Всеобще известным и понятным является то, что пациенты заинтересованы в физической и финансовой доступности необходимых им лекарственных средств. Производители же, в свою очередь, заинтересованы в возможности эффективно реализовать как можно большее количество лекарственных средств.
При этом производители естественно заинтересованы в сокращении цепочки поставки и максимальном приближении к конечному потребителю – при наличии соответственных инструментов и возможностей это способствует большей гибкости в ценообразовании продукции, что соответственно обеспечивает увеличение объемов сбыта.
Традиционно в фармацевтическом сегменте рынка большинства стран мира и ЕС функционируют как национальные, так и региональные компании, которые предоставляют услуги по дистрибьюции и логистике лекарственных средств. Ими могут быть операторы полного цикла, которые обеспечивают все этапы поставки лекарственных средств, и операторы сокращенного цикла – которые предоставляют отдельные логистические услуги. В странах ЕС для иностранных компаний дистрибьютор, как правило, также выступает в качестве импортёра, который осуществляет таможенное оформление и контроль качества лекарственных средств при импорте.
Предпосылки введения «логистической модели»
Эффективным механизмом удовлетворения потребностей как пациентов, так и производителей лекарственных средств может быть создание нового сегмента так называемых «pre-wholesalers» или логистических операторов, которые не получая фармацевтическую продукцию в собственность, осуществляют её доставку от производителя напрямую в аптеки или государственные предприятия в рамках процедур государственных закупок.
Обобщение результатов исследований позволило определить причины, которые обусловливают актуальность интеграции логистических моделей поставок в фармацевтическую сферу Украины:
- расширение национального и мирового фармацевтических рынков, развитие процессов глобализации;
- увеличение скорости, интенсивности и сложности материальных, финансовых и информационных потоков, необходимость синхронизации для повышения физической, ценовой, информационной доступности обеспечения населения лекарственными средствами;
- повышение требований к качеству фармацевтической продукции и необходимость создания условий для сквозного управления качеством по всей фармацевтической цепочке поставок;
- ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фармацевтических предприятий средств измерительной техники новых поколений;
- увеличение цен на ресурсы и необходимость более эффективного использования и экономии на расходах по всей цепочке поставок для обеспечения ценовой доступности лекарственных средств;
- сокращение жизненного цикла фармацевтической продукции.
Суть «логистической модели»
Логистическая модель поставки фармацевтической продукции широко распространена в мире и в частности в странах ЕС.
Так, Европейская ассоциация логистики и транспорта в сфере здравоохранения (EALTH) включает 13 логистических операторов, которые специализируются на фарма-логистике. Стандартными функциями логистических операторов являются организация и управление перевозок, учет и управление запасами, подготовка документации, складское хранение, обработка груза, доставка к конечному пункту назначения. При этом выполнение этих функций обычно не связано с продажей (переходом права собственности) такой продукции от производителем логисту, а, следовательно, последний не принимает участия в ценовой цепочке.
Конечно, как и любые другие накладные расходы производителя, стоимость услуг логиста, в конечном счете, учитывается в цене продукции, однако их стоимость обычно все же гораздо ниже ценовой маржи, которая взымается действующими дистрибьюторами, учитывая существующую сегодня ограниченную конкуренцию на этом рынке.
Также необходимо помнить, что для предоставления соответственных услуг в отношении такой специфической продукции как лекарственные средства, логистический оператор должен получить все необходимые регуляторные разрешения на территории страны, где он осуществляет свою деятельность.
Для более наглядного сравнения возможной роли дистрибьютора и логистического оператора в ценообразовании на продукцию в Украине предоставим следующую таблицу:
Дистрибьютор |
Логистический оператор |
Имеет право собственности на продукцию |
Не имеет права собственности на продукцию |
Действует от своего имени и в своих интересах |
Действует от своего имени, но по заказу и в интересах производителя |
Осуществляет дистрибьюцию самостоятельно |
Выполняет лишь те функции, которые возложены на него производителем: транспортировка, складское хранение, доставка в аптеки и др. |
Самостоятельно определяет наценку (до 10% в регулированной группе, неограниченно – в нерегулированной) |
В ценовой цепочке участия не принимает, свою наценку на товар не применяет, стоимость услуг определяется договоренностью между производителем и логистическим оператором. |
Текущая ситуация в Украине
Сегодня украинское законодательство не позволяет фармацевтическим компаниям-нерезидентам, которые не имеют своих торговых представительств в Украине, напрямую поставлять фармацевтическую продукцию в аптечный сегмент и в государственные учреждения в рамках процедур государственные торги. Так, основными обстоятельствами, которые делают невозможной или усложняют прямое участие нерезидентов в государственных закупках, являются следующие:
- лицензирование:
на текущий момент законодательством о государственных закупках предполагается обязанность победителя конкурсных торгов предоставить лицензию на осуществление деятельности, которая требуется для выполнения договоров о закупке. Нерезиденты не могут быть собственниками подобных лицензий с точки зрения ограничения лицензионного законодательства: собственником лицензии на импорт и оптовую торговлю лекарственными средствами могут быть только резиденты Украины;
- расчёты:
МЗ не имеет счетов в иностранной валюте и распоряжается средствами в национальной валюте. Оплата в иностранной валюте возможна лишь при условии использования специальной процедуры с привлечением Казначейства Украины и размещением заявки на покупку валютных средств.
Учитывая такие ограничения, сегодня фармацевтическая компания - нерезидент вынуждена привлекать в цепочку дополнительную компанию-резидента, у которой есть лицензия на импорт, оптовую торговлю лекарственными средствами, как для осуществления поставки в аптечный сегмент, так и для участия в государственных закупках.
Такая ситуация противоречит одному из основополагающих принципов законодательства Украины о государственных закупках – недискриминации участников и участия отечественных и иностранных участников в процедурах закупок на равных условиях. При этом, следует отметить, что прямое участие компаний-нерезидентов в государственных закупках позволило бы стране увеличить конкуренцию и сократить ряд расходов, связанных с наценками, которые добавляют к стоимости продукции местные дистрибьюторы.
Действующая на сегодняшний день в Украине система работает следующим образом:
В случае внедрения на украинском фармацевтическом рынке «логистической модели» система будет работать следующим образом:
Законодательные изменения, необходимые для внедрения модели
В связи с тем, что в силу объективных ограничений лицензионного законодательства иностранные компании не могут осуществлять торговлю лекарственными средствами в Украине по прямым договорам с конечным заказчиком, такие компании могут осуществлять торговлю на основании договоров комиссии с соответствующими логистическими операторами.
Именно такая комиссионная модель работает на европейском рынке при поставке лекарственных средств из третьих стран: компания нанимает уполномоченного представителя, который осуществляет регистрацию препаратов в стране-члене ЕС и отвечает за фармаконадзор, а поставка лекарств в аптеки происходит с привлечением логистического оператора, который импортирует продукцию в ЕС и реализует её от своего имени, но в интересах клиента на основании договора комиссии.
Необходимо понимать, что с учетом того, что к нему не переходит право собственности на товар, комиссионер должен иметь лицензию таможенного брокера для осуществления его импорта на территорию Украины.
На логистического оператора по такому комиссионному договору могут, среди прочего, возлагаться такие функции, как:
- участие в интересах производителя в процедуре публичных торгов;
- таможенное оформление товара при импорте;
- надлежащее хранение продукции;
- осуществление доставки продукции в соответствии с условиями договора о закупке.
Для реализации такой модели в Украине необходимо внести изменения в ряд нормативно-правовых актов Украины, в частности:
- устранить существующий запрет на комиссионную торговлю лекарственными средствами (при условии наличия всех регуляторных разрешительных документов как у иностранного производителя согласно законодательству страны его резидентства, так и у логиста согласно лицензионному законодательству Украины);
- предусмотреть эффективные механизмы реализации права лицензиата работать (хранить, перевозить) с лекарственными средствами, которые не принадлежат такому лицензиату (поскольку согласно условиям договора комиссии право собственности на товар будет переходить непосредственно от компании-нерезидента). В частности, в лицензионные условия необходимо внести уточнения, что, несмотря на то, что лицензиат не имеет права собственности на соответственные лекарственные средства, он обязан обеспечить соблюдение лицензионных условий относительно продукции, которой он распоряжается.
Ожидаемые результаты
По сути, такая модель в процессах доставки лекарственных средств от производителя к аптеке или государственному учреждению позволила бы оптимизировать и удешевить логистическую цепочку, что, в конце концов, должно не только позитивно повлиять на цену лекарственного средства для пациента, но и упростить выход на рынок Украины большего количества новых лекарственных средств.
Как известно, в случае использования дистрибьюторкой модели, оптовые продавцы используют наценки, которые составляют 10% от оптово-отпускной цены на препарат. Дальше по цепочке на такую сумму оптово-отпускной цены и наценки дистрибьютора аптеки насчитывают свою наценку, которая может достигать 25% стоимости соответственного лекарственного средства с учётом наценки дистрибьютора. В сегменте же лекарственных средств, которые не подлежат ценовому регулированию, наценки, в частности – маржа дистрибьютора – могут быть существенные выше. В условиях кризиса в нашей стране вопрос оптимизации расходов является особенно актуальным.
То есть, исходя из выше указанного, можно прийти к выводу, что внедрение логистической модели в фармацевтической товаропроводной цепочке способствовало бы:
Авторы: Лана Синичкина, партнер ЮК Arzinger, Татьяна Илюшина, юрист ЮК Arzinger