Торговая война между Украиной и Россией разгорается с новой силой. После взаимного обмена санкциями в виде эмбарго на ввоз продуктов питания и повышения пошлин на промышленные товары, Россия существенно затруднила транзит украинских грузов в Казахстан и другие азиатские страны.
Украина в ответ решила заблокировать перевозку грузов между Россией и Европой российскими фурами, и выбрала для этого самый подходящий момент – когда транзит российских грузов через Польшу оказался перекрытым на неопределенное время. В итоге и российские, и украинские компании останутся без заработка от перевозки транзитных грузов.
Польский гонор
Первые сообщения о проблемах у российских перевозчиков в Украине начали появляться еще 9 февраля – Государственная пограничная служба Украины отметила на украинско-белорусской границе скопление фур, пытающихся въехать в Украину. Причина транспортного ажиотажа была простой: Россия и Польша накануне не смогли договориться о количестве разрешений, которые каждая страна получит от другой для осуществления перевозок автотранспортом. Это общепринятая практика, когда страны выторговывают себе побольше разрешений, чтобы дать заработать отечественным компаниям, и стараются поменьше их выдать, чтобы не дать заработать конкурентам за транспортировку грузов по своей территории. Россия и Польша договориться не смогли, поэтому поляки с 1 февраля закрыли транзит российских грузовиков, следующих через ее территорию в страны ЕС. Отправители грузов из России решили объехать Польшу через Украину, что сразу же привело к появлению очередей на украино-польских пунктах пропуска. Например, пункт пропуска "Доманово", рассчитанный на обслуживание 75 автомобилей в сутки, был вынужден "напрячься" и пропустить 125 грузовиков.
Второй поток автомобилей с российскими номерами на Германию в обход Польши пошел через Литву и сразу же создал очереди и здесь: руководство Клайпедского морского порта рассказало, что международная морская переправа не успевает обслужить весь поток грузовиков, и на въезде в порт уже образовалась очередь длиной 2,5 км. Российского грузового транспорта было так много, что транспортники предложили водителям добираться в Германию еще одним альтернативным маршрутом – через Швецию и Данию.
Хитрый вуйко
Как только стало известно о проблемах российских грузовиков на литовском и белорусском направлении, в игру вступили активисты Закарпатской области, которые выставили блок-посты на дорогах и перекрыли движение российского транспорта на запад. Таким образом активисты перекрыли украинско-словацкую и украинско-венгерскую границы, которые из-за незначительно протяженности представляли собой своеобразное узкое бутылочное горлышко. Вслед за закарпатцами дороги российским грузовикам перекрыли и активисты в Волынской и Львовской областях.
Министерство инфраструктуры в ответ на перекрытие транзита российских грузов выступило с заявлением, что сделать ничего не может, и, по всей видимости, и не хочет. "Нормальная, мне кажется, реакция на вид российского флага. С формальной точки зрения, перекрытие дороги – это правонарушение, но министерство не компетентно реагировать на него, для этого есть другие службы и процедуры", - заявила заместитель министра Оксана Рейтер. Заметьте – Мининфраструктуры не озвучил никаких просьб к Министерству внутренних дел разобраться, повлиять на активистов или обеспечить беспрепятственный транзит грузов. Наоборот – в высказываниях чиновницы читалась поддержка активистам: по ее мнению, трудности российских перевозчиков "заставят их правительство меньше думать о политических вопросам, а больше думать о благосостоянии граждан и их проблемах".
Проблемой озаботился и Кабинет министров, который поручил Министерству внутренних дел, Министерству иностранных дел, Министерству инфраструктуры, Министерству экономического развития и торговли Украины до понедельника выработать решения по ситуации с российскими грузовиками, сложившейся в Волынской и Закарпатской областях.
Однако пока украинские власти делали вид, что озабочены проблемами транзита соседа-агрессора, к блокаде российского автотранспорта присоединилось еще несколько областей и их количество возросло до семи.
Министр иностранных дел Павел Климкин на прошлой неделе обещал, что Украина будет решать вопрос блокады российских фур на границе "в соответствии с международным правом, но с учетом национальных интересов". В переводе с дипломатического языка на простой, это означает, что очень уж напрягаться, чтобы решать проблему российских перевозчиков, никто не будет. Тем более, что никаких гневных заявлений от европейских транспортных структур в адрес Украины в связи с блокированием транспорта не звучало. Украина дала понять России, что прежней вольницы в транспортировке грузов через ее территорию у российских перевозчиков больше не будет. "Просто так осуществлять через Украину транзит в ЕС Россия не будет", - заверил министр иностранных дел.
Глава Государственной фискальной службы Роман Насиров высказал собственное мнение, которое не далеко от истины: все это похоже на хорошо спланированную акцию. Однако такие "акции" в Украине – уже не редкость. Вспомним хотя бы, как начиналась блокада Крыма: сначала гражданские активисты заблокировали дорогу и перекрыли грузопоток на полуостров, потому неизвестные взорвали опоры ЛЭП и в Крым прекратились поставки электроэнергии. А потом закончился срок действия контракта на поставку электроэнергии в Крым и украинское правительство его попросту не возобновило, сославшись на неуступчивость российской стороны.
Обмен тяжелыми ударами
К воскресенью российские власти не выдержали, и, в ответ на украинские "народные" транспортные санкции, Министерство транспорта РФ приостановило движение украинских грузовиков по территории России. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) по состоянию на 9 утра понедельника задержала 152 украинских фуры, которые были отправлены на спецстоянку. Украинское правительство долго не думало, и в понедельник закрыло транзит российским грузовикам через нашу территорию уже официально. И хотя было сказано, что эта мера – временная, пауза в транспортном сообщении может растянуться надолго. Тем более, что во вторник Россия полностью запретила транзит украинских грузовиков по своей территории, даже если фуры везут грузы не в Россию, а транзитом в Казахстан. "Доставка грузов на территорию Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента РФ от 1 января 2006 г. № 1 будет продолжена, но перевозчиками других государств", - указано в сообщении Минтранса РФ.
Запад нам поможет?
Параллельно с блокировкой российского транспорта украинские власти пытаются заручиться поддержкой со стороны странам ЕС по вопросу нарушения Россией правил транзита – базовых принципов Всемирной торговой организации.
Реакция европейских партнеров пока не известна, и не понятно, будет ли она вообще. Ведь пока российские грузовики не смогут ездить через территорию Украины, а украинские – через территорию России, перевозки возьмут на себя транспортные компании других стран. Тем более, если Польша и Россия в ближайшее время откроет свою территорию для российского транспорта, то в проигрыше останутся только украинские перевозчики.
Автор: Александр Колосовский