Запрет на российскую кино- и телепродукцию порядком подпортил нервы и бизнес-планы топ-менеджерам телеканалов, но для независимых продакшн-студий оказался вполне оптимистической новостью. Украинские продюсеры уверены, что смогут заместить импортный российский продукт. Откуда у них такая уверенность Контракты узнавали у основателей независимой кинокомпании FRESH PRODUCTION Юлии Чернявской и Олега Щербины.
К: Считаете ли вы, что запрет на трансляцию российской продукции последних лет будет способствовать возрождению украинской киноиндустрии?
Олег Щербина: Безусловно, запрет российского телесериального продукта приведет к позитивным изменениям на рынке украинского кинопроизводства. В довоенное время Украина импортировала телевизионного кино и сериалов на сумму порядка 2,8-3 млрд грн в год. Поэтому мы должны рассматривать развитие собственного производства как импортозамещение, снижение дефицита торгового баланса страны и создание новых рабочих мест. Создание полноценного рынка кинопроизводства, как для телевидения, так и для кинотеатральной дистрибуции, позволит трудоустроить до 5-6 тыс человек. Кроме того, различия в ментальности украинцев и россиян все больше проявляются с течением времени, прошедшего после распада СССР. Я уверен, что высокий зрительский интерес к продукту, ориентированному на внутренний рынок, в течение ближайших лет продемонстрирует преимущества подобной «локализации» и принесет дивиденды тем телеканалам, которые сумеют воспользоваться этой ситуацией.
К: Способны ли украинские продакшны максимально быстро наполнить библиотеки каналов? И будет ли этот продукт достойного качества?
Олег Щербина: За последние 10 лет в Украине была создана качественная индустрия производства теле- и киноконтента. Безусловно, потребуется некоторое время – порядка двух-трех лет – для полной адаптации взаимодействия телеканалов и местных производственных компаний, а также для того, чтобы подготовить кадры для индустрии, но, в целом, украинские продакшны готовы полностью обеспечивать внутренние потребности высококачественным продуктом.
Юлия Чернявская: Наиболее дефицитными для Украины по-прежнему остаются образы главных героев – мужчина и женщина среднего возраста, лет 35-ти.
К: На конференции Kiev Media Week неоднократно называлась цифра 20 тыс долларов – это та сумма, которую могут выделить украинские телеканалы на производство одной серии. И многие продюсеры заявляли, что за эту сумму можно снять достойный продукт только при большом везении, но стабильно получать качество и уровень, к которому привык избалованный украинский зритель невозможно. 20 тыс долларов – действительно недостаточная сумма?
Олег Щербина: 20 тыс дол за эпизод – сумма недостаточная для производства кинопродукта для телевидения. Но необходимо помнить, что в Украине сложилась экономически неэффективная бизнес-система медиахолдингов, которая привела к созданию дублирующих друг друга телеканалов. Неудивительно, что из-за необходимости содержать «лишние» телеканалы требуется финансовая дотация, в том числе и в создание собственного контента. Я думаю, что в ближайшие годы ситуация на рынке не изменится и стоимость производства будет формироваться под воздействием нескольких факторов – состояния рынка труда, конкуренции между каналами и размером финансовой дотации.
К: Можем ли мы повторить успех Эстонии или Норвегии, к примеру, где до 80% телеэфира заполнено отечественными сериалами и самые кассовые фильмы тоже местного производства. И что для этого надо сделать?
Олег Щербина: С опытом Эстонии не слишком хорошо знаком, но, исходя из собственного видения развития ситуации, думаю, что в течение нескольких лет Украина практически полностью перейдет на продукт собственного производства.
К: Есть ли в Украине киноактеры-звезды, которые могут обеспечить успех фильму?
Юлия Чернявская: В Украине есть достаточное количество актеров, которые в ближайшем будущем станут полноценными звездами. В предыдущие десять лет в Украине практически не снимали кинофильмы для проката, а в телесериалах украинские актеры играли вторые роли. И, естественно, не имели возможности проявить свои таланты. Но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.
К: Действительно ли, наличие звездных имен на афише определяет кассовый успех фильма?
Олег Щербина: Мы должны рассматривать развитие собственного производства как импортозамещение, снижение дефицита торгового баланса страны и создание новых рабочих мест.
Юлия Чернявская: Звездные имена – это только одна из составляющих успеха. Зритель хочет увидеть увлекательный кинофильм. Производство качественной киноленты требует объединенных усилий всей команды, и прежде всего – режиссера-постановщика.
К: Насколько я знаю, сейчас вы еще проводите кастинг в сериалы «Тройная защита» и «Военный госпиталь», которые будут идти на канале «Украина». Большой ли конкурс на место?
Юлия Чернявская: Мы просматриваем большое количество кандидатов и очень внимательно относимся к утверждению актеров. В этом отношении можно сказать, что – да, конкурс большой. Более того , для заявленных сериалов стремимся найти как можно больше новых лиц, а для уже известных на рынке актеров - больше новых образов и амплуа. Это непростая, но увлекательная работа, результаты которой, очень надеемся, порадуют зрителя.
К: А дефицит в актерах ощущаете? И на какие роли?
Юлия Чернявская: Наиболее дефицитными для Украины по-прежнему остаются образы главных героев – мужчина и женщина среднего возраста, лет 35-ти.
К: Вы перезапускаете фильм «Урсус. Каказский бурый медведь». Это достаточно бюджетный проект, который поддерживают сразу несколько стран. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
Юлия Чернявская: Кинофильм «Урсус» - это самая масштабная украинская ко-продукция. Производством картины занимаются кинокомпании сразу из четырех стран: «Geopoly Film» Болгария, «Studio О» Грузия, «Aktis Film Production» Германия и «Fresh Production» Украина, при поддержке национальных киноцентров. В Украине, например, фильм поддерживает и финансирует на партнерских условиях Держкино. Главные роли в фильме играет тройка блистательных актеров - французская актриса Жозефина де ла Бом («Rush», «Kiss of the Damned» и другие), грузин Ника Тавадзе и украинец Богдан Бенюк. Кроме того, в фильме задействованы актеры из разных стран: немец Кристиан Ульмен, француз Джордж Коррафас («Escape from LA», «Горец» (TV Series), «Christopher Columbus»), болгарская актриса Илка Зафирова, азербайджанец Заур Шафиев, украинец Мыкола Вересень и другие. Роль медведя Чолы выполняет дрессированный испанский медведь Тима, известный совместной работой с Андресом Иньестой в рекламных роликах Gol TV. Съемки проходили в Украине, Болгарии и Грузии. Теперь мы находимся на завершающем этапе производства картины. В феврале следующего года будет проведен завершающий этап съемок в Берлине и в Киеве. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с Медиа Группой Украина, которая присоединилась к проекту в качестве инвестора и медиа партнера. Также поддержку фильма предоставляет дипломатический корпус Украины и Грузии.
К: Проект масштабный, но пока скорее разовый. Как вы считаете, копродакшн – это мечты или реальность украинской киноиндустрии?
Олег Щербина: Копродакшн – это один из сегментов киноиндустрии. Он никогда не может заменить продукт, предназначенный для внутреннего производства. Это связанно с тем, что любое искусство, по сути своей, является отображением внешней реальности. Поэтому, копродукция не может заменить производство продукта для внутреннего потребления ни в Украине, ни в любой другой стране. Это всего лишь часть индустрии. Важная, но – часть.
К: Какие схемы копродакшна вы считаете реальными для нас? Пока, насколько я понимаю, западные партнеры за нами не гоняются?
Олег Щербина: Интерес к копродукции с Украиной на Западе существует. Но необходимо понимать, что европейские страны уже много лет сотрудничают вместе. Создано огромное количество инструментов – финансовых, маркетинговых и образовательных, которые объединяют европейских кинематографистов, регулируют их деятельность и помогают им в международном сотрудничестве. Украина только сейчас начинает интегрироваться в эту систему. Этот процесс требует времени и определенного финансового ресурса. Поэтому на этом этапе только некоторые украинские продакшн-компании могут позволить себе заниматься подготовкой копродукционнных проектов, так как это занимает не менее двух лет подготовки и требует дополнительного и подчас весьма существенного финансирования. Кроме того, копродакшн требует более высокого уровня логистики и коммуникаций. На мой взгляд, развитие международного копродакшна – это всего лишь вопрос времени.
К: Можно ли продавать снятые в Украине фильмы на другие рынки? Какой это должен быть продукт?
Олег Щербина: Это зависит от конкретного продукта. Нельзя дать какой-то универсальный рецепт для успешного экспортного кино- или телепродукта. Единственное, что несомненно – для успешной деятельности на внешних рынках Украина обязана работать над созданием положительного имиджа страны и ее привлекательности. Это относится не только к продвижению любого украинского продукта - и материального и нематериального, но и к привлечению инвестиций для создания этого продукта. К сожалению, государственную политику в этом направлении признать успешной вряд ли можно.
К: Кинопродакшн в Украине – это бизнес или хобби? Есть ли конкуренция в отрасли?
Олег Щербина: Производство кино в Украине – это точно не хобби. Это начальный этап развития бизнеса, со всеми вытекающими из этого особенностями – как рисками, так и выдающимися возможностями. Мой опыт сотрудничества с европейскими партнерами – в Италии, Германии, Польше, Болгарии, Греции, Грузии и других странах – дает мне основания верить, что в течение десяти лет в Украине возникнет мощная индустрия производства кино - как для кинотеатрального показа, так и для телевидения.
К: Могут ли быть успешными независимые от крупных телегрупп продакшны?
Олег Щербина: Я уверен, что успешными могут быть только независимые продакшны. На мой взгляд, почти невозможно организовать высокоэффективное долгосрочное кинопроизводство внутри канала. Другой вопрос, что полноценное функционирование отрасли возможно только в тесном сотрудничестве с телеканалами. Причем, речь идет не только о медиа поддержке, но и о глубокой коммуникации при анализе зрительских предпочтений и настроений, а также - консультациях при выработке стратегических решений.
Кинокомпания FRESH PRODUCTION
была создана в 2005 году. Основное направление деятельности – производство полнометражных кинофильмов, телевизионных художественных фильмов, сериалов и передач. Компания уже произвела 22 полнометражных телекартины, три сериала и 165-серийную теленовеллу.
К: На каких условиях строится сотрудничество кинопродюсеров и кинодистрибуторов? Действительно ли в Украине критически мало кинотеатров для того, чтобы сделать кассу бюджетному проекту?
Олег Щербина: Сейчас рано анализировать отношения дистрибьюторских и продакшн-компаний. Они находятся в очень ранней стадии развития. Можно отметить заинтересованность прокатчиков в украинском кино и готовность к сотрудничеству. В целом, для успешной реализации кинопроекта необходимо объединение усилий всех трех участников рынка – компании-производителя, телеканала и дистрибьютора. Все понимают, что такая синергия необходима, осталось только реализовать общие чаяния.
На фото: съемки украино-грузино-немецко-болгарского фильма "Урсус"