Случившийся на минувшей неделе грандиозный скандал в весьма неблагородном политическом семействе не закончился и на неделе нынешней должен каким-то образом получить развитие – Кабмин и вот это все. Но уже видны признаки того, что из грандиозного, которым он в действительности является, скандал превращают в досадное недоразумение. Ну такое, у экспата нервы сдали.
Характерны отзывы коллег Абромавичюса по правительству, участвовавших в большом разговоре по душам с мятежным министром.
«Абромавичус сказал, что мог бы вернуться, если бы изменились кардинальные вещи. К примеру чтобы уволили генпрокурора Виктора Шокина. Мы удивились. Где мы, а где Шокин? При чем здесь Шокин? Он дальше говорит: а почему бы премьеру не подать в отставку? Мы спросили: а кто тогда премьер? Он говорит — может, Наталья Яресько. Она в шоке, другие смеются. Далее он предлагал освободить голову ГФС Романа Насирова… Полный сумбур и поток сознания», - цитируют одного министра.
«Мы сидели в узком кругу и спрашивали у Айвараса: скажи реальные причины, что тебе мешает, чего ты добиваешься? Единственное, что мы внятное услышали: мне и моей команде очень мало платят». Еще, дескать, Абромавичюс жаловался, что совещания по «Нафтогазу» почему-то собирают в администрации президента. «Ну детский сад, короче, ей богу…» - пожимает плечами другой министр.
А президент со спикером уповают на НАБУ: вот найдут детективы криминал на Игоря Кононенко, тогда и будет разговор. И все понимают: не найдут, а то, чем он занимался, у нас криминалом не считается, наоборот – искусство! Полезный человек.
Эти ужимки с подергиванием плечиком, причем даже в исполнении членов правительства, за общие интересы которых Айварас Абромавичюс и взвился, показывают, что желаемого катарсического эффекта его демарш не произвел. Ну да, вот такие у нас порядки, одни мирятся, другие нет. Но жить-то можно. «Нельзя!» - говорит литовец, и ему вторят западные послы, выражая позицию своих стран. А наши смеются: «Детский сад!» Вообще, этот Запад так раздражающе наивен.
Пока из гениальных способов выхода из кризиса не прозвучало ничего интереснее, чем вариант с назначением нынешнего главы президентской администрации первым вице-премьером и главы президентской фракции – генпрокурором. Это ведь так естественно, в ситуации, когда оскандалился друг и специальный порученец президента, а фактически – сам президент, продвинуть на ключевые должности президентских людей. Ассиметричный, так сказать, ответ. Был независимый от главы государства генпрокурор Шокин, станет независимый от Порошенко генпрокурор Луценко. Ощущаете этот порыв свежего ветра и решительного обновления?
Ошибка Айвараса Абромавичюса заключается не в отставке: очевидно, что если бы мог и дальше мириться с местными нравами, дергаться бы не стал, да вот как-то враз достало. Его ошибка в вере, будто своим поступком он сможет хоть на короткое время привести в чувство руководителей страны, утративших берега, и дать им шанс использовать скандал для резких и правильных решений, на которые у них самих не хватало ни воли, ни совести.
Так вот, ни воли, ни совести у них в результате так и не появилось («Совесть? Детский сад какой-то…), зато сработал рефлекс воспользоваться временным замешательством для решения своих дел. Уже и Ляшко вон не прочь вернуться в коалицию, при соблюдении некоторых его требований, разумеется. Почувствовал спрос.
Увы, пока эффект от поступка новообретенного Украиной гражданина Абромавичюса меньше всего похож на распахивание окна, чтобы в темное и затхлое помещение пролился свет и ворвался воздух. Больше подойдет метафора с гранатой, брошенной в выгребную яму.
Давайте выпьем, чтобы не стошнило.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец