Выполняя условия Меморандума, на которых Международный валютный фонд (МВФ) утвердил для Украины четырехлетнюю программу расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF), власти страны намерены перейти ко второму этапу повышения тарифов на природный газ и услуги по централизованному отоплению. В результате объем затрат на эти виды коммунальных услуг возрастет почти в полтора-два раза.
18 марта министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин сообщил о том, что Кабинет министров Украины пока еще не принял решение об очередном повышении тарифов на природный газ для населения с 1 апреля этого года. При этом он напомнил, что в соответствии с Меморандумом, подписанным в 2015 году правительством и Международным валютным фондом (МВФ), с 1 апреля 2016 года так называемый «социальный» тариф на природный газ для населения должен быть увеличен до уровня, соответствующего 75% той цены, по которой Украина закупает этот вид топлива за рубежом. «На сегодня это составляет 5,5 тыс. грн. за 1 тыс. куб. метров газа. Однако пока Постановления Кабмина, предусматривающего рост тарифа до такого уровня, нет».
Тарифы
Напомним, что с 1 апреля 2015 года, выполняя условия того же Меморандума с МВФ, Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ), ввела дифференцированные тарифы на газ для населения, используемый для приготовления еды, подогрева воды и автономного отопления. Так, тариф на газ, потребляемый в период с 1 октября до 30 апреля в объеме до 200 куб. метров в месяц, так называемый «социальный», был увеличен с 1,182 тыс. грн. за 1 тыс. куб. метров до 3,6 тыс. грн. При этом тариф на газ, потребляемый в период с 1 мая до 30 сентября, а также на объем газа свыше 200 куб. метров в месяц, был повышен с тех же 1,182 тыс. грн. до 7,188 тыс. грн. То есть, в целом, тарифы на газ для населения возросли примерно в 3-6 раз. При этом несколько ранее, 21 ноября 2014 года, НКРЭКУ также увеличила тариф на услуги по централизованному отоплению или, так сказать, на «тепло», в среднем с 7,68 до 10-11 грн. за 1 кв. метр, то есть – примерно на 43%.
Ныне же, если Украина продолжит выполнять условия Меморандума с МВФ, то, по данным председателя НКРЭКУ Дмитрия Вовка, уже с 1 апреля «социальный» тариф на газ для населения должен будет возрасти на 53% или на 1,9 тыс. грн. «Так, «социальный» тариф должен будет увеличиться с 3,6 до 5,5 тыс. грн. за 1 тыс. куб. метров, а общий тариф, вследствие снижения цен на природный газ на внешних рынках, наоборот, должен будет уменьшиться примерно на 10% – с 7,188 до 6,469 тыс. грн. за 1 тыс. куб. метров», – уточнил г-н Вовк. Наряду с этим, после повышения цен на газ для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ), тарифы на «тепло» также должны будут возрасти в среднем на 80% – с 10-11 до 18-20 грн. за 1 кв. метр.
Между тем, как подчеркнул председатель НКРЭКУ, согласно Закону «О рынке природного газа», полномочиями для принятия решения о повышении «социального» тарифа на газ для населения, а также цен на газ для предприятий ТКЭ и, следовательно, на «тепло», располагает только правительство. И пока, к счастью для подавляющего большинства рядовых граждан, оно ими не воспользовалось. Более того, как отметил г-н Вовк, на сегодня, согласно установленной процедуре, оно уже опаздывает с утверждением новых цен на газ для предприятий ТКЭ, которые должны были начать действовать с 1 апреля. «Поэтому НКРЭКУ предлагает Кабмину принять решение, согласно которому новые цены и, соответственно, новые тарифы на «тепло» были бы введены уже с начала следующего отопительного сезона, то есть – с 1 октября», – заключил он.
Как бы то ни было, но отсутствие соответствующего Постановления правительства вовсе не означает, что «социальный» тариф на газ и тариф на «тепло» не будет увеличен. Во-первых, к этому правительство обязывают условия подписанного Меморандума, а, во-вторых, на этом настаивает руководство НАК «Нафтогаз Украина». Так, в ожидании решения Кабмина, руководство компании заявило, что очередной этап повышения тарифов должен состояться и непременно – с 1 апреля. «Это важно не только для «Нафтогаза», но и для всей страны, – уверен председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. – Именно за счет предыдущего повышения тарифов был сокращен дефицит бюджета компании, а также страны в целом. Мы должны доводить реформы до конца. Если мы остановимся на полпути, результат будет нивелирован. Постановление правительства о повышении «социального» тарифа и тарифа на «тепло» должно быть принято в марте, в противном случае будет упущен ключевой момент».
Вполне очевидно, что, несмотря на некоторое снижение общего тарифа на газ, в целом, вследствие увеличения «социального» тарифа, рядовые граждане будут платить за этот вид топлива ощутимо больше. Еще более очевидно и то, что стоимость услуг по централизованному отоплению вырастет для них почти в 2 раза. Не исключено, что при этом уже хронический дефицит бюджета «Нафтогаза» некоторым образом будет еще уменьшен. И это значит, что, по сути, неуклонно беднеющие рядовые граждане просто продолжат финансировать не имеющую ни малейших предпосылок к тому, чтобы быть убыточной, одну из государственных монополий.
Оплата
Действительно, согласно данным Государственной службы статистики Украины, в январе этого года средний объем начислений по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), с учетом электроэнергии из расчета 150 кВт/ч, на одного владельца лицевого счета достиг 1,25 тыс. грн., то есть, примерно, 50 долларов. При этом в декабре 2015 года средняя заработная плата в Украине составляла 5,23 тыс. грн., то есть, примерно 200 долларов. И даже с учетом всей условности подобного сопоставления, это указывает на то, что средняя семья отдает на оплату коммунальных услуг значительную часть своего дохода.
Однако, несмотря на это, в 2015 году государственные субсидии для компенсации этих затрат в Украине получали лишь 5,393 млн. семей. Впрочем, по сравнению с 2014 годом, число семей, которым были предоставлены субсидии, возросло в 3,6 раза. При этом в декабре прошлого года средний размер субсидии достиг 1,091 тыс. грн. и, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, увеличился в 3,3 раза. В целом, в прошлом году общая сумма средств, израсходованных государством на субсидии, составила 2,346 млрд грн. И она оказалась в 6,7 раза больше, чем в 2014 году. Все это означает, что значительную часть тех расходов по оплате ЖКУ, которые стали непосильными для многих рядовых граждан, должно было взять на себя государство. И, наряду с этими самыми гражданами, именно оно, причем из бюджетных средств – а, значит, за счет сокращения расходов на другие социально значимые сферы – стало дотировать формально убыточный «Нафтогаз».
Между тем, вопреки сложившемуся соотношению доходов и расходов на оплату ЖКУ, пока рядовые граждане все-таки оплачивают счета. Так, по данным Госстата, в январе этого года по сравнению с декабрем прошлого общая задолженность населения страны за оплату ЖКУ хотя и существенно выросла – на 22,03% или до 10,774 млрд грн., ее средний срок не превысил 1 месяца. При этом вполне закономерно, что наибольшим оказался размер долгов, накопленных в сфере оплаты услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, а также – по газоснабжению. Так, в январе за «тепло» и снабжение горячей водой неоплаченные долги за 3 месяца и более имели 27,2% владельцев лицевых счетов, а за газ – 20,4%.
Это свидетельствует о том, что, по большому счету, даже при ныне действующих тарифах на газ число рядовых граждан, которые не в состоянии его оплачивать, стремительно растет. И более того – что даже эти тарифы уже сейчас превосходят возможности почти половины семей страны. Из чего следует, что после второго этапа повышения тарифов расходы государства на субсидии должны будут возрасти на порядок и, скорее всего, в условиях «падающей» экономики оно также едва ли сможет это себе позволить. Одним словом, дотировать «Нафтогаз» становится все труднее не только рядовым гражданам, но и государству. Чем, вероятно, и вызваны промедления Кабмина с принятием решения об очередном повышении тарифов.
Автор: Елена Герасимова