Во Львове прошел первый Весенний деловой форум. Топ-менеджеры отечественных и иностранных компаний поделились своим видением развития украински рынков. Матс Кьяер («СЕБ Банк»), Энгельберт Брамердорфер («Фольксбанк»), Удо Хайне («Леополис»), Майкл Харрисон («Барвинок»), Ник Коттон (DTZ), Дмитрий Ванькович («СК «Граве Украина»).
Матс КЬЯЕР
председатель наблюдательного совета ОАО «СЕБ Банк»
— Если бы я был богатым, то скупил бы 50 банков в Украине. Потому что есть перспективы роста рынка и многие финучреждения, создание которых было инициировано промышленными олигархами, не смогут развиваться и выдерживать объективную рыночную конкуренцию. Сегодня в Украине насчитывается в три раза больше банков, чем в Польше, и в пять раз больше, чем в Чехии, Румынии и Венгрии. Лет через 10 их останется не более трех-четырех десятков.
Важный позитивный сигнал для вложения инвестиций в банковскую систему — скрытый потенциал роста ВВП на душу населения. Когда же экономика начнет расти, обязательно появится спрос на новые банковские продукты.
Энгельберт БРАМЕРДОРФЕР
член правления ОАО «Фольксбанк»
— В период кризиса у инвесторов больше шансов для выгодного приобретения финучреждения. Если год-два назад западные покупатели ощутимо переплачивали за украинские банки — 50% финструктур из 180 учреждений в Украине было продано иностранцам еще до кризиса по очень высоким ценам, — то сейчас отечественные финучреждения можно получить в подарок, если иметь талант. Еще одна тенденция, усилившаяся во время кризиса, — консолидация банковского сектора. Вкладчики, напуганные неустойчивостью небольших банков, перенаправляют свои депозиты из мелких финструктур в более надежные, в частности западные. Если даже несколько финучреждений уйдут с рынка, то рискнувшие остаться будут вознаграждены хорошей прибылью.
Удо ХАЙНЕ
генеральный директор отеля «Леополис» (Львов)
— В Украине ощущается нехватка гостиничных комплексов. В первую очередь нужны бизнес-отели категории 3–4 звезды, а также 5-звездочные отели в отдельных городах. Бюджеты проектов полностью зависят от категории строящегося отеля и могут составить от EUR50 тыс. до EUR200 тыс. инвестиций в одну комнату. Конечно, чтобы иметь высококачественный продукт, многие вещи, которыми комплектуется отель, придется импортировать из-за рубежа. Еще одна проблема — в Украине довольно непросто найти квалифицированный персонал.
Майкл ХАРРИСОН
генеральный директор
ООО «Барвинок» (сеть дисконтных магазинов)
— Украинские торговые сети развивались за счет короткого и дорогого кредитного капитала. Сегодня торговые сети либо не могут привлечь заемные средства, либо вынуждены платить слишком большие процентные ставки. В этих условиях у предприятий есть только два пути развития: либо слияние с другими сетями, либо привлечение инвестиций через продажу долей. Сейчас благоприятное время для слияний и поглощений. Инвесторам придется в зависимости от ситуации изменять формат магазинов и пересматривать ассортимент. Но в первую очередь им необходимо договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности, пролонгации кредитов и пересмотре процентных ставок.
Ник КОТТОН
директор DTZ в Украине
— Воспользовавшись 40–50%-ным падением цен на землю, а то и 80%-ным, девелоперы сегодня могут выгодно приобрести участки. Однако торговый центр, запланированный и уже построенный в 15 км от города, не будет перспективен, поскольку на периферии трудно будет найти арендаторов.
Гостиницы, запланированные к Евро-2012, интересны больше для местной власти, чем для инвестора. Отель стоит значительно дороже офиса или торгового центра, поэтому вернуть инвестиции будет довольно трудно. Экономически оправданно строительство небольших местных гостиничных проектов экономкласса. Жилищное строительство — наименее перспективное в кризисное время.
Дмитрий ВАНЬКОВИЧ
председатель правления ЗАО «СК «Граве Украина»
— Необходимо переосмыслить принципы ведения бизнеса. Когда рынок ежегодно рос, то не каждая страховая компания правильно рассчитывала свой конечный результат. Поскольку за счет положительной динамики рынка можно было покрывать собственную техническую убыточность. Сегодня такая стратегия развития невозможна.
Платежеспособный клиент остался во всех сегментах рынка, но его получит тот, кто предложит лучшие условия. Стратегически мы планируем сконцентрироваться на рознице — услугах для физлиц, малого и среднего бизнеса.
*В конце апреля во Львове состоялся первый Весенний деловой
форум. Инвесторы и эксперты рассказали о потенциальных рисках и перспективах
развития украинского рынка. Организаторы — ООО «Юридическая компания
«Эйч.Ди.Партнерз» и ООО «Аудиторская компания «Международные стандарты» —
планируют проводить Весенние деловые форумы ежегодно.