Контракти.ua

2814  —  16.12.15
Наталья Бурная: игрушки надо делать весело
Наталья Бурная: игрушки надо делать весело

Финалистка в номинации «Инновационный бизнес» и главная победительница конкурса для бизнес-леди «Предпринимательский талант Украины 2015», организованного компанией «Эмвей Украина» при поддержке Украинского союза промышленников и предпринимателей, рассказала «Контрактам» историю своего успеха.

Наталья Бурная – учредитель LockBoardUkraine, компании, выпускающей детские развивающие модули – бизиборды -  для детей от 8 месяцев до 6 лет. ЛокБорд - это игрушка, которая помогает малышам развивать мелкую моторику, учиться новому, а их родителям – отдохнуть. И уберечь квартиру от множества мелких разрушений.

На деревянной основе закреплены выключатели, дверные ручки, мебельные ролики, шпингалеты, одежные молнии и пуговки, розетка со штекером – в общем, все то, с чем так любят играть познающие мир малыши.

Идея создать первую игрушку пришла к Наташе утром, днем она уже мастерила первый ЛокБорд, ближе к вечеру опробовала на своей племяннице, а спустя месяц запустила бизнес по производству детских развивающих модулей, в который втянула почти всю свою семью…

Свою историю успеха она начинает рассказывать не с описания продукции или того, как победила в конкурсе, и даже не того, как ей пришла в голову идея приделать на доску всякие штуки и продавать счастливым родителям.

Она начинает с настроения.

- Главное правило – не браться за работу приболевшим, сердитым или грустным. Если просто нет настроения - для нас это уважительная причина, чтобы не работать, потому что мы делаем детские игрушки, а все, что делается для детей, должно иметь светлую энергетику, - говорит Наташа Бурная.

Если в мире и есть люди с говорящими фамилиями, то она - одна из них.

ИСПЫТАНИЯ ПРОВОДИЛА НА ДЕТЯХ

К: Как вас посетила идея сделать первый ЛокБорд? Вы его делали ради развлечения или на подарок, или чтобы заработать денег?

Наталья Бурная: Сама идея не новая, еще мой дедушка, когда я была маленькой, прикручивал разные штуки на дверь от старой тумбочки, и этим было прикольно и интересно играть.

Примерно полтора года назад я увидела на каком-то американском сайте бизиборд, который папа сделал своему ребенку. Было еще много похожих вариантов, но все это был хендмейд, для себя. Сделать полноценный продукт: стильный, красивый, безопасный, красиво упакованный почему-то никто не додумался.

А я в это время уже почти год как искала свое новое предназначение. И вот 30 января 2015 года – я хорошо помню этот день, потому что даже сохранила магазинный чек, проснулась утром и ведомая внутренним порывом пошла в магазин стройматериалов. Шла по рядам и складывала в корзину все, что понравилось – замочек, симпатичную краску. Пришла домой, сделала бизиборд. Посмотрела на него, и тут, знаете, такой звоночек возле головы, как в мультиках, «дзинь!».

К: И Вы удачно продали свое первое изобретение?

Наталья Бурная: Тут звонит мама, говорит, что у Вероники – это дочь моего брата, ей тогда полтора года было - целый день истерика. Дескать, ты что-то весь день мастерила, давай неси это к нам, потому что ребенка надо как-то отвлечь. Я беру свое творение, иду к малой, ставлю - и все… Ребенка не слышно. Ее мама поначалу даже не поверила.

И в этот момент у меня второй раз «дзинь!». Я понимаю, что это оно.

К: Как быстро Вы поняли, что это можно превратить в свой бизнес? 

Наталья Бурная: Месяц я провела в раздумьях и раскачке. Опыта ведения бизнеса у меня не было, и еще хотелось понять, действительно ли то, что я делаю, нужно мамам. На первой же ярмарке за четыре часа продали все, что привезли, и еще нам звонили и бронировали. И это был третий «дзинь» (смеется).

Наталья Бурная: Если просто нет настроения - для нас это уважительная причина, чтобы не работать, потому что мы делаем детские игрушки, а все, что делается для детей, должно иметь светлую энергетику.

ТРЕТИЙ РАЗ С ЧИСТОГО ЛИСТА

К: Чем Вы занимались до того, как стали делать игрушки?

Наталья Бурная: К 27 годам я уже построила две карьеры. С детства у меня была мечта открыть гостиницу с рестораном, поэтому высшее образование я получала в гостинично-ресторанном бизнесе и с третьего курса работала по специальности. Сколотила карьеру там, но когда мне уже предложили должность руководителя заведения, позвонил знакомый и позвал в свой проект редактором. Я тогда вела блог, и ему нравилось, как я пишу.

Представьте выбор: большой начальницей с хорошей зарплатой или редактором нового издания за три тысячи. И я понимаю, что я таки иду на редактора. Родители в шоке, и только потому,  что все знают, что шило в попе - это мой внутренний стержень, паники удалось избежать (смеется). И снова за 2,5 года  я доработалась до главного редактора и поняла, что уперлась в потолок. В феврале я уволилась и стала придумывать, чем бы таким еще я могла заняться.

К: Какие были первоначальные инвестиции в бизнес?

Наталья Бурная: Около 3 тысяч гривен ушло на первые образцы, материалы для стенда, который смастерил мой папуля, оплату участия в ярмарке. Тогда я не задавалась целью найти большого инвестора, потому что не хотела презентовать сырой продукт. Самым большим вложением были 500 евро, которые я заняла у друга на патентование.

К: А что означает этот патент?

Наталья Бурная: У меня патент на полезную модель. Это означает, что «любой или несколько элементов из определенного перечня элементов, которые закреплены на основе и предназначены для игры и развития детей» являются моей интеллектуальной собственностью в Украине. У меня нет цели запретить всем подряд делать бизиборды, но если кто-то решит сделать точно такой же бизнес, я могу обратиться в суд.

Но я надеюсь, что этого не потребуется. Это в любом случае негатив, а когда ты работаешь с детскими игрушками, энергетику лучше не портить.

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА

К: Расскажите, как Вы втянули в это дело семью? Кто первый подключился?

Наталья Бурная: Еще на этапе сборов на первую ярмарку, когда за неделю нужно было сделать стенд, ЛокБорды, напечатать визитки, постеры и брошюры, я поняла, что нужна команда. А команда - это кто? Семья! Она у меня огромная, я седьмой ребенок. И вот потихонечку, по мере необходимости, подключился каждый. Изначально мама с папой: перед ярмаркой мы с мамой придумали еще один вид борда - с молниями и пуговками. Папа у меня строитель и вообще на все руки мастер, он подсказывал, как практически реализовать мои идеи. Брат взвалил на себя бремя бухучета и юридических вопросов, сестра с ее мужем подстраховывают в административной работе, когда я уезжаю.

Наладить работу семейного бизнеса просто, если у вас отличные отношения в семье. Для меня это стало выходом, так как мне очень важно, чтобы работа была сделана добросовестно, а ресурсов, чтобы нанять и научить людей, не было. А моя семья – они ведь такие же, как я, и сделают все так же, как я.

К: Некоторые считают, что вести дела с родственниками – гиблое дело, потому что родными людьми очень сложно руководить.

Наталья Бурная: Это, опять же, зависит от отношений. Я, младшая дочь, заставила свою маму перешить пуговичный модуль. Ну как заставила… она сшила под индивидуальный размер, я сказала, что мерки неправильные, она сказала «ок» и переделала. То есть мы четко понимаем, что если мы делаем друг другу замечания, то это не потому, что мы хотим самоутвердиться, а потому что мы хотим хороший результат.

В этом плюс семейного бизнеса, в нем нет борьбы за лидерство. Перед кем выделываться, перед мамой? Но если в семье нездоровые отношения, то любое замечание будешь воспринимать в штыки.

К:  Сколько сегодня человек задействованы в бизнесе?

Наталья Бурная: Шестеро плюс я. Объемы стали наращивать весной, тогда перебрались в летнюю мастерскую за городом, а на зиму я арендовала помещение в Киеве. В основном успеваем сами. Иногда бывает, что одновременно много заказов, тогда я подключаю молодых ребят за хорошую оплату. Им очень нравится.

К:  Родственникам Вы тоже выдаете зарплату, или просто заработанные деньги - в общий котел? 

Наталья Бурная: Первое время никто ничего не получал, все вкладывалось в развитие. Но так как у каждого есть свой основной источник дохода, это не стало проблемой. Сейчас все также вкладывается в развитие, но теперь мы позволяем себе потратить часть дохода на необходимые вещи. Например, провели сигнализацию в мастерскую, семейные праздники устраиваем – вкладываем, так сказать, в хорошее настроение.

КОГДА СЕРВИС ВАЖНЕЕ ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ

К: Сколько времени уходит на выполнение заказа?

Наталья Бурная: На индивидуальные сборки заявляем от семи до десяти дней. Можно сделать за два-три, но могут подвести поставщики или может не быть рабочего настроя – это то, о чем я в начале рассказывала. Я считаю, что это нормально, если тебе иногда хочется не работать, а спрятаться под одеяло на целый день.

К: Вы работаете с отечественным производителем?

Наталья Бурная: В основном да: дерево, шпингалеты, дверные и мебельные ручки - украинские. Но некоторые элементы украинского производства по качеству, как китайские, но дороже. Потому главное, что в итоге получается украинский продукт, который покупают и в Украине, и за границей.

К: Бывало такое, что клиент недоволен?

Наталья Бурная: Два раза функциональные элементы отваливались в процессе транспортировки. Например, мы отправили борд во Львов, и в дороге отвалились ручка смесителя и дверная ручка. Заказчица прислала фото. И когда она увидела меня у себя на пороге с шуруповертом в руках, она была и в шоке, и в восторге. Да, я потратила время и деньги, но эта мама оказалась активной участницей городского форума, рассказала другим мамам, и из Львова посыпались заказы.

Мне очень важно делать достойный сервис. В Украине, в отличие от стран ЕС, где продукт может быть конкурентоспособным, только если все сделано идеально, достаточно просто сделать хорошо. Клиент получает сервис таким, каким он в принципе должен быть, и от этого он уже в восторге. Такая особенность украинского сервиса.

ПОИГРАВ С БОРДОМ, РЕБЕНОК ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС К РОЗЕТКАМ

К: Расскажите подробнее о моделях ЛокБордов, которые вы сегодня предлагаете?

Наталья Бурная: Сейчас мы в основном делаем эксклюзивные сборки: у нас есть список элементов, которые можно добавить на основу, и клиенты выбирают из этого списка.

Есть классическая линейка из трех видов бордов: маленький трэвел-борд, XL с 16 функциональными элементами и L – в нем 13 функциональных элементов, среди которых нет розетки. Мамы боятся, что ребенок увидит на ЛокБорде, что розетка безопасная, и полезет в нее на стене. Но в первую очередь ЛокБорд - это развивающий модуль, и важно, чтобы родитель показал ребенку, как пользоваться элементами, что в розетку вставляется только вилка. Наши покупатели говорят, что ребенок или полностью теряет интерес к розеткам, или по всему дому ищет вилку, чтобы вставить ее в розетку. Но не пальцы или проволоку.

К: То есть нет риска, что натренировавшись на ЛокБорде, маленький разбойник дома начнет все открывать, включать и выкручивать?

Наталья Бурная: Собственно потому ЛокБорд так нравится родителям. Как только малыш начинает перемещаться по дому, он открывает шкафы, нажимает на кнопочки, переключатели, все дергает. Но когда появляется ЛокБорд, где для маленького человека собрано то, что его интересует, он оставляет квартиру в покое.

К:  Сколько стоят эти игрушки?

Наталья Бурная: Самый маленький 30х30 сантиметров - 500 гривен. Самый дорогой в классической линейке XL - 900 гривен, его размер 50х40. Из эксклюзивных сборок самый дорогой – 1000х600 см, 42 функциональных элемента, он стоит 3,5 тысячи гривен.

К:  Недешево…

Наталья Бурная: Игрушки высокого качества в магазинах столько и стоят. Мы иногда получаем комментарии, что такое же можно сделать и за 200 гривен, но на самом деле 200 гривен – это основа, один выключатель, дверка с крючком и пара шпингалетов.

В основном наши покупатели имеют средний уровень доходов и выше среднего. Есть известные люди. Например, вратарь «Шахтера» Андрей Пятов подарил своей дочке самый большой ЛокБорд. Часто у нас встречаются такие адреса доставки, как Крещатик, Грушевского, Драгомирова, Прорезная.

К: Сколько бордов уже продали?

Наталья Бурная: Не меньше сотни, но, может, и больше - первое время я очень плохо вела учет (смеется).

К: Можно ли уже говорить о том, что это прибыльный бизнес?

Наталья Бурная: Он прибыльный и стал таким уже после первых продаж. Другое дело, что вся прибыль пока вкладывается в активы. Сейчас мы разрабатываем упаковку, модернизировали логотип, запускаем маркетинговую кампанию и интернет-магазин, расширяем производство.

Автор: Олеся Соловьева

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228