Контракти.ua

33541  —  13.06.09
Оздоровительные процедуры для украинского рынка сантехники
Оздоровительные процедуры для украинского рынка сантехники

Каждый из сегментов строительного рынка переживает мировой финансовый кризис по-своему. В некоторых направлениях жизнь почти замерла, однако в сегменте сантехники она еще теплится. Более того, отдельные группы товаров в определенных ценовых категориях даже показывают рост.

 
Георгий РОМЖА, КОНКРЕТНО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Любое явление в экономике — палка о двух концах, и сегодняшний застой на строительном рынке Украины — не исключение. Ведь кроме увольнений, сворачивания производств, замораживания строек и банкротств, кризис предполагает оздоровительное переформатирование взаимоотношений в цепочке от производителя к потребителю, а также переориентацию покупателей на новые продукты и бренды, а продавцов, в свою очередь, на другую целевую аудиторию.

Вчерашний день рынка

Унитазами, умывальниками, ваннами и душевыми кабинами на украинском рынке сегодня занимаются четыре отечественных производителя санитарной керамики и десяток изготовителей акриловых ванн. Крупных импортеров сантехники тоже около десятка. В денежном выражении структура рынка сантехнической продукции выглядит таким образом:

- санкерамика — 55–60 %;

- ванны — приблизительно 25 %;

- душевые кабины — 10–15 %;

- аксессуары — около 5 %.

При этом в количественном выражении отечественная продукция составляет чуть менее половины рынка сантехники — 45–50 %, импортная же, соответственно, чуть более половины — около 55 %. Однако это гармоничное соотношение в скором времени, видимо, изменится.

Последние пять лет спрос на сантехнику в Украине ежегодно увеличивался в количественном исчислении примерно на 20–25 %. Но в связи с естественным переходом рынка сантехники от стадии бурного роста к стабилизации в 2007 г. темпы роста продаж стали постепенно замедляться. По сравнению с предыдущим (2006-м), в 2007 г. было продано всего на 12 % больше товара. В 2008 г. объем рынка сантехники составил приблизительно 150–170 млн евро, при этом рост продаж продолжал снижаться и составил приблизительно 5 %, несмотря на оптимистические ожидания традиционного оживления спроса осенью. Ведь именно в начале сентября до Украины докатился мировой финансовый кризис, привнесший новые реалии и кардинально изменивший расположение сил и правила игры как на строительном рынке в целом, так и на рынке сантехники в частности.

Не совсем застой

«Мойша, Вы помните, у меня была черная полоса? Так то была белая!»

Этот одесский анекдот все чаще вспоминают игроки строительного рынка, в том числе его сантехнического сегмента. То есть если кто-то из производителей или продавцов унитазов и ванн и ощущал какие-либо сложности до осени 2008-го, то в свете последующего драматического развития событий они воспринимаются как обычная милая бизнес-рутина.

Вследствие прекращения кредитования строительные работы в стране практически не ведутся, большинство объектов заморожено, при этом в каждом сегменте стройматериалов складывается своя, отличная от других ситуация. Что касается сантехнической части рынка, то она характеризуется двумя особенностями — с одной стороны, застывшим спокойствием и фактическим сохранением общих показателей по сегменту, с другой — заметной ротацией участников рынка и активным передвижением потребителей вдоль ценовых групп внутри этого сегмента.

Сохранение общих показателей спроса на сантехнику в пику мировому финансовому кризису можно, по-видимому, частично объяснить такими факторами:

- к Новому году потребители старались закончить ремонты, а важной составляющей любого ремонта является сантехника;

- граждане, успевшие забрать из банков свои сбережения, спешили вложить их в товары, в том числе в сантехнические изделия;

- во время стремительного падения цен на жилье, особенно вторичное, чтобы придать товарный вид продаваемой или сдаваемой в аренду недвижимости, многие собственники квартир покупают новую сантехнику;

- стараясь опередить инфляцию, предприниматели, работающие на рынке сантехники, закупали ее у производителей сверх необходимости.

 

Тектонические процессы внутри сантехнического сегмента главным образом объясняются значительным снижением покупательной способности потребителей и ростом стоимости доллара. В результате наблюдается перераспределение сегментов внутри сантехнической части рынка — как по целевой аудитории, так и по соотношению отечественной и импортной продукции. Речь идет о том, что часть покупателей сантехники премиум- или люкс-сегмента переходят в middle-сегмент, из middle-сегмента — в basic, из basic-сегмента — в эконом. Ожидается, что емкость эконом-сегмента по сравнению с другими в этом году заметно вырастет.

Эконом-минус — самая дешевая часть рынка сантехники, чье «раскосое» качество у большинства товаров безошибочно указывало на китайское происхождение, — скорее всего либо исчезнет вовсе, либо перестанет соответствовать требованиям крайней дешевизны. До определенного момента стабильно развиваясь, этот сегмент начал сокращаться еще летом прошлого года. Главным образом из-за того, что импортерам приходилось покупать китайские изделия почти на 20 % дороже, чем в 2007-м и начале 2008 г., — китайские производители на протяжении этого времени методично поднимали цены. Осенью добавился еще один фактор — значительный рост курса доллара, причем конца валютной лихорадке в Украине не видно. Кроме того, покупатели самой дешевой продукции очень чутко реагируют даже на незначительные ценовые колебания и при малейших изменениях склоняются в сторону более удачного выбора.

Китайская судьба

Сантехника из Поднебесной на протяжении своего сравнительно недолгого господства на украинском рынке традиционно почти полностью занимала самые дешевые сегменты сантехнического рынка — эконом и эконом-минус. Китайский импорт ежегодно увеличивался в течение последних семи лет, не только с успехом вытесняя с рынка украинскую сантехнику, но и конкурируя с недорогими моделями восточноевропейских производителей.

Росло и число операторов, работающих с товаром из Китая. Так, если до 2005 г. ввозом китайской сантехники в Украину занимались не более пяти крупных импортеров, то впоследствии это направление освоили средние и даже мелкие оптовики. В результате рентабельность торговли товаром из КНР в крупном опте снизилась примерно на 30 %, а в рознице — с 50–100 % до 20–30 %, что в 2008 г. спровоцировало сокращение импорта китайской санкерамики более чем на треть.

По этой причине, а также вследствие потери главной привлекательной черты — дешевизны — китайская продукция не может попасть в эконом-минус, а из-за недостатка качества — в сегменты подороже, ведь там царят более добротные украинские и европейские изделия.

Но приведут ли эти процессы к полному «вымыванию» китайской сантехники из украинских прилавков — ведь если курс доллара останется высоким, продукцию из КНР завозить будет нецелесообразно, а запасы на складах рано или поздно закончатся? Скорее всего, на рынке останется некоторое количество операторов, торгующих только той китайской продукцией, которая соответствует корректному соотношению цены и качества. В первую очередь речь идет о сегментах эконом-минус и эконом.

Однако и в этих ценовых категориях грядут значительные перемены, ведь доля продукции из КНР составляла там от 30 % до 50 % в зависимости от товарной группы. А поскольку эконом-минус и эконом-сегмент совместно занимают около 70 % рынка сантехники, впору говорить о кардинальных изменениях в его структуре.

Отечественный производитель: несчастье помогло

Помимо сокращения поставок китайской сантехники эксперты ожидают значительного уменьшения объемов импорта санитарной керамики из других стран, в том числе европейских. Дело не только в неоправданно высокой цене на товар и резко снизившейся покупательной способности украинского населения. В связи с нестабильностью курсов валют у импортеров появилось значительно больше рисков, связанных с поставками продукции.

 

Очевидно, что рыночный вакуум, возникающий по причине сворачивания импорта сантехники в целом и китайской — в частности, тотчас же заполняется товаром отечественного производства. Учитывая эти особенности, уже в текущем году эксперты ожидают, что украинские производители смогут существенно потеснить с рынка зарубежных поставщиков. Кроме того, некоторые из иностранных изготовителей сантехники приступают к организации производства в Украине, то есть фактически становятся украинскими, ведь используются отечественные мощности, трудовые ресурсы и сырье. Так, польская компания CERSANIT в прошлом году начала выпускать продукцию на заводе в Житомирской области. Производственные мощности завода позволяют изготавливать 1 млн сантехнических изделий в год. Не стоит на месте и крупнейшее в Украине предприятие по выпуску санитарной керамики ЗАО «Славутский комбинат «Будфарфор». В рамках его сотрудничества с компанией SANITEC* заканчивается строительство нового корпуса, где будут производиться две новые серии ТМ «КОЛОМБО». Концерн SANITEC построил в Украине завод по производству акриловых ванн под ТМ KOLO. В условиях финансового кризиса, несмотря постоянный рост курсов валют, цены на выпускаемую продукцию остаются стабильными.

По словам специалистов, и на заводе CERSANIT, и на предприятии «Будфарфор» в ближайшее время начнут выпускать сантехнику, позиционирующуюся в сегменте стандарт. Если кризис затянется, то в первую очередь будут востребованы более дешевые модели, однако в дальнейшем прогнозируют рост спроса именно на продукцию среднеценового сегмента.

* SANITEC — европейская мультибрендовая группа, включающая торговые марки: ALBATROS и POZZI-GINORI (Италия), ALLIA (Франция), IDO (Финляндия), IFO (Швеция), KERAMAG и KORALLE (Германия), KOLO (Польша), TWYFORD (Великобритания), COLOMBO (Украина), DELLA (Россия).

Что год грядущий нам готовит

Экономические потрясения последних 5–6 месяцев к значительному уменьшению продаж на рынке сантехники не привели и вряд ли приведут в дальнейшем. По оптимистическим прогнозам, при улучшении ситуации в стране объем рынка в 2009 г. останется прежним (таким же, как в 2008-м), а во втором полугодии, возможно, даже вырастет до 2 %. По пессимистическим прогнозам падение может составить около 15–20 %.

 

Кроме того, эксперты говорят о существенном перераспределении рыночных долей между операторами. Главным фактором, влияющим на структуру и развитие рынка сантехники в 2009 г., называют значительное подорожание импорта. Цены на ввозимую продукцию увеличились на 60–65 %. Она стала недоступной украинскому потребителю с доходом ниже среднего, покупатели со средним и более высоким доходом тоже не готовы переплачивать за зарубежные товары только из-за роста курса доллара. Кроме подорожания импорта, на структуру и развитие рынка влияет его высокая насыщенность и стагнация строительной отрасли. Это обязательно приведет к заметному сужению ассортимента продукции, то есть уходу с рынка брендов, занимающих малые рыночные доли в своей товарной группе. Более мелкие игроки будут вынуждены либо вовсе покинуть рынок, либо сосредоточиться на одной товарной группе или конкретном бренде. Таким образом, сложившаяся ситуация на руку крупным компаниям, которые обладают большими финансовыми запасами, чтобы удержать и увеличить свою долю на рынке.

Наиболее быстрый рост покажет эконом-сегмент. В среднем и дорогом сегментах эксперты не ожидают значительных изменений. Премиум-сегмент, вероятно, сохранит наблюдавшуюся в 2008 г. тенденцию роста даже при том, что часть потребителей уйдут из него в сегменты средний и средний плюс.

Многие пророчат падение среднего сегмента, но, по мнению специалистов ООО «Агромат», он останется прежним. Вероятно, следует ожидать смещения границ ценовых групп в сторону подорожания: то, что воспринималось как умеренно дорогое, будет считаться дешевым. Конечно, все зависит от газоемкости конкретного производства, его привязки к импорту и транспортным расходам, но тенденции к изменению ценового позиционирования уже просматриваются. Ведь за прошлый год расходы на транспортировку грузов в Украине увеличились на 20–30 %, существенно возросла стоимость природного газа, а страну одолевает инфляция.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА                                                                                                                                                      

Прототипы нынешних компактов существовали уже в античные времена. Современный ватерклозет был изобретен в начале ХХ в. английским слесарем Томасом Креппером. Слово «унитаз» произошло от названия испанской компании Unitas, которая в 1909 г. начала массово заниматься изготовлением этих необходимых сантехнических изделий.

Статьи по теме
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду

Серед професій — слюсар, водій трамвая або автобуса, тракторист, токар, машиніст тощо.
17.11 — 845

Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер
Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер

Україна під час війни може знову відкрити перший цивільний аеропорт у Львові, щоб відновити авіасполучення, яке було призупинено по всій країні після вторгнення Росії 2022 року.
17.11 — 314

Аеропорт у Львові можуть відкрити у 2025 році
Аеропорт у Львові можуть відкрити у 2025 році

Страховики визначили аеропорт в Україні, який можна відкрити першим.
16.11 — 1096