Контракти.ua

2123  —  18.02.16
Палки в колеса: Украина и Россия перекрыли друг другу транзит грузов
Палки в колеса: Украина и Россия перекрыли друг другу транзит грузов

Торговая война между Украиной и Россией разгорается с новой силой. После взаимного обмена санкциями в виде эмбарго на ввоз продуктов питания и повышения пошлин на промышленные товары, Россия существенно затруднила транзит украинских грузов в Казахстан и другие азиатские страны.

Украина в ответ решила заблокировать перевозку грузов между Россией и Европой российскими фурами, и выбрала для этого самый подходящий момент – когда транзит российских грузов через Польшу оказался перекрытым на неопределенное время. В итоге и российские, и украинские компании останутся без заработка от перевозки транзитных грузов.

Польский гонор

Первые сообщения о проблемах у российских перевозчиков в Украине начали появляться еще 9 февраля – Государственная пограничная служба Украины отметила на украинско-белорусской границе скопление фур, пытающихся въехать в Украину. Причина транспортного ажиотажа была простой: Россия и Польша накануне не смогли договориться о количестве разрешений, которые каждая страна получит от другой для осуществления перевозок автотранспортом. Это общепринятая практика, когда страны выторговывают себе побольше разрешений, чтобы дать заработать отечественным компаниям, и стараются поменьше их выдать, чтобы не дать заработать конкурентам за транспортировку грузов по своей территории. Россия и Польша договориться не смогли, поэтому поляки с 1 февраля закрыли транзит российских грузовиков, следующих через ее территорию в страны ЕС. Отправители грузов из России решили объехать Польшу через Украину, что сразу же привело к появлению очередей на украино-польских пунктах пропуска. Например, пункт пропуска "Доманово", рассчитанный на обслуживание 75 автомобилей в сутки, был вынужден "напрячься" и пропустить 125 грузовиков.

Второй поток автомобилей с российскими номерами на Германию в обход Польши пошел через Литву и сразу же создал очереди и здесь: руководство Клайпедского морского порта рассказало, что международная морская переправа не успевает обслужить весь поток грузовиков, и на въезде в порт уже образовалась очередь длиной 2,5 км. Российского грузового транспорта было так много, что транспортники предложили водителям добираться в Германию еще одним альтернативным маршрутом – через Швецию и Данию.

Хитрый вуйко

Как только стало известно о проблемах российских грузовиков на литовском и белорусском направлении, в игру вступили активисты Закарпатской области, которые выставили блок-посты на дорогах и перекрыли движение российского транспорта на запад. Таким образом активисты перекрыли украинско-словацкую и украинско-венгерскую границы, которые из-за незначительно протяженности представляли собой своеобразное узкое бутылочное горлышко. Вслед за закарпатцами дороги российским грузовикам перекрыли и активисты в Волынской и Львовской областях.

Министерство инфраструктуры в ответ на перекрытие транзита российских грузов выступило с заявлением, что сделать ничего не может, и, по всей видимости, и не хочет. "Нормальная, мне кажется, реакция на вид российского флага. С формальной точки зрения, перекрытие дороги – это правонарушение, но министерство не компетентно реагировать на него, для этого есть другие службы и процедуры", - заявила заместитель министра Оксана Рейтер. Заметьте – Мининфраструктуры не озвучил никаких просьб к Министерству внутренних дел разобраться, повлиять на активистов или обеспечить беспрепятственный транзит грузов. Наоборот – в высказываниях чиновницы читалась поддержка активистам: по ее мнению, трудности российских перевозчиков "заставят их правительство меньше думать о политических вопросам, а больше думать о благосостоянии граждан и их проблемах".

Проблемой озаботился и Кабинет министров, который поручил Министерству внутренних дел, Министерству иностранных дел, Министерству инфраструктуры, Министерству экономического развития и торговли Украины до понедельника выработать решения по ситуации с российскими грузовиками, сложившейся в Волынской и Закарпатской областях.

Однако пока украинские власти делали вид, что озабочены проблемами транзита соседа-агрессора, к блокаде российского автотранспорта присоединилось еще несколько областей и их количество возросло до семи.

Министр иностранных дел Павел Климкин на прошлой неделе обещал, что Украина будет решать вопрос блокады российских фур на границе "в соответствии с международным правом, но с учетом национальных интересов". В переводе с дипломатического языка на простой, это означает, что очень уж напрягаться, чтобы решать проблему российских перевозчиков, никто не будет. Тем более, что никаких гневных заявлений от европейских транспортных структур в адрес Украины в связи с блокированием транспорта не звучало. Украина дала понять России, что прежней вольницы в транспортировке грузов через ее территорию у российских перевозчиков больше не будет. "Просто так осуществлять через Украину транзит в ЕС Россия не будет", - заверил министр иностранных дел.

Глава Государственной фискальной службы Роман Насиров высказал собственное мнение, которое не далеко от истины: все это похоже на хорошо спланированную акцию. Однако такие "акции" в Украине – уже не редкость. Вспомним хотя бы, как начиналась блокада Крыма: сначала гражданские активисты заблокировали дорогу и перекрыли грузопоток на полуостров, потому неизвестные взорвали опоры ЛЭП и в Крым прекратились поставки электроэнергии. А потом закончился срок действия контракта на поставку электроэнергии в Крым и украинское правительство его попросту не возобновило, сославшись на неуступчивость российской стороны.

Обмен тяжелыми ударами

К воскресенью российские власти не выдержали, и, в ответ на украинские "народные" транспортные санкции, Министерство транспорта РФ приостановило движение украинских грузовиков по территории России. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) по состоянию на 9 утра понедельника задержала 152 украинских фуры, которые были отправлены на спецстоянку. Украинское правительство долго не думало, и в понедельник закрыло транзит российским грузовикам через нашу территорию уже официально. И хотя было сказано, что эта мера – временная, пауза в транспортном сообщении может растянуться надолго. Тем более, что во вторник Россия полностью запретила транзит украинских грузовиков по своей территории, даже если фуры везут грузы не в Россию, а транзитом в Казахстан. "Доставка грузов на территорию Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента РФ от 1 января 2006 г. № 1 будет продолжена, но перевозчиками других государств", - указано в сообщении Минтранса РФ.

Запад нам поможет?

Параллельно с блокировкой российского транспорта украинские власти пытаются заручиться поддержкой со стороны странам ЕС по вопросу нарушения Россией правил транзита – базовых  принципов Всемирной торговой организации.

Реакция европейских партнеров пока не известна, и не понятно, будет ли она вообще. Ведь пока российские грузовики не смогут ездить через территорию Украины, а украинские – через территорию России, перевозки возьмут на себя транспортные компании других стран. Тем более, если Польша и Россия в ближайшее время откроет свою территорию для российского транспорта, то в проигрыше останутся только украинские перевозчики.

Автор: Александр Колосовский

Статьи по теме
Після війни пенсія в 60 років, скоріш за все, буде не доступна, зазначають в Мінсоцполітики
Після війни пенсія в 60 років, скоріш за все, буде не доступна, зазначають в Мінсоцполітики

Після війни українцям доведеться довше працювати, щоб себе забезпечувати
вчера, 12:27 — 256

На яку пенсію варто розраховувати із зарплатою 10 тисяч гривень
На яку пенсію варто розраховувати із зарплатою 10 тисяч гривень

Яку пенсію можна отримати із заробітною платою 10 тисяч гривень і певним стажем роботи.
29.04 — 322

Скільки коштуватиме Великодній кошик-2024
Скільки коштуватиме Великодній кошик-2024

Традиційний великодній кошик в який входить паска, яйця, сало, домашня ковбаса, буженина, курятина, твердий сир, вино, огірки, помідори, яблука і ще декілька інгредієнтів святкового столу, став дорожчим.
28.04 — 326