Смерть бывшего российского министра печати Михаила Лесина прошла почти незамеченной для отечественных СМИ. Между тем, к фигуре Лесина стоило бы присмотреться хотя бы для того, чтобы понять, как возникла воинствующая и подлая российская антижурналистика, ставшая частью военного нападения режима Владимира Путина на нашу страну.
Ведь еще лет 15 назад российская журналистика была совсем другой. В эти годы все мы сравнивали российскую журналистику с украинской и удрученно констатировали – “там”, несмотря на олигархическое засилье, могут написать правду о происходящем в стране, там происходит реальная политическая борьба о которой пишут газеты и рассказывают телеканалы. Причем все это происходит профессионально, в рамках уважения к стандартам. Может ли кто-то сегодня в здравом уме сказать, что российская журналистика является образцом хотя бы чего-то, кроме подлости и пренебрежения стандартами? Да, конечно, осталось несколько сопротивляющихся, чуть меньше пытающихся сопротивляться, еще меньше делающих вид, что сопротивляются – ресурсов. Осталось несколько человек, которые не предали идеалы профессии и уважают собственного читателя или зрителя. Но в целом – мрак!
Так вот, конструктором этого мрака был Михаил Лесин. Теперь, когда его уже нет, нужно понять, как он это конструировал.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Первый переход “красной линии” – когда уже не просто клановая борьба и полемика ведущих аналитических программ – это демонстрация постельного видео с “человеком, похожим на Юрия Скуратова”, тогдашнего генерального прокурора страны. Видео появилось в эфире государственного - !- телевизионного канала и, в конечном счете, привело к отставке генерального прокурора, который в сотрудничестве с генеральным прокурором Швейцарии Карлой дель Понте подобрался к коррупционным операциям семьи президента России Бориса Ельцина. Спецоперацией по спасению благородного семейства – оно до сих пор сохраняет рычаги влияния на власть в России – руководил, по мнению Скуратова, тогдашний глава ФСБ Владимир Путин. Оформлением демонстрации пленки занимался зампред ВГТРК Михаил Лесин. Спустя всего несколько месяцев человек, которому никто в порядочном обществе не должен был бы подавать руки, был назначен министром печати России. Но что это по сравнению с успехом главы операции, которого семья Ельцина назначила вначале премьер-министром, а затем и президентом Российской Федерации? А постельный компромат, грязь, удары ниже пояса и прочая мерзость окончательно утвердятся в арсенале российских СМИ в качестве главного средства политической борьбы. И будут позаимствованы в Украине.
С новым президентом нового министра ожидали новые задачи. Главная из них – зачистка медиа-рынка от тех, кто вовремя не понял – семья и ее назначенец безальтернативны. Первой жертвой зачистки Лесина стал холдинг “Медиа-Мост”, принадлежавший Владимиру Гусинскому – на тот момент стороннику группировки Юрия Лужкова и Евгения Примакова. Отъем телеканала НТВ проводился под предлогом задолженности перед “Газпромом” – хотя у других российских телеканалов тоже с долгами было не все так просто. Гусинского арестовали. Лесин явился к нему в камеру – вдумайтесь – министр печати в камеру к узнику – и фактически заставил бизнесмена подписать необходимые власти документы об отказе от бизнеса, обменять акции холдинга на свободу. В результате работавшая с Гусинским команда журналистов окончательно покинула телеканал, а НТВ превратился в рычаг манипуляций и лжи, коим до сих пор и является. Дискуссионные программы на канале были заменены манипулятивным политическим шоу футбольного комментатора Савика Шустера и явились прелюдией к компрометации любой политической борьбы и безвременной смерти российской политики. Когда эта политика умрет, Шустер перенесет российскую модель манипулирования в нашу страну – и уже в период правления Виктора Януковича добьется аналогичного успеха.
НТВ, конечно, было только началом. Постепенно команда Лесина поставила под путинский контроль все российское телевидение – включая региональные каналы. И тут стало ясно, что гной российской пропаганды сидит внутри родного фурункула. Лесину захотелось, чтобы зловоние почувствовали все. Так появляется телеканал Russia Today во главе с лживой и аморальной Маргаритой Симоньян. Подлинный смысл этого телеканала станет ясен только после нападения России на Грузию и Украину.
Уничтожив российскую журналистику и превратив ее в пропагандистский рупор кремлевской ОПГ, Лесин вел жизнь богатого человека на второстепенных должностях. Его миссия была выполнена, деньги – заработаны. Как и любой российский чиновник путинского разлива, он презирал Россию и старался обеспечить себе и своей семье безбедную жизнь в Соединенных Штатах. Умер от тоже в США, в Вашингтоне, в отеле в центре престижного квартала. В обстоятельствах такой смерти тоже нет ничего удивительного: российские коллеги Лесина прекрасно понимали, как много он знает и насколько опасен в своей новой западной жизни, под плотной опекой американских спецслужб, которые не могли не интересоваться бывшим российским министром и советником президента Путина.
Михаил Лесин умер в нужное время в правильном месте.