В процессе межкультурного общения восприятие представителями различных наций друг друга во многом определяется стереотипами. Стереотипы представляют собой упорядоченную картину мира. В этом пространстве люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Подобное отношение к стереотипам снимает у иностранца тревогу при взаимодействии с новой культурой. Но на сколько соответствуют действительности эти представления?
О китайцах существует множество стереотипов, которые культивируются в различных культурах по-разному. Одни считают китайцев самым трудолюбивым и дружелюбным народом, другие считают китайцев хитрой и жадной нацией. Правда или вымысел? Давайте проанализируем самые распространенные стереотипы о китайцах.
Мы часто слышим утверждение, что все китайцы «на одно лицо». Внешне китайцы узкоглазые, черноволосые, желтокожие, они низкого роста и иностранцам кажутся маленьким, щупленькими. Справедливости ради надо сказать, что благодаря именно такой своей конституции китайцы очень выносливы. В действительности этот миф отчасти оправдан. В сравнении со славянами или европейцами, большинство китайцев действительно уступают в росте. Но здесь не обошлось без нюансов. К примеру, высота местных жителей в Китае может колебаться в зависимости от географического положения.
Большинству жителей нашей страны китайцы кажутся «на одно лицо», они не могут отличить жителей Поднебесной от представителей других азиатских наций (вьетнамцев, корейцев и японцев). Китайский народ многонациональный, жители КНР идентифицируют себя по провинции. Не страшно, если вы ошиблись в национальности, конфликтная ситуация может возникнуть если вы перепутаете китайца с японцами или корейцами.
Если отойти от физических характеристик, то нужно отметить и стереотипы, связанные с менталитетом, характеров и качествами китайцев.
Традиционные положительные качества китайцев − трудолюбие, терпение дисциплинированность, настойчивость, почтение к старшим и учителям. Отрицательными считаются хитрость, скрытность, жадность. Многие черты национального характера определились «рисовой цивилизацией», требовавшей от людей сплоченности, взаимопомощи, трудолюбия. Китайское трудолюбие есть не что иное, как способ жить и выжить в гармонии с собой и природой. Труд для китайцев не напряжение, а игра, которая приносит радость и удовольствие. Человек достигает успеха в любом деле, если оно приносит ему радость. Комбинация расслабленности с трудолюбием делает китайцев настоящими мастерами в любом деле. Способность граждан упорно трудиться помогла современному Китаю совершить экономический рывок в будущее.
Китайцы - «народ с пространными рассуждениями». С ними нужно держать ухо востро, иначе они могут вас «заболтать» или даже обмануть. Можно заметить, что китайцы почти никогда не выражают свое мнение прямо. Чтобы донести суть проблемы до собеседника, нужна долгая предыстория, от чего иностранцам трудно понять, о чем именно идет речь. Иногда начало сообщения вообще не связано с главным смыслом или даже противоположно ему. Человек хочет сказать об успехах собеседника, похвалить его, но начинает с недостатков… Эту черту характера можно объяснить идей, берущей начало в древнекитайской философии, а именно «принципом золотой середины»: в общении не должно быть острых углов. Китайцы также редко используют «да» или «нет» для выражения согласия и отказа. Они считают, что суть теряется в речи, на первый план выходит искусство выражения смыслов в словах.
Самый распространенный бытовой стереотип утверждает, что китайцы не умеют пользоваться столовыми приборами: ложками, вилками, ножами. Согласитесь, заявление несколько абсурдное. Всем известно, что китайцы едят палочками. Они гордятся своими палочками для еды и считают этот инструмент не только гораздо более древним, но более цивилизованным, чем европейские столовые приборы. Они считают, что при использовании палочек у человека задействовано более 30 суставов и несколько десятков мышц. Кроме того, такое порционное попадание пищи в организм способствует ее усвоению. Китайцы не пользуются за столом ножами, поэтому подается предварительно нарезанная на небольшие кусочки пища. Но если китайцы не умеют пользоваться ложками, то как тогда они едят суп? Как питаются младенцы? Как жители Китая обедают в кафе и ресторанах, путешествуя по всему свету? Следует отметить, что в Китае царит культ еды. Еда – это церемония, ритуал. Это так. Китаец может отказать себе во многом ради вкусного обеда, на который, как на праздник, собирается вся семья – дети, старики, родственники. До сих пор в Китае пожилые люди вместо приветствия обращаются друг к пруту фразой: «Вы уже поели?». А о человеке, потерявшем работу, скажут: «Он разбил свою чашку с рисом».
Уверен, что вы встречались с мнением о том, китайцы – самые бедные люди в мире и работают за чашку риса в день. Считаю важным отметить стереотипы, касающиеся экономических факторов. Мы уже постепенно отходим от мифов про «китайское качество». Роль Китая в мировой экономике громадна. В Китае родились всемирно известные бренды: ZTE, Lenovo, Geely. Сегодня покупатели осознают влияние цены на качество товара.
Вера в плохое качество всего китайского, живет в наших согражданах еще со времен лихих девяностых. Тогда челноки наводнили страну дешевыми, но одноразовыми вещами в яркой цветовой гамме с характерных химическим запахом. Но, если бабушкам на лавочке еще позволительно жить старыми убеждениями, то молодому поколению пора отказаться от подобных суеверий. В Китае давно производятся не только резиновые шлепки, но и техника, автомобили, медицинское оборудование и даже запчасти для самолетов, и все это отвечает международным стандартам качества и безопасности. Трудолюбивые китайцы освоили технологию, перенятую у западных коллег, помножили ее на производственные мощности и получили в результате впечатляющий рынок бюджетных мобильных устройств, не уступающих раскрученным брендам.
Даже не стереотип, а утверждение, гласит, что китайцы много путешествуют. Это, действительно, так. Китайцев называют самой путешествующей нацией. Международные наблюдатели отмечают, что во время путешествия именно китайцы тратят больше денег, чем европейские и американские туристы. С тех пор, как загранпаспорт гражданин КНР может оформить в течение нескольких дней, миллионы китайцев начали активно выезжать заграницу по туристическим и студенческим визам.
А задумывались ли вы, что китайцы думают о других нациях? Американские журналисты проанализировали запросы, которые оставляли пользователи популярной китайской поисковой сети Baidu (аналог Google). Распространенные стереотипы китайцев о европейских странах опубликованы в журнале Foreign Policy.
Согласно исследованию, китайские пользователи интернета уверены, что русские любят подраться, а поляки ненавидят КНР. Белоруссия озадачила жителей Китая своим названием. Они недоумевают, как вообще могло появиться такое странное, на их взгляд, название страны. При этом литовцы, по мнению большинства жителей Китая склонны к суициду. Финнов граждане КНР характеризуют хорошим знанием английского языка, а Швеция, по их мнению, импортирует мусор. Дания ассоциируется в КНР с убийством китов, а Болгария – с долголетием в результате употребления молочных продуктов. Для китайских граждан не ясно, почему Испания не аннексировала Португалию, а Австрия говорит по-немецки. Великобританию пользователи Baidu охарактеризовали как «маленькую, но еще сильную». Помимо этого, китайцев очень заботил вопрос «Почему британцы так озабочены разговорами о погоде».
Украина запомнилась китайским пользователям большим количеством красивых женщин.
В эпоху глобализации образования в образовательном пространстве взаимодействуют представители разных культур и народов. Установление контакта между ними на основе стереотипов и обобщений, тенденция субъектов рассматривать и оценивать другую культуру с позиции ценностей и норм собственной, видеть то, что проявляется на уровне сходства, и игнорировать различия может привести не только конфликтам. К моменту столкновения с иной культурой у человека уже складываются некоторые представления, стереотипы, ожидания от общения друг с другом. Эти представления оказывают особое влияние на восприятие чужой культуры и ее представителей, на готовность и желание взаимодействия. Следует также помнить, что люди характеризуются национальной общностью, но отличаются индивидуальной неповторимостью. Сте реотипы базируются на обобщенных, неточных чертах. Мы можем лишь схематично представить национальный характер, но не можем утверждать, что он таков у каждого нашего собеседника соответствующей национальности.
Автор: Вячеслав Лысенко, экономический эксперт, собственник компании «Укр-Китай Коммуникейшин»