На этой неделе Украина может получить новое правительство, которое сформирует представитель БПП, спикер парламента Владимир Гройсман.
Многие считают, что формирование этого кабинета станет выходом из того многомесячного политического кризиса, в котором находится Украина. Но не нужно забывать – и об этом говорил в своем телевизионном обращении к гражданам уходящий премьер Арсений Яценюк – что правительство Гройсмана будет работать по той же программе, что и предшествующий кабинет. То есть это не приход к власти оппозиции, а смена фигур в одной и той же коалиции. И к тому же правительство просто не сможет не учитывать в своей работе рекомендаций международных финансовых организаций.
украинский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
На практике это означает несколько простых вещей. Правительство будет продолжать реформы, результаты которых – успешные или не очень – будут ясны только спустя несколько лет. Потому что это – структурные преобразования, которые не дают быстрой отдачи. Правительство все равно будет повышать тарифы – причем оно будет делать это куда более жестко, чем кабинет Яценюка. И уже буквально через несколько месяцев граждане будут обвинять в ухудшении своей жизни премьера Гройсмана – и, конечно же, президента Порошенко, с которым они будут ассоциировать правительство. И, конечно, как это у нас принято, будут говорить, что правительство не проводит никаких реформ – вне зависимости от того, будут реформы или нет. Потому что обычный гражданин подразумевает под реформами улучшение, а не ухудшение своей жизни. И, в общем, он прав. Только вот быстрого улучшения жизни в разоренной стране все равно не добиться.
Когда граждане будут оценивать правительственные усилия с работой президента, они тоже будут правы. И не только потому, что глава государства и глава правительства в новых условиях будут представителями одной и той же политической партии. А еще и потому, что эффективность экономических реформ будет теперь прямо зависима от того, удастся ли изменить прокуратуру и суды. Там, где это получилось, экономика заработала. Там, где суды остались прежними, не помогли никакие реформы – и, кстати, именно поэтому Михаил Саакашвили и его соратники работают у нас, а не в Грузии. Потому что если бы в этой бывшей советской республике удалось бы реформировать суды, Саакашвили не пришлось бы эмигрировать. И это – важный урок для Украины. Не будет независимого суда – не будет никаких серьезных инвестиций, а собственные бизнесмены будут по-прежнему прятаться от собственного государства в офшорах. Не будет независимой прокуратуры – не будет цивилизованной политической борьбы и останется возможность узурпации власти.
Поэтому так важно чтобы президент и новый премьер работали над реформами сообща – и вместе разделили ответственность за успехи и неудачи изменений в стране.