Еще недавно главной темой для общественных дискуссий были перемены в стране. Но борьба с коррупцией незаметно подменила суть происходящего, стала главным орудием в борьбе за власть, центром общественного интереса, возможностью сделать быструю политическую и общественную карьеру. И то, с каким вниманием и интересом общество относится к этой борьбе, даже не пытаясь понять, что на самом деле за ней стоит, убеждает, что быстрых перемен в нашей стране не будет. Осталось только понять – будут ли они вообще.
Не думаю, что должен доказывать, что являюсь непримиримым противником коррупции. Я пишу о ее вреде и опасности уже два десятилетия подряд, предупреждал о ее последствиях даже тогда, когда многие мои соотечественники были уверены, что именно так и нужно жить. Но именно поэтому я отчетливо понимаю даже не то, что в нашей стране все прогнило снизу доверху – это и так каждый знает, а то – что сама система управления и есть Коррупция. Понимаете – сама и есть!
Что это означает на практике? А вот что – что нет никакого управления без “схем”. Вообще никакого. И это знают и те, кто обвиняет – и те, кого обвиняют. Более того, обвиняющие и обвинители могут легко поменяться ролями – не потому, что у каждого “рыльце в пушку”, а потому, что по-другому, без “схем”, управлять этой системой просто невозможно, так она устроена. И борьба идет не с коррупцией, а просто за то, кто именно будет сидеть на финансовых потоках и “схемах”. Притом даже если предположить, что противоборствующие группировки пожрут друг друга, на их место придут следующие – с таким же запасом полномочий и возможностей.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Представьте, что пройдет совсем немного времени – и вы узнаете шокирующие факты о коррумпированности тех, кто пришел в политику с улицы, весь в белом и с антикоррупционными лозунгами. Или о том, сколько платили за места в структурах, создающихся для борьбы с коррупцией. Или о том, как противоборствующие стороны подкупали общественных активистов и журналистов. Такое возможно? Вы будете удивлены подобной информации? Или прекрасно понимаете, что нечто подобное уже происходит? И что тогда? Какие нибудь новые антикоррупционные герои – и старая нищета?
Я все же настаиваю, что говорить нужно о реформах. О реформах самой системы управления страной. О прозрачной приватизации государственной собственности. О принятии эффективного антимонопольного законодательства – это и есть деолигархизация. Об ограничении функций чиновников. О общей ответственности граждан – потому что, уж поверьте, налоги мелкого и среднего бизнеса нужны для экономического успеха не меньше, чем налоги большого бизнеса. Да, и еще нужна самая главная в нашей стране реформа – реформа честности. Нужно научиться говорить правду если не друг другу, то хотя бы себе самому.
Я призываю понять, что без этих и многих других экономических и нравственных изменений коррупцию не победить. Более того, победа над ней без этих изменений – и при сохранении старых правил управления – означает быструю и страшную смерть государства. И я не шучу. Мы можем сколь угодно долго обманывать иностранцев, но зачем обманывать самих себя: если бы наш бизнес – и соответственно граждане – платили бы все причитающиеся налоги в годы правления Януковича, все эти деньги были бы разворованы, вывезены, все бы погибло - и нас бы уже не было. Жизнь в тени – это естественный ответ общества на продажность власти и олигархичность экономики, на отсутствие честного шанса и социальных лифтов. И уйти от такой жизни мы можем только все вместе – или никто не уйдет.
Что будет, если таких перемен не произойдет? А вот что – борьба с коррупцией будет продолжаться десятилетиями, будут меняться правительства и президенты, будут подписываться новые соглашения с ЕС, будут приниматься новые законы со старыми оговорками, а власть и ресурсы будут все также находиться в руках узкой группы проходимцев, состав которых, впрочем, тоже может незначительно меняться – но костяк будет оставаться неизменным, как остается уже два десятилетия. Кстати, именно они и будут оставаться главными спонсорами борьбы с коррупцией – чтобы вы не сомневались. Только и тогда, как и сейчас, это будет избирательная борьба, не нарушающая “схемы”, а лишь передающая их победителю.
А что же обычные украинцы? А ничего. Они будут жить “в тени” и бедности. Получат новые возможности для полулегальной работы за границей, будут уезжать учиться, чтобы никогда больше сюда не возвращаться и переживать за Родину где-нибудь в Польше или Италии – так уже сейчас многие делают. Такая жизнь может продолжаться десятилетиями – если она в ряде стран Латинской Америки продолжается в таком виде столетиями, то чем мы хуже?
А, может быть, лучше? Может быть, мы поймем, что именно реформы, именно появление ответственного среднего класса, заинтересованного в процветании государства и готового участвовать в его строительстве не словами, а деньгами, помогут победить и коррупцию, и косность, и аморальный общественный “договор” – вы управляете с помощью “схем”, а мы не платим “вашему” государству. Почему нет? Ведь состоялось же в трудный момент волонтерское движение? Ведь получили же мы в результате Майдана слой небезучастных, бескорыстных, патриотичных граждан? Так, может быть и на этот раз нам удастся правильно определить приоритеты и пойти по дороге, которая спустя годы позволит Украине присоединиться к клубу цивилизованных развитых стран мира?
Шанс еще не упущен.