Несмотря на проведенную реструктуризацию внешнего государственного долга, а также на двукратное увеличение объема золотовалютных резервов в 2015 году, Украина вынуждена наращивать объем заимствований на «текущие нужды», что приближает ее к дефолту.
В январе этого года, согласно данным Национального банка Украины (НБУ), объем золотовалютных резервов (ЗВР) Украины увеличился на 142 млн долларов и достиг 13,442 млрд. «В начале 2015 года многие заявляли, что Украина находится в состоянии банкротства и будет вынуждена объявить дефолт. Однако в течение года ей не только удалось его избежать, но и, наоборот, почти удвоить объем своих ЗВР», – подчеркнул премьер-министр Украины Арсений Яценюк. «В январе этого года Украина не потратила ни копейки из собственных ЗВР. Более того, они даже немного выросли», – добавила председатель НБУ Валерия Гонтарева.
Источник золотовалютных резервов
Напомним, что на протяжении 2014 года объем ЗВР Украины сократился в 2,7 раза – с 20,42 до 7,533 млрд долларов, а в феврале 2015 года уменьшился еще почти на 30% – до 5,625 млрд. То есть, ровно год назад объем ЗВР Украины оказался на минимальном уровне с июня 2003 года и едва покрывал полуторамесячный объем импорта страны. При этом, согласно общепринятым стандартам, объем ЗВР того или иного государства должен быть достаточным для обеспечения импорта в течение трех месяцев, что для Украины составляет почти 12 млрд долларов.
Тем не менее, уже к 1 апреля 2015 года объем ЗВР Украины вырос на 77,2% – до 9,97 млрд долларов. Это стало возможным исключительно благодаря поступлению в страну первого транша – в рамках утвержденной Международным валютным фондом (МВФ) четырехлетней программы расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF) – в размере 4,873 млрд долларов; осуществлению других, гораздо более мелких, займов; и, наконец, выкупу НБУ на межбанковском валютном рынке 0,581 млн долларов. В целом, согласно данным НБУ, по итогам 2015 года объем ЗВР Украины увеличился на 77%, или на 5,767 млрд – до 13,3 млрд долларов и таким образом оказался достаточным для того, чтобы покрыть объем импорта страны в течение 3,4 месяцев.
Как подчеркивают в пресс-службе НБУ, главную роль в почти двукратном росте ЗВР Украины в течение 2015 года сыграло поступление в страну денежных средств в рамках программы EFF, а также связанного с ней дополнительного финансирования. При этом вполне очевидно, что государству удалось оставить этот кредитный ресурс нетронутым, то есть – использовать его только для пополнения собственных ЗВР, исключительно благодаря тому, что оно осуществляло импорт, основной статьей которого являются энергоносители – природный газ и уголь, в основном на заемные средства. Таким образом, если к концу 2015 года объем ЗВР Украины и превысил минимально необходимый уровень, то лишь благодаря внешним займам, что только увеличило ее и без того «неподъемный» долг.
Способ сокращения госдолга
Действительно, как видно из данных профильных государственных институтов, в 2015 год Украина вступила в состоянии фактического банкротства. Так, объем совокупного государственного долга превысил 69,3 млрд долларов и достиг 63% ее валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе – объем ее долговых обязательств по еврооблигациям составил 17,28 млрд а объем долга перед Российской Федерацией (РФ) и российскими банками – 4,7 млрд долларов. При этом, в минувшем году Украине необходимо было выплатить по внешним долговым обязательствам сумму в размере 11 млрд долларов или 14,9% всего объема совокупного госдолга, а в течение 2016-2019 годов – еще 32,63 млрд или 47,6%. То есть, в 2015-2019 годах страна должна была выплатить 62,5% всех своих долгов или 43,63 млрд долларов, что полностью выходило за пределы ее возможностей.
Поэтому Украине пришлось вступить в переговоры со своими кредиторами, в результате которых она к концу лета прошлого года достигла договоренности о реструктуризации долгов по еврооблигациям на сумму 19,3 млрд долларов, предполагающей списание 20% основной суммы долга или 3,8 млрд, а также о переносе срока выплаты оставшихся 80% или 15,5 млрд на четыре года – с 2015-2023 годов на 2019-2027 годы. При этом государству пришлось согласиться на повышение средней процентной ставки с 7,22 до 7,75%, а также – на выпуск 20-летних государственных дерривативов, которые были распределены среди держателей еврооблигаций пропорционально их долям в суммарном реструктуризируемом долге.
Таким образом, согласно данным Министерства финансов Украины, по итогам 2015 года объем совокупного госдолга страны уменьшился на 6,2% или 4,32 млрд долларов и составил 65,49 млрд. При этом объем внешнего долга в тот же период, наоборот, увеличился на 11,9% или 4,62 млрд, до 43,43 млрд долларов. Следует учесть, что Минфин не стал включать в данную статистику объем финансовых обязательств по государственным дерривативам, что, разумеется, изменило бы общую картину в сторону увеличения объема госдолга.
По сути, все это означает, что если Украине и удалось сократить объем совокупного долга, то весьма незначительно. И произошло это, во-первых, благодаря реструктуризации внешних обязательств, которая, в конечном счете, наоборот, только увеличила общую задолженность. А, во-вторых, путем выполнения некоторой части обязательств внутренних, что, в свою очередь, было «уравновешено» новым витком роста внешнего долга. Однако, по мнению г-на Яценюка, определенное сокращение совокупного госдолга страны является несомненным достижением правительства. «Минус 4,32 млрд долларов – это ответ тем, кто говорит, что мы берем кредиты и увеличиваем долги. Как раз наоборот – мы научились брать кредиты и уменьшать долги», – подчеркнул премьер-министр.
Способ покрытия расходов
Само собой разумеется, что на сегодня, несмотря на увеличение золотовалютных резервов – за счет кредитного ресурса, а также видимое сокращение госдолга – путем его реструктуризации, Украина не в состоянии обеспечить ни стабильность национальной валюты, ни оплатить необходимые ей объемы импорта – главным образом, тех самых энергоносителей. А потому – власти приходится изобретать способы расширения собственных возможностей для привлечения новых займов.
Так, с целью облегчения доступа к источникам финансирования закупок природного газа, в конце января Верховная Рада приняла законопроект «О стабилизационном (резервном) энергетическом фонде». Этот нормативный акт дополняет положения Бюджетного кодекса нормой, которая позволяет предоставлять государственные гарантии при заимствованиях денежных средств, предназначенных для закупок энергоносителей. То есть, по сути, этот закон превращает в правило, во-первых, сам факт их покупки на заемные средства, а, во-вторых, предоставление госгарантий по таким кредитам. В частности, он даст возможность получить кредит Всемирного банка (ВБ) для закупки газа в Европейском союзе (ЕС) на отопительный сезон 2016-2017 года в размере 700 млн долларов.
Остальные средства, необходимые Украине для прохождения следующей зимы, также будут заемными. «Кредит ВБ в размере 700 млн долларов, ранее подписанные соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), а также Международной финансовой корпорацией (МФК) о предоставлении займов в размере 300 и 200 млн долларов соответственно, позволят стране аккумулировать финансовый ресурс в размере 1,2 млрд», – уточнила министр финансов Украины Наталья Яресько.
Это позволило ей прийти к выводу о том, что Украина якобы и в самом деле обеспечена средствами для закупки газа в будущий зимний период. «За всю историю независимой Украины государство впервые финансово готово к следующему отопительному сезону», – подчеркнула она. При этом, естественно, министр не уточнила, из каких источников страна будет черпать средства для возврата этих долгов и, тем более, какой будет стратегия финансирования закупок энергоносителей в последующие периоды.
Источники новых заимствований
Как бы то ни было, но вопреки столь «радужной» картине, правительство, во-первых, рассчитывает на привлечение новых займов в этом году, а, во-вторых, крайне озабочено расширением диапазона их источников. Так, в конце января г-жа Яресько сообщила о том, что в течение года Минфин рассчитывает получить от международных партнеров кредиты на общую сумму до 10 млрд долларов, которые будут направлены на финансирование «бюджетных и инвестиционных потребностей», а по большому счету – прежде всего, на «латание дыр».
В частности, по данным Минфина, МВФ может предоставить заем в размере 5,8 млрд долларов, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк – 177 и 175 млн на реализацию существующих инвестпроектов и 1,1 и 1,1 млрд на инициацию новых соответственно, ВБ – 210 млн на реализацию инвестпроектов и 1,5 млрд на инициацию и подготовку новых займов. Кроме того, США выразили готовность предоставить кредит в размере до 1 млрд долларов, Япония – до 1,3 млрд, Швейцария – 0,2 млрд. И, наконец, ЕС в целом – 1,2 млрд евро «наличными» и 170 млн в виде грантов, Польша – 100 млн, Германия – 300 млн вообще и 50 млн на реализацию инвестпроектов.
Тем не менее, глава правительства уверен, что этого объема кредитования будет недостаточно. «Я посмотрел макроэкономические прогнозы на этот год: у страны слишком много вызовов и крайне сложная экономическая ситуация вообще требует нестандартных решений. Без кредитования по низким процентным ставкам, с большой длительностью и в национальной валюте экономический рост в стране будет весьма проблематичен», – заявил г-н Яценюк на встрече с представителями банковского сектора. И призвал крупнейшие банки к совместному поиску инструментов долгосрочного дешевого кредитования в национальной валюте.
* * *
Недавно специалисты Московского государственного университета и Российской академии наук провели исследование макроэкономических параметров ситуации в Украине и, исходя из этого, сформулировали общий прогноз развития ее экономики. В соответствии с ним, существует четыре возможных сценария развития событий – возврат к положению дел декабря 2015, ограниченный дефолт, масштабный дефолт и скоординированная помощь. Наиболее близким к осуществлению эксперты считают сценарий ограниченного дефолта, вероятность которого они оценивают в 75%. В случае реализации этого сценария ВВП страны будет уменьшаться на 2-2,5% в год, а инфляция составит 16-20% в год. В результате государство будет вынуждено нарушать график платежей по обслуживанию внешнего долга, что повлечет за собой принудительную реструктуризацию долговых обязательств в сочетании с бюджетным кризисом и, соответственно, секвестром расходов на 20-30%.
По сути это означает, что государство будет все глубже вязнуть в долговой яме, национальная валюта будет все быстрее обесцениваться, цены – все стремительнее расти, а социальные выплаты – существенно сокращаться.
Автор: Елена Герасимова