Украинским властям за последние несколько месяцев удивительным образом удается договариваться с кредиторами. Российская федерация, уверявшая мировую общественность в том, что так называемый «долг Януковича» в размере 3 млрд долларов реструктуризирован не будет, и уже в декабре его предъявят к погашению, внезапно сменила гнев на милость. Владимир Путин по итогам саммита G20 заявил, что Россия все же намерена дать Украине отсрочку, и позволить разбить выплаты на три миллиардных суммы, которые будут выплачены в 2016-2018 годах.
Это вторая победа нашего правительства после того, как в августе представители Министерства финансов подписали с пулом частных инвесторов соглашение, согласно которому нашей стране согласились простить 20% долга общим номиналом почти в 18 млрд долларов, а также пролонгировать выплаты но нему на 4 года и снизить процентную ставку по всем выпускам суверенных и квази-суверенных облигаций.
Впрочем, «победа» все-таки слишком громкое слово в ситуации, когда Россия еще в сентябре грозила Украине длительной судебной волокитой, а Наталья Яресько и Арсений Яценюк, в свою очередь, пытались пугать восточного соседа мораторием на погашение тех самых трех миллиардов. Иными словами, всячески намекали на то, что мы платить не будем. Ни при каких условиях.
И хотя изначально было понятно, что дальше угроз все это вряд ли зайдет, и стороны в итоге придут к некому компромиссу, столь внезапной сговорчивости от российской стороны никто не ожидал.
Тем не менее, Россия в данном случае вряд ли проиграла. Скорее наоборот. Во-первых, вероятность того, что Украина откажется погашать упомянутые 3 млрд долларов, была достаточно высокой. И дело даже не в моратории, которым пугал Яценюк, а в том, что украинский бюджет попросту не потянул бы такую нагрузку. К тому же, не стоит забывать, что нас с РФ, невзирая на все перипетии, все еще продолжает связывать газовый узел. Поэтому Россия вряд ли осознанно стала бы перекрывать себе же поток «газовых» денег.
Наталья Ульянова
CEO в ICF legal service
Во-вторых, Путин явно рассчитывал, что на Украину будет давить МВФ, поскольку фонд всячески настаивал на том, чтобы мы добились благосклонности кредиторов в обмен на новые транши. И логично, что фонд явно не будет рад тому, если Кабмин заартачится и допустит дефолт по еврооблигациям, выкупленным Россией. Однако руководство МВФ неожиданно заняло нейтральную, а скорее даже пассивную позицию, сообщив, что готово кредитовать Украину и в том случае, если российский долг придется списать со счетов. К тому же, в МВФ выразили сомнение, что этот долг в принципе можно считать государственным. Соответственно, его непогашение на кредитную программу не повлияет, поскольку фонду запрещено финансировать страны, которые имеют непогашенную задолженность лишь перед официальными кредиторами. В итоге Путин утратил достаточно мощный рычаг влияния, которым мог бы стать МВФ.
Вместе с тем, украинским политикам тоже было не особо выгодно «дожимать» свою точку зрения в споре с Россией. Ведь при ближайшем рассмотрении, условия, под которые мы получили эти деньги два года назад, практически тепличные как для страны, находящейся в преддефолтном состоянии: 5% годовых против 7,75% по остальным долгам (и это уже с учетом условий реструктуризации!).
Кроме того, если бы при самом неблагоприятном сценарии развития конфликта противостояние с РФ вышло на новый уровень (например, как грозилась Россия, взыскать деньги в судебном порядке), это могло бы сорвать договоренности с другими инвесторами и закончиться для нас греческим сценарием. Речь о прецеденте, когда летом нынешнего года большая «тройка» кредиторов в лице МВФ, Европейского центробанка и Еврокомиссии потребовали от Греции вернуть 320 млрд евро. Фактически, это прямое требование от страны признать себя банкротом, так как этих денег у Греции нет.
И хотя официальные заявления Наталья Яресько и ее окружения в ответ на предложение со стороны российского президента еще не прозвучали, нашему правительству, видимо, придется согласиться. Украина не в том финансовом положении, чтобы продолжать выставлять условия и эта «рассрочка» для нас далеко не худший вариант.
Другой вопрос, что Путин, объявляя о своем решении, якобы вскользь упомянул о том, что вопрос украинско-российских облигаций обсуждался как с Кристин Лагард, так и с Бараком Обамой, а также министром финансов США. К тому же, Россия попросила подкрепить платежеспособность Украины гарантиями со стороны США и ЕС. А это означает, что РФ ищет дополнительные инструменты влияния не только на нашу страну, но и на международных партнеров.
А это не лучший сигнал, поскольку подковерная попытка России заручиться поддержкой крупнейших на сегодня кредиторов Украины способна привести к тому, что условия финансовой поддержки для нас уже в ближайшем будущем могут измениться. И, увы, не в лучшую сторону.
Автор: Наталья Ульянова, CEO в ICF legal service