Евгений Селезнев, игрок украинской сборной, выступавший за «Днепр», перебрался в российскую команду «Кубань», чтобы, по его словам, в хорошей форме подойти к чемпионату Европы и помочь сборной Украины. Евгений категорически отказывается считать себя предателем. Футбол отдельно, политика отдельно, уверяет он, но мы-то понимаем, что ни черта не отдельно. Селезневу просто уже не будет.
Спорт это вообще такая маленькая война, даже когда соперники тесно дружат. Атака, удар, оборона, победа, поражение – это не цветы нюхать и музыку слушать, за руки держась. Тут и кровь иногда пускают, обычно неспециально, но бывает и наоборот. Свои клубы, чужие, заядлые соперники, старые счеты. Соответственно, свои герои и предатели.
Очень хорошо помню, как Леонид Буряк после долгих успешных выступлений за киевское «Динамо» на излете карьеры оказался в московском «Торпедо». Когда торпедовцы выступали на динамовском стадионе, трибуны сопровождали каждый шаг Буряка по полю с мячом свистом и криками: «Мазепа!» Поменять родной клуб на московский? Ну Мазепа же!
Так уж получилось, что Мазепа с тех пор перестал у нас массово считаться предателем и прижился на десятигривневой купюре, а Леонид Буряк даже возглавлял национальную сборную Украины. А московскому «Торпедо» отплатил черной неблагодарностью, на закате Союза обыграв его в финале Кубка СССР в составе харьковского «Металлиста». Смыл, так сказать.
А когда на спортивные страсти накладывается самая настоящая война, тут к игрокам отношение особое, а к игрокам сборной исключительное.
Андрей Ярмоленко сказал, что ни за что не стал бы играть за российский клуб: «Отец не поймет». Олег Гусев отказался от перехода в ту же «Кубань», хотя ему предлагали якобы в два раза выше зарплату, чем в «Динамо». Это отношение простое, понятное и даже нисколько не героическое. Жизни Гусева ничто не угрожает за отказ от жирного контракта.
Наоборот, в решении Селезнева нотки героизма имеются. Если, как говорит Евгений, он никого не предавал, а выступать под флагом своей страны для него высокая честь, то и любая игра в «Кубани» для него будет испытанием. Болельщики – народ простой, в чем-то даже авангард простоты, а простота путинской России известно какая. Там и непростые в подавляющем большинстве на Крым не нарадуются, на Киев не наплюются.
И Женя может тысячу раз не считать себя предателем, но для многих на трибунах он будет символом продажного «хохла»: только копейкой помани, он забудет свой Майдан. А добавь сверху пятачок – наденет под футболку майку с портретом Путина, как игрок «Локомотива» Дмитрий Тарасов. Начнешь в ответ демонстрировать верность Родине, кутаться при любом случае в желто-голубой – возненавидят и проклянут бандеру залетную. Попасть в него бутылкой с трибуны будет любимым развлечением. И так плохо, и сяк погано. Попробуй останься при этом собой. Подвиг? Подвиг.
И да, добавьте сюда массовое непонимание на Родине. Кстати, не факт, что его теперь в сборную Украины возьмут, даже если игрок будет в блестящей форме: сборная – это патриотизм в концентрированном виде. И тогда, выходит, все зря?
В общем, устроил Селезнев себе нешуточное испытание. Давайте накатим за Женьку, чтобы его это приключение на собственную задницу не сломало.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец