Контракти.ua

2778  —  09.12.15
«Двухскоростной» рынок интернет-торговли Китая: особенности развития
«Двухскоростной» рынок интернет-торговли Китая: особенности развития

Рынок электронной коммерции активно развивается, несмотря на кризисы и другие негативные явления. В мире средние темпы роста составляют около 18-20% в год, в Украине - до 17-18%. Из-за глубокого экономического кризиса рынок не вырос в долларовом эквиваленте, но для местных компаний это шанс нагнать упущенное. Самое интересное, что мы все еще находимся в стадии зарождения рынка. По многим прогнозам, доля электронной коммерции в общем ритейле достигнет 20% в ближайшие несколько лет.

Китайцы давно подсели на покупки в интернете. В самом начале бума сетевой торговли под обаяние онлайн-шоппинга подпали горожане, но постепенно мода докатилась и до самых дальних горных деревень. Если в 2010 году количество онлайн-покупателей в Китае составляло 120 млн, то сегодня это уже более 520 млн. Стремительными темпами растет объем рынка электронной торговли, который вырос с 1028 трлн юаней в 2013 году до 16,39 трлн в 2014, и по оценке, экспертов достигнет 50 трлн юаней в 2020 году.

 

Вячеслав Лысенко

экономический эксперт, собственник ООО «Укр-Китай Коммуникейшин»

 

Экономисты называют китайский рынок интернет-торговли «двухскоростным». На первой скорости идут местные богачи и так называемый средний класс. Примерно 40% обеспеченных жителей Поднебесной тратят серьезные суммы в сети минимум раз в неделю. На второй скорости менее состоятельные китайцы. Всего 20% из них пока могут позволить себе такой шопинг. Впрочем, прогнозы радуют и экспертов, и торговцев. При общей стагнации экономики КНР финансовое положение простых китайцев понемногу улучшается. Конкуренция в сфере интернет-торговли колоссальная, а будет еще сильнее.

Сегодня в Китае находится 5 тыс. интернет-магазинов, которые продают товары за рубеж. Более того, на индустрию трансграничной торговли работает более 200 тыс. предприятий. Продажа товаров за границу по интернет-каналам представляет собой реальные возможности для роста страны. Китайское правительство поддерживает электронную торговлю. В 2014 году, после того, как власти ослабили регулирование отрасли, онлайн-продажи за рубеж достигли $0,59 трлн. Чаще всего в китайских интернет-магазинах покупают пользователи из Соединенных Штатов, Австралии (которая лидирует по среднему объему одной транзакции), а также Франции и Великобритании.

Рынок электронной торговли в Китае состоит из трех базовых сегментов: потребительского сектора (форматы В2С и С2С), корпоративного сектора (В2В) и сектора государственных (муниципальных) закупок (B2G).

Согласно данным CNNIC, в 2014 году на долю компаний, занимающихся розничной электронной коммерцией в форматах B2C и C2C, приходились 18,5% от общего числа участников рынка электронной торговли. В настоящее время более 34 тыс. компаний в Китае заняты в В2С и С2С онлайн-торговле. Объем розничной интернет-торговли в стране в 2014 г. составил 2,8 трлн юаней (около 451,6 млрд долл.). Такие показатели обусловлены в первую очередь значительным ростом количества пользователей интернета в Китае. В ежегодном обзоре развития китайской Сети, подготовленным CNNIC, сообщается, что в 2014 г. в китайской зоне интернета зарегистрировано самое большое число пользователей в мире – 649 млн человек, при этом в течение 2014 года количество пользователей увеличилось на 31,17 млн чел. Количество мобильных интернет-пользователей составило 557 млн человек или 85,8% от общего числа пользователей интернета в стране. В Китае потребители используют интернет как канал розничной торговли гораздо активнее, чем в других странах мира, несмотря на то, что среди них сравнительно мало онлайновых покупателей с большим стажем. Так, только 30% респондентов в Китае делают покупки в интернет-магазинах в течение более пяти лет, тогда как в глобальном масштабе этот показатель составил 44%. Однако китайские потребители пользуются интернет-магазинами гораздо чаще: 36% китайских респондентов совершают покупки несколько раз в неделю, аналогичный усредненный показатель по миру составляет лишь 12%. Лидером интернет-торговли в сегменте B2C в 2014 г. стал магазин «Тяньмао» или «Тимол», являющийся частью корпорации «Alibaba Group», с долей рынка 57,4%. На втором и третьем местах расположились «Цзиндун» (21,1%) и «Сунин» (3,6%).

Интернет-платформа «Таобао» является лидером китайской С2С торговли, поскольку сочетает в себе функции рынка для мелких торговцев и особенности аукционного сайта. Интернет-платформа «Таобао» входит в состав корпорации «Alibaba Group», представляет крупнейшую сеть интернет-магазинов, через которую реализуется более 355 млн всевозможных товаров. На долю «Taoбao» приходится 80% сделок от всего объема продаж на китайском рынке розничных интернет-магазинов. «Таобао» – крупнейшая интернет-площадка в Азии, предоставляющая возможность пользователям размещать предложения о продаже тех или иных товаров. «Taoбao» входит в двадцатку самых посещаемых сайтов в мире – до 50 млн посетителей в день. На сегодняшний день «Taoбao» - это 30 тыс. шопинг-сайтов, где каждую минуту в среднем продается 53 вещи. Цены на сайте очень низкие, особенно по сравнению с Европой и Англией.

На рынке электронной торговли Китая наряду с сегментами B2C и C2C с конца 1999 года действует также модель “business-to-business” (B2B). Доля данного сегмента в общем объеме электронных торговых операций неуклонно сокращается. Так, если на долю этого сегмента в 2007 г. приходилось 99,05% общего рынка электронной торговли, то в 2014 г. уже 76,9%. В структуре этой модели на долю мелких и средних предприятий приходится свыше 52,8%. Высокий процент мелких и средних предприятий обусловлен тем, что электронная торговля позволяет снизить себестоимость продукции за счет сокращения торговых производственных издержек, расширить рынок реализации продукции. Согласно данным CNNIC, в 2014 г. на долю промышленных предприятии, представленных в сегменте B2B, приходилось 38,4%, на предприятия сферы коммуникации, компьютерных услуг и программирования - 36,5%, на предприятия сферы оптовой и розничной торговли - 34,9%.

Розничная электронная торговля в Китае развивается за счет пользователей сети Интернет в возрасте от 18 до 28 лет, которые позитивно настроены на совершение покупок в режиме онлайн, в том числе с использованием кредитных банковских карт.

Вопросы государственного регулирования электронной торговли входят в компетенцию Министерства промышленности и информатизации КНР, а также Министерства коммерции. В составе последнего действует специализированный Департамент электронной коммерции и информатизации, в функции которого входит разработка планов развития электронной коммерции, способствование информатизации предприятий, реализация мер поддержки развития внутренних и внешних рынков электронной коммерции, разработка системы анализа и управления электронной коммерции. Базовым нормативных документом, регламентирующим деятельность в сфере онлайн-торговли, являются «Временные меры регулирования сетевой торговли товарами и соответствующими услугами», утвержденные 31 мая 2010 г. Главным управлением промышленно-торговой администрации КНР и вступившие в силу с 1 июля 2010 г. Основным программным документом, предусматривающим развитие электронной торговли в Китае на среднесрочную перспективу является одобренная Министерством промышленности и информатизации КНР в марте 2011 г. «Программа развития интернет-бизнеса в период "12-й пятилетки" /2011-2015 гг./». Согласно Программе, Китай к 2015 г. должен удвоить объем сделок в рамках электронной торговли и вывести его на отметку более 18 трлн юаней (около 2,9 трлн долл.), в том числе объем сделок между предприятиями должен превысить отметку в 15 трлн юаней (около 2,4 трлн долл.). Доля интернет-бизнеса в покупках и продажах, совершенных китайскими предприятиями, должна увеличиться до 50 и 20% соответственно. Свыше 60% средних и малых предприятий страны должны стать постоянными участниками интернет-бизнеса. Объем розничной торговли через всемирную паутину должен достичь 3 трлн юаней (0,5 трлн долл.) или 9% от общего объема розничной торговли по всей стране. Как отмечается в программе, в период "12-й пятилетки" электронная торговля получит более широкое распространение в Китае и сделает более весомый 5 вклад в социально-экономическое развитие страны, ожидается заметное повышение доли интернет-бизнеса в индустрии услуг, будет в основном осуществлено совершенствование системы электронной торговли, в предварительном порядке будут созданы безопасные, надежные и нормальные условия для развития интернет-бизнеса.

Ежегодно в электронной коммерции что-то изменяется как в плане технологий, так и относительно других аспектов ведения бизнеса. В условиях растущего рынка и все более ужесточающейся конкуренции необходимо постоянно быть в курсе тенденций отрасли, чтобы увеличивать продажи и обеспечивать лучшие результаты работы. Если присмотреться и детально изучить рынок Китая, то можно смело прогнозировать поведение отечественного рынка в ближайшей перспективе. Мобильный шопинг становится мейнстримом в Китае, хотя и рассматривать приложения в качестве замены сайта интернет-магазина не стоит. Это, скорее, эффективный дополнительный инструмент для работы с одним из сегментов аудитории. Смартфоны и планшеты плавно превратились в основные устройства для навигации по интернету для существенного сегмента пользователей. Соответственно, быстрыми темпами растет и доля покупок, сделанных при помощи таких устройств. Поэтому владельцу бизнеса необходимо комплексно подходить к данному вопросу – начиная с адаптации сайта под мобильные и продолжая работу в таких направлениях, как мобильная реклама и разработка приложения под интернет-магазин.

Автор: Вячеслав Лысенко,экономический эксперт, собственник компании «Укр-Китай Коммуникейшин»

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228