Рынок электронной коммерции активно развивается, несмотря на кризисы и другие негативные явления. В мире средние темпы роста составляют около 18-20% в год, в Украине - до 17-18%. Из-за глубокого экономического кризиса рынок не вырос в долларовом эквиваленте, но для местных компаний это шанс нагнать упущенное. Самое интересное, что мы все еще находимся в стадии зарождения рынка. По многим прогнозам, доля электронной коммерции в общем ритейле достигнет 20% в ближайшие несколько лет.
Китайцы давно подсели на покупки в интернете. В самом начале бума сетевой торговли под обаяние онлайн-шоппинга подпали горожане, но постепенно мода докатилась и до самых дальних горных деревень. Если в 2010 году количество онлайн-покупателей в Китае составляло 120 млн, то сегодня это уже более 520 млн. Стремительными темпами растет объем рынка электронной торговли, который вырос с 1028 трлн юаней в 2013 году до 16,39 трлн в 2014, и по оценке, экспертов достигнет 50 трлн юаней в 2020 году.
Вячеслав Лысенко
экономический эксперт, собственник ООО «Укр-Китай Коммуникейшин»
Экономисты называют китайский рынок интернет-торговли «двухскоростным». На первой скорости идут местные богачи и так называемый средний класс. Примерно 40% обеспеченных жителей Поднебесной тратят серьезные суммы в сети минимум раз в неделю. На второй скорости менее состоятельные китайцы. Всего 20% из них пока могут позволить себе такой шопинг. Впрочем, прогнозы радуют и экспертов, и торговцев. При общей стагнации экономики КНР финансовое положение простых китайцев понемногу улучшается. Конкуренция в сфере интернет-торговли колоссальная, а будет еще сильнее.
Сегодня в Китае находится 5 тыс. интернет-магазинов, которые продают товары за рубеж. Более того, на индустрию трансграничной торговли работает более 200 тыс. предприятий. Продажа товаров за границу по интернет-каналам представляет собой реальные возможности для роста страны. Китайское правительство поддерживает электронную торговлю. В 2014 году, после того, как власти ослабили регулирование отрасли, онлайн-продажи за рубеж достигли $0,59 трлн. Чаще всего в китайских интернет-магазинах покупают пользователи из Соединенных Штатов, Австралии (которая лидирует по среднему объему одной транзакции), а также Франции и Великобритании.
Рынок электронной торговли в Китае состоит из трех базовых сегментов: потребительского сектора (форматы В2С и С2С), корпоративного сектора (В2В) и сектора государственных (муниципальных) закупок (B2G).
Согласно данным CNNIC, в 2014 году на долю компаний, занимающихся розничной электронной коммерцией в форматах B2C и C2C, приходились 18,5% от общего числа участников рынка электронной торговли. В настоящее время более 34 тыс. компаний в Китае заняты в В2С и С2С онлайн-торговле. Объем розничной интернет-торговли в стране в 2014 г. составил 2,8 трлн юаней (около 451,6 млрд долл.). Такие показатели обусловлены в первую очередь значительным ростом количества пользователей интернета в Китае. В ежегодном обзоре развития китайской Сети, подготовленным CNNIC, сообщается, что в 2014 г. в китайской зоне интернета зарегистрировано самое большое число пользователей в мире – 649 млн человек, при этом в течение 2014 года количество пользователей увеличилось на 31,17 млн чел. Количество мобильных интернет-пользователей составило 557 млн человек или 85,8% от общего числа пользователей интернета в стране. В Китае потребители используют интернет как канал розничной торговли гораздо активнее, чем в других странах мира, несмотря на то, что среди них сравнительно мало онлайновых покупателей с большим стажем. Так, только 30% респондентов в Китае делают покупки в интернет-магазинах в течение более пяти лет, тогда как в глобальном масштабе этот показатель составил 44%. Однако китайские потребители пользуются интернет-магазинами гораздо чаще: 36% китайских респондентов совершают покупки несколько раз в неделю, аналогичный усредненный показатель по миру составляет лишь 12%. Лидером интернет-торговли в сегменте B2C в 2014 г. стал магазин «Тяньмао» или «Тимол», являющийся частью корпорации «Alibaba Group», с долей рынка 57,4%. На втором и третьем местах расположились «Цзиндун» (21,1%) и «Сунин» (3,6%).
Интернет-платформа «Таобао» является лидером китайской С2С торговли, поскольку сочетает в себе функции рынка для мелких торговцев и особенности аукционного сайта. Интернет-платформа «Таобао» входит в состав корпорации «Alibaba Group», представляет крупнейшую сеть интернет-магазинов, через которую реализуется более 355 млн всевозможных товаров. На долю «Taoбao» приходится 80% сделок от всего объема продаж на китайском рынке розничных интернет-магазинов. «Таобао» – крупнейшая интернет-площадка в Азии, предоставляющая возможность пользователям размещать предложения о продаже тех или иных товаров. «Taoбao» входит в двадцатку самых посещаемых сайтов в мире – до 50 млн посетителей в день. На сегодняшний день «Taoбao» - это 30 тыс. шопинг-сайтов, где каждую минуту в среднем продается 53 вещи. Цены на сайте очень низкие, особенно по сравнению с Европой и Англией.
На рынке электронной торговли Китая наряду с сегментами B2C и C2C с конца 1999 года действует также модель “business-to-business” (B2B). Доля данного сегмента в общем объеме электронных торговых операций неуклонно сокращается. Так, если на долю этого сегмента в 2007 г. приходилось 99,05% общего рынка электронной торговли, то в 2014 г. уже 76,9%. В структуре этой модели на долю мелких и средних предприятий приходится свыше 52,8%. Высокий процент мелких и средних предприятий обусловлен тем, что электронная торговля позволяет снизить себестоимость продукции за счет сокращения торговых производственных издержек, расширить рынок реализации продукции. Согласно данным CNNIC, в 2014 г. на долю промышленных предприятии, представленных в сегменте B2B, приходилось 38,4%, на предприятия сферы коммуникации, компьютерных услуг и программирования - 36,5%, на предприятия сферы оптовой и розничной торговли - 34,9%.
Розничная электронная торговля в Китае развивается за счет пользователей сети Интернет в возрасте от 18 до 28 лет, которые позитивно настроены на совершение покупок в режиме онлайн, в том числе с использованием кредитных банковских карт.
Вопросы государственного регулирования электронной торговли входят в компетенцию Министерства промышленности и информатизации КНР, а также Министерства коммерции. В составе последнего действует специализированный Департамент электронной коммерции и информатизации, в функции которого входит разработка планов развития электронной коммерции, способствование информатизации предприятий, реализация мер поддержки развития внутренних и внешних рынков электронной коммерции, разработка системы анализа и управления электронной коммерции. Базовым нормативных документом, регламентирующим деятельность в сфере онлайн-торговли, являются «Временные меры регулирования сетевой торговли товарами и соответствующими услугами», утвержденные 31 мая 2010 г. Главным управлением промышленно-торговой администрации КНР и вступившие в силу с 1 июля 2010 г. Основным программным документом, предусматривающим развитие электронной торговли в Китае на среднесрочную перспективу является одобренная Министерством промышленности и информатизации КНР в марте 2011 г. «Программа развития интернет-бизнеса в период "12-й пятилетки" /2011-2015 гг./». Согласно Программе, Китай к 2015 г. должен удвоить объем сделок в рамках электронной торговли и вывести его на отметку более 18 трлн юаней (около 2,9 трлн долл.), в том числе объем сделок между предприятиями должен превысить отметку в 15 трлн юаней (около 2,4 трлн долл.). Доля интернет-бизнеса в покупках и продажах, совершенных китайскими предприятиями, должна увеличиться до 50 и 20% соответственно. Свыше 60% средних и малых предприятий страны должны стать постоянными участниками интернет-бизнеса. Объем розничной торговли через всемирную паутину должен достичь 3 трлн юаней (0,5 трлн долл.) или 9% от общего объема розничной торговли по всей стране. Как отмечается в программе, в период "12-й пятилетки" электронная торговля получит более широкое распространение в Китае и сделает более весомый 5 вклад в социально-экономическое развитие страны, ожидается заметное повышение доли интернет-бизнеса в индустрии услуг, будет в основном осуществлено совершенствование системы электронной торговли, в предварительном порядке будут созданы безопасные, надежные и нормальные условия для развития интернет-бизнеса.
Ежегодно в электронной коммерции что-то изменяется как в плане технологий, так и относительно других аспектов ведения бизнеса. В условиях растущего рынка и все более ужесточающейся конкуренции необходимо постоянно быть в курсе тенденций отрасли, чтобы увеличивать продажи и обеспечивать лучшие результаты работы. Если присмотреться и детально изучить рынок Китая, то можно смело прогнозировать поведение отечественного рынка в ближайшей перспективе. Мобильный шопинг становится мейнстримом в Китае, хотя и рассматривать приложения в качестве замены сайта интернет-магазина не стоит. Это, скорее, эффективный дополнительный инструмент для работы с одним из сегментов аудитории. Смартфоны и планшеты плавно превратились в основные устройства для навигации по интернету для существенного сегмента пользователей. Соответственно, быстрыми темпами растет и доля покупок, сделанных при помощи таких устройств. Поэтому владельцу бизнеса необходимо комплексно подходить к данному вопросу – начиная с адаптации сайта под мобильные и продолжая работу в таких направлениях, как мобильная реклама и разработка приложения под интернет-магазин.
Автор: Вячеслав Лысенко,экономический эксперт, собственник компании «Укр-Китай Коммуникейшин»