После заседания Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Украиной и Китайской Народной Республикой Китай предоставил доступ на свой рынок для 18 украинских компаний.
Сертификат для экспорта молока и молочных продуктов из Украины в КНР, по которому осуществлялся экспорт украинских продуктов на рынок Китая, был подписан ветеринарными службами Украины и КНР в 2012 году. В мае 2014 года было установлено, что каждая страна, которая намерена экспортировать молоко и молочную продукцию, должна пройти оценку эквивалентности государственной системы национального контроля и ветеринарной службы. Администрация по сертификации и аккредитации Китая после оценки ветеринарного надзора и государственной системы контроля безопасности при производстве молочной продукции в Украине признала ее эквивалентной китайской.
С 23 сентября доступ на китайский рынок получили пять предприятий агрохолдинга «Милкиленд»: «Менский сыр», Славутский маслодельный комбинат, Ахтырский сырокомбинат, Миргородский сыродельный комбинат и Роменский молочный комбинат.
Кроме того, доступ на рынок КНР теперь открыт для предприятия агропромгруппы «Укрпродукт» – Староконстантиновского молочного завода; крупного экспортера сгущенного молока «Техмолпром» (Полтавская область), двух предприятий группы «Молочный альянс» – Золотоношского маслодельного комбината и Баштанского сырзавода.
Вячеслав Лысенко
Собственник ООО «Укр-Китай Коммуникейшин»
Помимо этого, разрешение на поставки в Китай получили предприятия Ичнянский молочно-консервный комбинат группы компаний PRAVIO; завод кондитерской корпорации Roshen «Бершадьмолоко»; предприятия «Дубномолоко» (Ривненская область); «Клуб сыра» (Киевская область), Жашковский молокозавод (Черкасская область); «Элитмол» (Луцк); а также Тульчинский маслосырзавод компании «Терра Фуд», Хмельницкий завод «Молочный визит» и Литинский молокозавод из Винницкой области.
Продуктовая линейка, направленная на экспорт, представлена сухим молоком, сывороткой и маслом. Об объемах поставок пока судить сложно, поскольку компании выбрали постепенную и точечную стратегию. Сначала украинские предприятия нацелены закрепиться на рынке, познакомить китайского потребителя со своей продукцией, а через год наращивать объемы поставок и расширять свое присутствие.
Пробиться на растущий китайский рынок украинским молочникам будет не так просто, особенно в условиях жесткой конкуренции с производителями молочной продукции из других стран. Не исключено, что через год будет существовать конкуренция и между самими украинскими производителями.
На данный момент китайский рынок занят игроками из других стран с узнаваемыми брендами, а со странами АСЕАН действует нулевая таможенная пошлина. Эти факторы играют не на руку отечественным предприятиям. Кроме того, у наших производителей нет больших бюджетов на раскрутку своего бренда.
Не стоит также забывать и о специфике китайских контрактов. Китайцы не купят импортную продукцию по предоплате – только на реализацию в сеть. В результате украинские предприниматели не смогут за 90 дней вернуть валютную выручку. В общем, трудностей предостаточно.
Помимо этого, для китайцев вкус молока необычен и даже странен. Впервые молочные продукты появились в Поднебесной чуть более ста лет назад, и то – по прихоти иностранцев, а большая часть населения страны и сегодня не особенно знакома со вкусом «белой воды». Показатель годового потребления молока на душу населения в Китае составляет 30 кг, что существенно ниже мировых показателей, которые варьируются в диапазоне 80-200 кг. А жители США потребляют молока почти в 10 раз больше, чем китайцы – 260 кг в год.
Вместе с тем, согласно прогнозам аналитиков, к 2018 году потребление молока в КНР ощутимо возрастет и составит 37 кг на душу населения, а к 2024 году этот показатель достигнет 44 кг. Для того чтобы удовлетворить такой спрос, Китаю потребуется еще столько же молока, сколько его производят Австралия и Новая Зеландия.
На сегодняшний день в Китае содержатся 5 млн молочных коров, которые производят 35,7 млн тонн товарного молока в год. Количество крупных ферм в стране с поголовьем более 1000 голов – 706, а молочных компаний – 803. Однако внутреннее производство не может полностью покрыть спрос на рынке, хотя на сегодня самообеспеченность молоком в Китае – самая высокая в Азии и составляет 80%.
Есть и экономическая сторона вопроса. Крайне невыгодно производить натуральное молоко для 1,4 млрд населения, тем более, когда существует дешевая альтернатива – соевое молоко. Пакет соевого молока объемом 0,2 литра обойдется в 2 юаня (6,67 грн) – то есть 33,3 гривны за 1 литр.
Стоимость молочных продуктов иностранного производства значительно выше. Литр немецкого молока обойдется в 16 юаней (53,6 гривны), австралийского – 18 юаней (60,30 гривны), новозеландского – 20 юаней (67 гривен). На рынке Китая также присутствуют молочные продукты польского производства, которые менее популярны среди китайцев, поэтому их цена ниже. 8 юаней (26,30 гривны) – стоимость литра польского молока.
Динамика объемов импорта молочных продуктов в Китай (тыс. тонн)*
Продукция |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Сухое обезжиренное молоко (СОМ) |
89 |
130 |
168 |
215 |
243 |
Сухое цельное молоко (СЦМ) |
326 |
320 |
406 |
535 |
650 |
Сухая сыворотка |
289 |
265 |
344 |
378 |
434 |
Сливочное масло |
23 |
36 |
48 |
52 |
60 |
Сыр |
23 |
29 |
39 |
47 |
56 |
Цельномолочная продукция |
20 |
30 |
80 |
161 |
220 |
Детское молочное питание |
66 |
79 |
92 |
123 |
150 |
*По данным Национального бюро статистики Китая, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) и Минсельхоза США (USDA) Китай
Сможет ли украинское молоко удовлетворить молочную потребность китайского потребителя?
В Украине, согласно данным официальной статистики, за первое полугодие 2015 года произведено почти 5,2 млн тонн молока, что на 4,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Закрытие российского рынка и падение покупательной способности населения привели к сокращению поголовья коров и, соответственно, производства молока.
Сравнительный анализ объемов производства молока в Украине (тыс. тонн)*
за январь-июнь 2014 и 2015 годов
2014 |
2015 |
|
Январь |
615 |
590 |
Февраль |
636 |
606 |
Март |
878 |
808 |
Апрель |
991 |
925 |
Май |
1233 |
1128 |
Июнь |
1236 |
1138 |
*По данным Государственного комитета статистики Украины
Как отмечают аналитики, за последние годы существенного изменения объемов производства молока в Украине не наблюдалось. Нынешнее же снижение продолжается исключительно ввиду уменьшения производства молока в частных хозяйствах населения и составляет около 6%.
Однако если правительство реализует свои планы по переводу «молочников» на общую систему налогообложения, исключив молочные фермы из специального режима НДС, падение объемов производства в следующем году может только ускориться.
Пока же, итогам 2015 года, эксперты ожидают результата молочной отрасли на уровне 11 млн тонн произведенного молока. Объем экспорта молока в нынешнем году прогнозируется на уровне 300 000 тонн.
Насколько существенной в этом объеме станет доля рынка КНР, пока сказать сложно. В любом случае китайский рынок молочной продукции имеет большой потенциал. Согласно статистическим данным, пока только 300 млн из 1,4 млрд жителей Китая регулярно пьют молоко. Но даже этот, на первый взгляд «скромный» показатель дает на выходе рынок объемом в 1 млн тонн. А мода на здоровое питание и качественные продукты способствует увеличению импорта, тем самым оставляя огромные неохваченные просторы для экспансии украинских молочных компаний.
Теперь – слово за украинскими властями. От того, насколько здравым окажется их подход к регулированию сельскохозяйственного производства страны в целом и молочного сектора в частности, зависит результат освоения отечественными производителями китайского рынка.
Автор: Вячеслав Лысенко, собственник ООО «Укр-Китай Коммуникейшин»