Кондитерская промышленность Украины переживает интересную ситуацию. С одной стороны несколько крупнейших акул, покрывающих почти весь рынок и готовых поглотить любого конкурента, а с другой ― покупательская способность населения. Кризис, как и голод, как говорится, не тётка…
Как в таких условиях работается обычным игрокам кондитерского рынка? Мы решили спросить у Оксаны Казанчук, директора по маркетингу КФ «Ярыч», компании, занимающей 25 % рынка затяжного печенья Украины.
Главный принцип в кризис ― ни шагу на месте
Несмотря на значительное падение производства кондитерских изделий в Украине в 2015 году, КФ «Ярыч» удалось не только удержать объем производства на уровне 2014, но и увеличить прирост на 12%. Повлияли два фактора. С одной стороны сказались изменения потребительских предпочтений, связанные с кризисом. Многие потребители перешли с дорогих кондитерских изделий на доступное печенье и крекеры. Кто-то расценит этот фактор, как везение, но именно в этот период компания стала активно осваивать внутренние рынки. Основной упор был сделан на Центральный и Восточный регионы Украины. В 2015 году украинскому потребителю была предложена новинка ― печенье Petit Beurre, которое было изобретено в ХIX веке во Франции и давно завоевало популярность в большинстве европейских стран благодаря своей хрустящей структуре и легкости. Новинка появилась на полках украинских супермаркетов этим летом.
Получается, что прирост производства зависит далеко не от везения. Когда многие игроки рынка остановились, чтобы просто переждать кризис, в компании «Ярыч» решили, что выжидательная позиция может стать смертельной для бизнеса, а в кризис спасёт только движение вперёд.
Развитие бизнеса зависит не от денег, а от выбранной стратегии
Стратегия определяет жизненный путь предприятия. Правильно выбранный путь приведёт к процветанию, ошибочный ― к упадку и разорению.
В своё время компания «Ярыч» сделала правильный стратегический шаг. Широкому ассортименту предприниматели предпочли узкий продуктовый портфель, сосредоточив усилия на качестве своих товаров. Оксана Казанчук говорит: «Мы считаем себя экспертами именно в затяжном печенье и крекерах и занимаем лидирующие позиции в своих сегментах. Именно поэтому и «Мария» и крекеры являются одновременно и «дойными коровами» и «звездами» нашего продуктового портфеля».
На что делают ставки или немного о «звёздах» и «дойных коровах»
В 2015 году все позиции в портфеле ТМ Yarych продемонстрировали рост. К «звездам» стоит отнести «Марию с отрубями». Несмотря на то, что пока объемы этой позиции далеки от «Марии с молоком и кальцием» или «Марии классической», темп роста 24% очень радует. Он говорит о том, что украинцы все чаще выбирают для себя здоровый перекус. Большие надежды производители возлагают на свою новинку Petit Beurre. Мы верим, что в ближайшее время этот продукт станет полноценной «звездой». Ведь это печенье является прекрасной альтернативой столь любимому украинцами сахарному печенью. Но благодаря меньшему содержанию сахара в Petit Beurre, а также наличию вкусов с какао и с отрубями это печенье является более легким и заслуживает места в рационе украинцев. Кроме того, Petit Beurre ― прекрасная основа для разнообразных десертов, простых и быстрых в приготовлении.
Сладкие перспективы с горчинкой: чего ожидать 2016 году?
По мнению Оксаны Казанчук, 2016 год будет для рынка таким же непростым, как и 2015. Украинские потребители однозначно не богатеют, у них становится все меньше средств для того, чтобы побаловать себя. Кондитерские изделия не относятся к товарам первой необходимости, поэтому на них будут экономить. Потребитель станет более избирательно подходить к выбору брендов, а значит, конкурентная борьба только ужесточится.
Скорее всего в 2016 году многие производители предложат рынку новинки, адаптированные под новые реалии ― меньший объем, дешевле цена. Основной задачей производителей станет уменьшение стоимости товара для конечного потребителя не за счет качества, а за счет снижения издержек.
Автор: Ольга Вилик