Контракти.ua

3638  —  11.04.16
Этот Гройсман надолго?
Этот Гройсман надолго?

Отставка Яценюка только запутала ситуацию в стране , в условиях углубляющегося социально экономического и политического кризиса, особенно, на фоне острой антикоррупционной критики фигуры президента Порошенко и падения его внутриполитической и внешнеполитической легитимности. Так что все только начинается, а не заканчивается с долгожданной отставкой Яценюка.

Узел политических противоречий затянулся еще уже и не может быть развязан нынешними политиками. Тем более, что Народный Фронт остается в парламентском большинстве, а сам бывший премьер Яценюк явно не собирается уходить из большой  политики. Это временно разрешает парламентский, но не политический кризис в стране. А те депутаты, кто не успели взять взятку за свое вхождение в новую коалицию, могут лишь рвать волосы на себе и жаловаться на свою судьбу. Теперь у БПП и НФ вполне хватает голосов для  новой - старой коалиции. Иными словами,  президенту Порошенко уже не надо, как в свое время Януковичу, скупать мандаты торгующих своим политическим предательством депутатов других фракций или мажоритарщиков.

Вполне возможно, что мы в результате отставки Яценюка довольно скоро получим нового премьер-министра с популярной полукраинской фамилией и неприличной близостью к «политическому телу» президента Порошенко.

Но после этого  трудности только начинаются. Что окончательно портит будущее для одного из самых ярых противников Яценюка, например, Луценко. Теперь он может забыть о своем  авантюрном желании порулить Генпрокуратурой. НФ сделает все, чтобы это политик пострадал за свои нападки на Яценюка, а Порошенко быстро почувствует всю хрупкость свой политсхемы.

Уход Яценюка со своего поста не означает сплошной политической удачи для президента Порошенко. Ведь ему нужно было поставить своего управляемого человека в Кабмин, а не радикально изменить социально-экономическую политику. Получается,что дело во власти, а не любви к Украине. Таким образом, формальная смена премьер-министров, по воле президента Порошенко, во время глубокого социально экономического кризиса и войны с Россией – это его попытка  уйти от ответственности, перераспределить финансовые потоки в пользу своего окружения. И самое главное, этим маневром президент  Порошенко пытается уйти от выполнения острого требования  украинской общественности о необходимости радикального очищения власти и системной перезагрузки всей политической системы. Отказ от перевыборов лишь усугубит политическую судьбу президента и его премьер-министра, ибо украинское общество почувствует себя обманутым. В Украине будет зреть мнение, что мы имеем дело не только с пронырливыми жуликами и бизнесменами  под видом политиков, но и с людьми которые любой ценой цепляются за власть.

Добившись свержения Яценюка, Порошенко становится, вместо бывшего премьера, полностью открытым для всей политической критики, и уже не только за свою коррупцию и  неэффективную политику, но и будет нести политическую ответственность за своего протеже на посту премьер-министра  страны.

Это все ускорит темпы разочарования правящей верхушкой страны во главе с единственным могущественным  политиком - президентом Порошенко.

Ибо, одно дело, президент страны не может, но старается управлять страной , а совсем  другое дело, когда он не хочет вытаскивать Украину из кризиса, а только цепляется за власть, тянет время и обогащается. Это совершенно  разные  оценочные суждения, как например диагноз и приговор. В первом случае, еще можно надеяться ,что президент изменится в лучшую сторону, одумается , а в другом случае - речь идет об отрыве его от украинской власти.

Кроме того, уход в отставку  Яценюка и «скоропостижное» избрание нового премьера – ставленника администрации президента создает еще одну проблему. Украинскому парламенту придется выбирать нового голову Верховной рады. И вы зря думаете, что Порошенко с легким сердцем отдает этот пост представителю НФ  Андрею Парубию. Но это требование НФ как условие их  участия в парламентской коалиции. Тут лично у президента  возникает сразу веер проблем. Во-первых , управлять Парубием будет гораздо тяжелее из кабинета президента, чем это было в случае с Гройсманом. Во-вторых, президенту Порошенко в работе парламента часто придется обращаться к «пятой колонне» Кремля, к депутатам-регионалам, с которым у него сложились неплохие рабочие и политические отношения. И, навряд ли, Парубий, который позиционирует себя как патриот Украины и враг Кремля, захочет стать соучастником этих интриг Порошенко. Это станет сокрушительным концом его политической карьеры. Использование  «ширки» БПП и ОППО и др. под крышей Парубия станет проблематичным или малоэффективным.

Есть еще один неожиданный, интимный момент в конституционных отношениях нового Головы Верховной Рады и президента Украины. Учитывая  скорость политической  деятельности, высокий темп работы президента Порошенко, в случае его болезни или покушения, и.о. президента становится, именно, председатель  парламента .А это уже задевает интересы Путина в Украине. Путину  политические хитрости Порошенко явно не понравятся. Не забудьте, что план президента Порошенко, по получению полного контроля над Кабмином и Верховной Радой, надо обязательно согласовать, если не с США, то с Кремлем. И нет гарантий, чтобы Путин согласился с предложением  Порошенко, выбрать  активного врага России и деятеля Майдана Головой Верховной Рады, подозревая, что за этим ходом стоит Вашингтон. Так, и недалеко до разрыва дипломатических отношений с Россией и объявления России военным агрессором.

Наконец, самый сложный для президента Порошенко вопрос - о программе нового правительства, которое, в любом случае, будет находиться под жестким контролем МВФ. Ясно, что НФ не будет голосовать за что-то иное, чем то, чем занимался их премьер Яценюк в Кабмине. Новая оппозиция также не будет голосовать. И если не произойдет утверждения программы нового правительства, то этот Кабмин Украины не получит годичной политической защиты до рисков своей отставки. Правительство Гройсмана  может зависнуть надолго, пока основные политические силы полностью не подготовятся к досрочным выборам. Им остается только выбирать – это будут досрочные президентские или парламентские выборы.

 Автор: политолог Виктор Небоженко

Статьи по теме
Війна в кредит чи аналог лендлізу: коли та як саме Україна може нарешті отримати американську зброю
Війна в кредит чи аналог лендлізу: коли та як саме Україна може нарешті отримати американську зброю

Через жорстку опозицію Дональда Трампа Адміністрація Байдена зрештою може погодитися на надання Україні збройної допомоги в кредит. Проте, навряд чи Київ колись поверне ці гроші.
26.03 — 291

Таємний козир Путіна: Гудименко про наслідки теракту у
Таємний козир Путіна: Гудименко про наслідки теракту у "Крокусі" для України

Гудименко зауважив, що українці досі вірять, що РФ має якийсь таємний козир у війні. Він наголосив, що Росія вже показала нам майже все зло, на яке спроможна.
26.03 — 207