Контракти.ua

4312  —  19.05.16
Юрий Курмаз: фиксированная телефонная связь уходит в IP?
Юрий Курмаз: фиксированная телефонная связь уходит в IP?

В эксклюзивном интервью Контрактам директор ПАО «Укртелеком» Юрий Курмаз рассказал о будущем компании: модернизации сетей, новых услугах и будущих тарифах на телефонию.

К: Юрий Павлович, как сейчас себя чувствует рынок связи в Украине? Что у него болит? Куда он движется?

Юрий Курмаз: Рынок связи видоизменяется. Это очевидно. Относительно недавно, наибольшее внимание  к рынку привлек тендер на частоты стандарта UMTS  (3G) и   предоставление мобильным операторам  соответствующих лицензий на оказание  услуг связи 3G. Не сочтите нескромным, но те события и те изменения, которые сейчас происходят в Укртелекоме, одном из лидирующих операторов фиксированных телекоммуникационных услуг, также характеризуют значительные изменения на ITC-рынке. Рынок в принципе формируется как рынок информационно-телекоммуникационных технологий. Отрасль дрейфует от традиционных телекоммуникационных услуг, под которыми можно понимать обычную голосовую телефонию, фиксированную или мобильную, к рынку передачи данных. И что самое важное - высокоскоростной передаче данных. И на этой основе предоставляются различные сервисы, как индивидуальному клиенту, так и корпоративному сегменту, упрощая ему ведение бизнеса. Благодаря новым сервисам, корпоративные клиенты могут полностью сосредоточиться на своем целевом бизнесе и не отвлекаться на поддержку своих корпоративных информационных телекоммуникационных систем. А это существенное отвлечение: финансовое, человеческое, организационное. Сейчас это могут делать операторы информационно-телекоммуникационного рынка. Укртелеком  является одним из них. И мы в среднесрочной перспективе, которую определяем пятью годами, как раз и нацеливаемся стать лидером информационно-телекоммуникационных технологий. Для этого, на мой взгляд, у нас есть все возможности.

К: Что уже сделано на этом пути? Почему так уверенны, что вам удастся реализовать 5-летний план развития компании?

Юрий Курмаз: Прошлый год у нас ознаменовался определенными ожидаемыми результатами повышения эффективности операционной деятельности Укртелекомапосредством изменения организационной структуры и принципов корпоративного управления, внедрения новой операционной модели бизнеса и оптимизации бизнес-процессов. Всего этого удалось достичь за последние два года, после того как новая команда управленцев присоединилась к коллективу Укртелекома. Эти два года и были посвящены повышению эффективности деятельности Укртелекома.

К: И каких результатов удалось достичь?

Юрий Курмаз: По результатам 2015 года, которые совсем недавно огласили, мы продемонстрировали достаточно яркие результаты, которые подтверждают правильность выбранной стратегии развития компании. Мы продемонстрировали 9%-й рост выручки в 2015 году по сравнению с 2014 годом, и она достигла 6,8 млрд грн. При этом, что для нас очень важно, мы существенно улучшили один из ключевых показателей, которые характеризуют операционную эффективность, это – наша EBITDA . В абсолютном значении она выросла на 55% и достигла около 1,9 млрд грн. Это на 8,5 процентных пункта выше, нежели это было годом ранее. Также, что не менее важно, мы задекларировали значительный рост чистой прибыли. Закончили прошлый год почти с полумиллиардной прибылью. Это все характеризует правильность выбранной стратегии. В 2014-2015 годах вся наша команда была нацелена на повышение операционной эффективности. И это дало нам возможность в нынешнем году приступить к кардинальной, широкомасштабной модернизации технической инфраструктуры Укртелекома.

К: Насколько она будет глобальной и продолжительной?

Юрий Курмаз: Она настолько глобальна, что мы даже не обозначаем себе конечный пункт и срок этой модернизации. Меняется цифровой мир, я имею в виду, мир информационно-телекоммуникационных технологий. И я на 100% уверен, он будет меняться перманентно. Поэтому модернизация в Укртелекоме будет продолжаться постоянно, как и в отрасли в целом. Но ближайшую трехлетнюю перспективу мы себе обозначаем так: в этом году мы начинаем вот эту глубокую и широкомасштабную модернизацию технической инфраструктуры. Первые результаты мы получим уже в конце этого года. И на протяжении двух последующих лет будем выполнять так называемую программу минимум по модернизации технической инфраструктуры Укртелекома. Надо сказать, что большинство наших АТС были построены и запущены в эксплуатацию более 30 лет назад. Очевидно, что с такой технической инфраструктурой нельзя соответствовать ни требованиям рынка, ни, тем более, ожиданиям потребителя. Мы будем заменять старые и в особенности аналоговые АТС, которых у нас сейчас насчитывается порядка 14 тысяч.  Заменять их будем  на современные мультисервисные - активные телекоммуникационные узлы. Проще говоря, вместо этой рухляди будем ставить современное телекоммуникационное оборудование. Медные кабели, как магистральные, так и внутризоновые, а также абонентские линии (зачастую включая и короткую «последнюю милю», так называемую распределительную сеть доступа), заменит на оптику.

К: Сколько планируете в это инвестировать?

Юрий Курмаз: Порядка 50 млн долл. у нас запланировано инвестиций только в 2016 году. Но это постоянно растущая цифра. И в последующие два года эта цифра составит порядка 200 млн долл. инвестиций.

К: Это за три года?

Юрий Курмаз: Да. За ближайшие три года модернизируем сеть доступа – то есть ту часть телекоммуникационной сети Укртелекома, которая непосредственно взаимодействует с конечным потребителем в шести крупнейших городах и создадим доступ к интернету в более тысячи малых населенных пунктах, селах и поселках. В дальнейшем мы будем расширять географию нашей модернизации.

К: Очень амбициозные планы…

Юрий Курмаз: Да. Амбициозные планы – это уже только сама идея модернизировать Укртелеком в широком смысле этого слова.

К: Что вы имеете в виду?

Юрий Курмаз: Укртелеком до недавнего времени воспринимался как оператор традиционной фиксированной телефонии. Именно голосовой телефонии. При этом украинскому рынку информационных телекоммуникационных сервисов присущи мировые тренды. Голосовая фиксированная телефония замещается мобильной связью – это общемировой тренд. Взглянуть на украинский рынок – это 60 миллионов мобильных номеров сейчас в пользовании украинцев и 7 миллионов фиксированных телефонных номеров, из которых 6,5 миллионов принадлежат Укртелекому. Это несопоставимая диспропорция. То есть,  Укртелеком обслуживает всего 11% рынка голосовой телефонии.

К: То есть фиксированная телефония постепенно уходит в прошлое?

Юрий Курмаз: Совершенно верно. Ее сейчас уже нельзя воспринимать как некий рынок. Какой же это рынок с 7 миллионами против 60 миллионов пользователей голосовой мобильной связи. Но что парадоксально, именно в этом сегменте телекоммуникационных услуг, а точнее – еще меньшем его фрагменте - местной (городской) телефонной связи, государство регулирует ценообразование. С учетом даже социальной значимости услуги фиксированной голосовой телефонии мы полностью лишены какой-либо гибкости в изменении подходов к ценообразованию. А это не позволяет, в том числе, реинвестировать в более социально значимые услуги. Хотя я считаю, что доступ к Интернету имеет не меньшую социальную значимость, нежели фиксированная голосовая телефония. И даже большую. Это дает возможность населению получать достаточный объем информации. Дает возможность узнавать о событиях, о которых во время телефонного разговора человек точно не узнает. Поэтому в предоставлении Интернета мы усматриваем даже большую социальную значимость, чем в телефонии. Но, прикрываясь псевдоцелью обеспечить незащищенные слои населения хоть какой-либо связью, государство по сей день регулирует тарифы на местную фиксированную телефонную связь. Притом что украинцы  используют 60 миллионов  номеров мобильной связью в основном для голоса. И мы пока не видим понимания у нашего регулятора в этом вопросе. Меняется рынок, меняются услуги и, естественно, меняются ожидания потребителей. Должна меняться и регулятивная роль государства в ITC-секторе.

К: Как она должна измениться? Как будет справедливо? Как Вы это видите?

Юрий Курмаз: Мне кажется, должны быть сформированы абсолютно прозрачные и понятные правила игры для всех участников рынка информационно-телекоммуникационных технологий.

К: Какими они должны быть?

Юрий Курмаз: Украинский рынок чрезмерно либерализирован. При этом мы стремимся в Украине реализовать европейские стандарты. Наши чиновники в Национальной комиссии регулирования  связи и информатизации штудируют директивы Евросоюза и пытаются их имплементировать в украинские реалии. Да, с учетом особенностей рынка - это нормально. Никто не спорит, что так нужно делать. Но необходимо учитывать тот колоссальный разрыв во времени и развитии, который прошел с момента написания первых директив Еврокомисии для Европы и их последующих модификаций. В Украине мы только дошли до выполнения этих первых директив. А нужно смотреть уже в будущее. В целом, наверное уже нигде в мире не регулируется рынок местной фиксированной телефонии в том виде, как это происходит у нас. А если некоторые элементы регулирования и встречаются, то в тех странах нет такой колоссальной диспропорции между пользователями мобильной связи и фиксированной. Поэтому в стране должны быть единые правила для участников рынка, которые бы стимулировали их развитие.

К: То есть вы считаете, что нужно убрать госрегулирование и установить единые правила для всех игроков рынка связи?

Юрий Курмаз: Это должна быть общая цель регулятора.

К: Сейчас она есть, как Вы ощущаете?

Юрий Курмаз: О наболевшем. Мы ведем дискуссию с регулятором, но мы не видим еще в составе Комиссии понимания необходимости ликвидировать государственное регулирование тарифов фиксированной местной связи. Ожидаем, что нас услышат, но этого нет. Я Вам скажу больше, вот как это регулирование осуществляется: Укртелеком либо другой фиксированный оператор обращается в Комиссию регулирования связи и информатизации с предложением пересмотреть граничные тарифы на местную телефонную связь. Мы все отдаем себе отчет, насколько важно для телекоммуникационного оператора почувствовать тенденцию рынка и управлять политикой ценообразования в соответствии с рыночными тенденциями. Это должно, как минимум, происходить очень оперативно или, проще говоря, вовремя вноситься какие-то коррективы в те или иные тарифы и услуги, чтобы чувствовать себя конкурентным на рынке. Так вот, в прошлом году с момента получения нашего обращения с просьбой пересмотреть граничные тарифы до пересмотра этих тарифов и принятия соответствующего решения комиссией прошло 9 месяцев. О каком эффективном государственном регулировании при таком подходе может идти речь? Это - риторический вопрос…

К: Юрий Павлович, уточните: если уйдет регулирование, тарифы на фиксированную голосовую связь повысятся? Как сильно?

Юрий Курмаз: Они точно будут сбалансированы в соответствии с рыночной ситуацией и усилены акционными и пакетными предложениями. Мы должны иметь возможность также гибко как и мобильные операторы предлагать нашим клиентам такие тарифные планы, которые наилучшим образом будут соответствовать балансу спроса и предложения на пакеты услуг.

К: Сейчас они сбалансированы?

Юрий Курмаз: Только частично. Сейчас  граничные тарифы на местную связь повышаются регулятором после накопления значительного  инфляционного порога.

К: На сколько?

Юрий Курмаз: Обычно ниже уровня инфляции. В прошлом году на 17,5%. Это тогда, когда тарифы на электроэнергию, на ГСМ, в общем-то, тарифы почти на все жизнеобеспечивающие сервисы выросли не менее чем на 40%. А тарифы  на  стационарную местную связь НКРСИ  были подняты на 17,5%. В этом году нас  есть  пожелание   по изменению этих граничных тарифов не более, чем на  6-10%. Но регулятор может и уменьшить процент повышения граничных тарифов.

Однако наша стратегия развития предусматривает, что мы не хотим оставаться не в восприятии, не по сути оператором фиксированной (голосовой) телефонной связи. Мы нацеливаемся на статус, как я уже сказал, лидера информационно-телекоммуникационных технологий и будем предлагать нашим потребителям широкий спектр услуг, где голосовая фиксированная телефония будет занимать незначительную часть.

К: Какую именно?

Юрий Курмаз: Сейчас сложно сказать в силу того, что на сегодняшний день доля доходов от фиксированной голосовой телефонии превалируют в общих доходах Укртелекома. Но доходы от широкополосного доступа постоянно растут, и растут быстрыми темпами. За последние два года мы обеспечили более чем 10%-й рост доходов от предоставления услуг ШПД, которые включают, в том числе, и интерактивное телевидение для индивидуальных пользователей. Для бизнес-сегмента предлагаем такую услугу как «облачная АТС». Это виртуальная АТС, которая позволяет корпоративному клиенту не закупать оборудование для обеспечения связью предприятия, а пользоваться «облачным» решением от Укртелекома. Также предоставляем корпоративным клиентам услуги - Дата-центра. Он у нас тоже активно развивается. Это когда корпоративные IT-ресурсы и программное обеспечение размещаются в Дата-центрах Укртелекома. Мы постоянно расширяем спектр услуг  и   не зацикливаемся на традиционной телефонной связи. Сейчас перед нами стоит серьезная задача – как конкурировать с 1,6 тысячами провайдеров интернет-сервисов, которые работают в Украине? Ответ для нас очевиден – можно конкурировать только высоким качеством. Собственно говоря, вот эта всеобъемлющая техническая модернизация, т.е. самая крупная модернизация технологической инфраструктуры Укртелекома за всю историю его существования, и есть наше решение. Оно как раз и направлено на то, чтобы мы могли выводить новые продукты и сервисы, а также существенно улучшить качество существующих.

К: Сейчас IT-компании и интернет-провайдеров активно «тормошат» силовики, в том числе изымая их сервера, оставляя их клиентов без доступа в Интернет. Вы не опасаетесь, что, сконцентрировав у себя бизнес-информацию корпоративных клиентов, вы будете иметь постоянные проблемы с СБУ, которые изымают какие-то данные?

Юрий Курмаз: Мы не опасаемся. Более того, хочу сказать, что мы строим свои  Дата-центры в абсолютном соответствии со всеми современными технологическими требованиями, в том числе и по защите информации,  обеспечению высочайшего уровня жизнеобеспечения. Имеется в виду электропитание, физическая защита, климатические условия, созданные в наших серверных, которые обеспечивают надежное функционирование оборудования.

К: А к кибератакам вы готовы?

Юрий Курмаз: Да. Более того, в ближайшее время мы предоставим нашим корпоративным клиентам такую услугу, как одно из облачных решений – защита от кибератак. Мы защищаем свои корпоративные ресурсы и можем теперь предлагать и нашим клиентам эти программные средства, обеспечивающие защиту их корпоративных сетей от кибератак. Они могут пользоваться нашими «облачными» решениями. Активно расширяем свое конкурентное преимущество. Помехозащищенность обеспечивается не только надежностью физического размещения, но и тем, что мы можем использовать различные альтернативные маршруты для передачи информации корпоративного клиента. А если корпоративный клиент крупный и рассредоточен по территории Украины, то Укртелеком – это то, что ему нужно. Потому что наши филиалы и сеть находятся абсолютно по всей Украине: 45 тысяч километров оптоволоконных линий связи, около 1 миллиона километров медной инфраструктуры, которая в процессе модернизации будет заменена на оптоволокно. В 2015 году у нас уже реализовано около 20 крупных национальных проектов по обеспечению информационно-телекоммуникационным сервисом бизнеса крупных предприятий. Это уже не голосовая фиксированная связь. В этом мы видим перспективу нашего, как минимум, пятилетнего роста и дальнейшего развития.

Беседовала Ольга Ярхо