукт будет конкурентоспособен на мировом рынке. Новые производства и новые рабочие места «потянут» за собой активизацию и в других отраслях экономики, ведь тысячи новых рабочих мест – это тысячи семей, которые покупают продукты питания, одежду и т.д.

В чем преимущество создания таких зон для Украины? Во-первых, на Донбассе будут активно создаваться новые рабочие места для тех, кто живет на украинской территории, а во-вторых, он станет привлекательным регионом для тех, кто живет на неподконтрольной части Украины. Те, кто сейчас живет на территории так называемых ДНР и ЛНР, увидят, что украинская власть уделяет особое внимание этому региону.

Мы проводим 24 мая в Покровском, на Донбассе, большой Всеукраинский бизнес-форум «Разом відродимо Донбас!». Один из вопросов Форума – привлечение инвестиций на Донбасс. Понятно, что на востоке Украины нет полного контроля над государственной границей, не восстановлена пока украинская юрисдикция на оккупированной территории, и никакой иностранный инвестор туда не придет. Поэтому потенциальный инвестор для этого региона – это украинский инвестор.

Беседовала Ольга Ярхо

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
21.11 — 329

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
21.11 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228