Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе в интервью Контрактам рассказал о том, как со стороны выглядит экономическая либерализация в Украине, для чего нужна еще одна налоговая реформа и почему нужно создать на Донбассе свободные индустриальные зоны.
К: Григол, украинское правительство уже два года говорит о проведении либеральной налоговой реформы. Что-то реально изменилось и какова ситуация в этой сфере сегодня?
Григол Катамадзе: Если проанализировать опыт многих стран Восточной Европы, той же Польши или Словакии, то мы увидим, что успеха они достигли именно благодаря либерализации экономики, в том числе – в налоговой сфере. И заявления, что «Украине такой путь не подходит», «этого делать нельзя, потому что не будет поступлений в бюджет» просто не выдерживают никакой критики. Ведь мы сегодня видим в Украине чрезмерную фискализацию, но не видим, чтобы бюджет от этого как-то активнее наполнялся. Не стало меньше контрабанды и конвертационных центров. А вот когда в Украине было определенное «потепление» с точки зрения фискализации, то не только в Киеве, где сосредоточены основные финансовые ресурсы, но и в регионах стали появляться новые рестораны, магазины, автозаправочные станции. Именно тогда стало продаваться больше квадратных метров жилья, активизировалась аренда… А что сегодня происходит при чрезмерной фискализации? Пройдитесь по Киеву, и вы увидите массу вывесок «Сдается в аренду». Когда вводят новый налог на землю или на коммерческую недвижимость – это разве улучшает ситуацию с точки зрения развития бизнеса? Нет.
В Украине пока вместо либерализации экономики мы слышим взаимоисключающие заявления политиков и видим такие же действия властей: если одни говорят, что Украине нужно использовать опыт Грузии и Словакии, то вторые – что «грузинский сценарий нам не подходит, потому что Грузия – маленькая страна и только поэтому там стали возможны быстрые реформы». С одной стороны – словацкого реформатора Ивана Миклоша предлагают назначить на пост министра финансов Украины, а с другой – когда он был советником министра финансов Натальи Яресько, то Министерство финансов занималось не либерализацией налоговой сферы, а усилением налогового давления. Вспомните хотя бы налогообложение пенсий, военный сбор, налог на депозиты. Или давайте вспомним историю с возвратом бизнесу злополучного НДС. Мы ведь все понимаем, что это деньги бизнеса, государство просто одолжило эти деньги у бизнеса, но вовремя не вернуло. Вы знаете, что долг по возврату НДС составлял многие миллиарды гривен? Но долг государство не погасило, а приняло новый закон о создании спецсчетов по НДС, согласно которому бизнес должен на месяц вперед замораживать 20% своих оборотных средств. Получается: долг не вернули, а тут еще и вперед заморозили. Как и где в такой ситуации производитель должен находить деньги?
Налоговая реформа должна быть комплексной, нельзя принимать половинчатые решения. Например, в Словакии реформы сопровождались снижением налоговых ставок, уменьшением количества налогов, и параллельно – снятием различных льготных режимом (того, что мы сейчас называем «упрощенная система налогообложения»). А в Украине могут заявить: а давайте упраздним «упрощенцев» и посмотрим, что будет! Но нельзя просто убрать упрощенную систему, в отрыве от целого комплекса реформирования налоговой системы! Если отказываться от упрощенной системы, то в таком случае необходимо вводить общую либеральную льготную налоговую систему. Например, в Словакии был разброс ставок налогов от 10% до 38%, и в ходе реформы установили единую ставку налогов в размере 19%. Но при этом убрали льготы и различные специальные режимы, а также сняли ограничения в торговле недвижимостью. Кстати, один в один все это же мы делали в Грузии.
Еще один важный момент фискальной политики: если вводятся новые налоги, то налогоплательщики должны понимать, куда тратятся дополнительно собранные с них средства. Например, если правительство вводит налог на жилье, то через 6 месяцев оно должно своим избирателям отчитаться: за это время мы собрали вот такую сумму, которая была использована на такие-то нужды. И тогда вы, как налогоплательщик, реально увидите, что вот этот километр дороги был построен в том числе и за ваши деньги. И только при таком подходе люди поверят, что их деньги используются по назначению, а не украдены. Гражданин обязан заплатить налог, но он имеет конституционное право поинтересоваться – куда же были использованы заплаченные им налоги.
К: Бизнес все еще ждет либеральную налоговую реформу или уже махнул рукой?
Григол Катамадзе: Нужно принять такой Налоговый кодекс, который позволит развиваться малому и среднему бизнесу.
Григол Катамадзе: Вы, наверное, не меньше меня общаетесь с людьми и слышите, как много бизнесменов говорят о том, как бы перевести бизнес в другие страны с более интересными условиями работы. Я еще раз вернусь к грузинскому примеру, потому что он мне близок: когда мы начинали реформы, то задумались, как же привлечь инвесторов. Чтобы это сделать, нужно создать условия для бизнеса, более привлекательные, чем в странах по соседству с тобой. Те, кто бывал в Грузии и в 90-е годы, и в последнее время, видят поразительные отличия, особенно – на черноморское побережье. Например, Абхазия, которая была жемчужиной всего черноморского побережья, но сейчас не контролируется центральной властью, - в руинах. А вот в Аджарии есть все мировые бренды гостиничного бизнеса: Marriott, Sheraton, Hilton, Radisson, Kempinski… А ведь инвестиция в отельный бизнес возвращается в идеальном случае через 7-8 лет, а вообще – через 10-15 лет, и инвесторы должны четко понимать, куда они вкладывают свои деньги. Поэтому мы в Грузии сказали потенциальным инвесторам: мы вам даем землю бесплатно, мы вас обогреем, защитим, и ни один волос на вашей голове не шелохнется: инфраструктура, подъездная дорога к гостинице, электричество, водоканал и так далее – это забота государства. Вы только стройте гостиницы более чем на 200 номеров, а мы дадим вам лицензию на казино, освободим от налога на прибыль на 5 или на 10 лет…
К: Просто райские условия!
Григол Катамадзе: Эти райские условия сделали возможным бум строительства.
К: И каков результат? Что же государство получило?
Григол Катамадзе: Ответ простой: бюджет страны в 2003 году в пересчете на доллары был 500 млн, через 4-5 лет – вырос десятикратно! Вот что дал государству такой подход к бизнесу!
Поэтому Ассоциация налогоплательщиков Украины последовательно и целенаправленно отстаивает одну и ту же позицию: нельзя заниматься отдельными изменениями налогового законодательства, что происходило практически последние два года. Нужна комплексная либеральная налоговая реформа.
К: Но ведь в конце прошлого года налоги снизили…
Григол Катамадзе: Да, снизили. Но поймите логику действий инвестора: он присматривается к стране и дает поручение изучить законодательство, условия ведения бизнеса и т.д., и на это уходит какое-то время. Допустим, ему это интересно. Но пока он прилетит в Киев, за это время уже три раза изменится налоговое законодательство. Понятно, что инвесторы в таких условиях в Украину идти не будут. Поэтому, первое, что необходимо и что мы постоянно отстаиваем, – это принятие нового Налогового кодекса.
К: Зачем? Ведь не так давно его меняли…
Григол Катамадзе: Налоговые кодексы, которые принимали за время Независимости, принимались по принципу «сверху вниз». А мы считаем, что Налоговый кодекс должен идти от бизнеса, нужно принять такой кодекс, который позволит развиваться малому и среднему бизнесу. Именно этот слой бизнеса должен присутствовать в государстве в первую очередь, потому что именно он будет содержать государство, а государство будет опираться именно на него. Другого пути нет.
К: Если создавать Налоговый кодекс «от бизнеса», не будет ли хаоса? Ведь бизнес захочет платить как можно меньше налогов, а то и не платить вовсе? Хватит ли у предпринимателей правовой культуры, чтобы написать справедливый для себя и для государства Налоговый кодекс?
Григол Катамадзе: Я считаю, что высказывания о низкой правовой культуре – это недоверие к собственному народу. Практически с первого дня, когда меня избрали президентом ассоциации, я езжу по стране, встречаюсь с представителями бизнеса и слышу, какие идеи они формулируют. Поверьте, они здравые. Помните, как в конце ноября прошлого года был презентован законопроект №3357 парламентского комитета по налоговой политике, который предполагал либеральную налоговую реформу? Он ведь был неидеальным. Мы тогда разослали письма по всем нашим территориальным организациям и до 12 декабря получили огромное количество предложений от бизнеса, которые и передали в парламентский комитет. Но потом парламент и правительство вошли в клинч, и был принят компромиссный вариант налоговой реформы, в котором интересы бизнеса практически не были учтены.
Я согласен, что невозможна ситуация, когда весь бизнес придет к консенсусу. Но нужно принять предложения большинства бизнесменов, и крайне необходимо принять те предложения, которые дадут развиваться малому и среднему бизнесу. Если этого не сделать, то останется нынешняя система, когда крупный бизнес лоббирует законы в своих интересах.
К: А нужно ли давать бизнесу налоговые льготы?
Григол Катамадзе: По моему мнению, налоговые льготы нужно дать новым предприятиям на подконтрольных украинской власти территориях Донецкой и Луганской областей. Там необходимо создавать свободные индустриальные зоны. Что это такое? Мы в свое время в Грузии приняли специальный закон, на основании которого отвели в Поти на черноморском побережье 100 га земли под территорию, на которой можно было организовать производство и получить налоговые льготы. Если произведенная в этой индустриальной зоне продукция вывозится за пределы зоны, то, естественно, платится налог. Но себестоимость продукта, который произведен в индустриальной зоне, будет ниже, этот продукт будет конкурентоспособен на мировом рынке. Новые производства и новые рабочие места «потянут» за собой активизацию и в других отраслях экономики, ведь тысячи новых рабочих мест – это тысячи семей, которые покупают продукты питания, одежду и т.д.
В чем преимущество создания таких зон для Украины? Во-первых, на Донбассе будут активно создаваться новые рабочие места для тех, кто живет на украинской территории, а во-вторых, он станет привлекательным регионом для тех, кто живет на неподконтрольной части Украины. Те, кто сейчас живет на территории так называемых ДНР и ЛНР, увидят, что украинская власть уделяет особое внимание этому региону.
Мы проводим 24 мая в Покровском, на Донбассе, большой Всеукраинский бизнес-форум «Разом відродимо Донбас!». Один из вопросов Форума – привлечение инвестиций на Донбасс. Понятно, что на востоке Украины нет полного контроля над государственной границей, не восстановлена пока украинская юрисдикция на оккупированной территории, и никакой иностранный инвестор туда не придет. Поэтому потенциальный инвестор для этого региона – это украинский инвестор.
Беседовала Ольга Ярхо