В понедельник 114 депутатов Верховной Рады зарегистрировали в парламенте проект налоговой реформы, о необходимости которой украинские власти говорят еще с весны этого года. Это лишь один из вариантов изменений налогового законодательства. Не исключено, что в скором времени появится и второй – от Министерства финансов.
Многомесячные попытки найти компромисс между двумя прямо противоположными вариантами налоговой реформы пока не дали своего результата.
Лебедь, щука и рак
Старт второй по счету налоговой реформы нынешнего правительства был запущен весной этого года, когда Национальный совет реформ при президенте создал целевую группу "Налоговая реформа" во главе с министром финансов Натальей Яресько. В группу вошли депутаты, представители общественности и бизнес ассоциаций, эксперты МВФ и советники министра финансов Иван Миклош (экс-министр финансов Словакии) и Роберт Конрад.
Минфин и представители целевой группы на открытых совещаниях обсуждали с представителями бизнеса и экспертами, какой именно должна быть налоговая реформа. Поначалу планировалось представить вариант изменений для обсуждения к осени, когда начнет работу парламент. В планах было принять документ в парламенте в начале осени с таким расчетом, чтобы уже на новой налоговой базе сверстать и бюджет на 2016 год. Однако в результате Минфин и группа депутатов во главе с руководителем "налогового" комитета Ниной Южаниной на заседание Нацсовета представили каждый свой вариант будущей реформы. Президент поручил создать рабочую группу и подготовить единый документ, учитывающий интересы обоих сторон. Но к запланированной дате совместный вариант так и не появился. В итоге 26 октября в парламент был подан законопроект за подписью 114 депутатов Верховной Рады. Глава "парламентского" крыла налоговой реформы – руководитель комитета Рады по налогам Нина Южанина заявила, что в ходе сведения двух вариантов налоговой реформы в один представители Министерства финансов попросту проигнорировали заседания рабочей группы, на которых стороны должны были найти компромисс.
Депутаты-либералы
Проект, вышедший из-под пера депутатов, авторы называют более либеральным для бизнеса. Например, налог на прибыль предлагается сократить с 18% до 15%, и взимать налог только с распределенной прибыли и с приравненных к ней платежей. НДС предлагается снизить с 20% до 15%, но при этом убрать ограничения на автоматическое возмещение НДС и ввести обязательное возмещение налога исключительно в порядке очередности поступления заявок от бизнеса. К слову, именно проблемы с возвратом НДС – одни из наиболее часто упоминаемых в жалобах со стороны бизнеса. Например, в сентябре Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) указывала, что в августе получила от бизнеса рекордное количество жалоб от компаний, которые сетуют на проблемы с возмещением НДС. Дело в том, что лимит на возмещение НДС заложен в бюджете – 58 млрд гривен на этот год, и поэтому государство регулярно "не доплачивает" экспортерам. Глава фискального ведомства Роман Насиров даже признался, что ежемесячно от компаний поступают заявки на возмещение около 6,5 млрд гривен, но удовлетворяется только около 5 млрд. Немудрено, что государство уже задолжало экспортерам более 20 млрд гривен по возврату НДС.
Депутатский законопроект также предлагает существенно снизить нагрузку на зарплату, чем облегчить жизнь бизнесу. Ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) хотят с нынешних 15-20% опустить до 10% и установить единую ставку единого социального взноса (ЕСВ) в размере 20%.
Кроме того, депутаты желают дать существенное послабление бизнесу в части администрирования налогов: предлагается ликвидировать налоговую милицию, а при Минфине создать службу финансовых расследований; разрешить фискальной службе проверять только те компании, которые включены в план проверок Минфина; ввести электронный кабинет налогоплательщика; упростить процедуру оспаривания начисления налогов; ввести публичный реестр заявок на возмещение НДС.
Все по 20
Каким будет проект Минфина при подаче в парламент – пока неясно, ведь он так и не был обнародован. Если говорить о концептуальных предложениях Минфина, которые подавались на Нацсовет реформ, то их условно можно назвать "все по 20%". Минфин предложил установить единую ставку – 20% для основных налогов: налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Минфин также предложил снизить нагрузку на фонд заработной платы, объединив ЕСВ и НДФЛ к 2018 году под единой ставкой в те же 20%. Также Минфин предложил оставить упрощенную систему налогообложения только для физических лиц-предпринимателей, расширив таким образом базу налогообложения и забрав у большого бизнеса возможность оптимизировать уплату налогов.
Скрестили копья
Министр финансов Наталья Яресько заявила, что при проведении налоговой реформы нужно обязательно держать в поле зрения главный ориентир – дефицит бюджета-2016, который будет сверстан на новой налоговой базе, ни в коем случае не должен превысить 3,7%. Яресько отметила, что именно такая цифра согласована с Международным валютным фондом. Превышение же дефицита бюджета сверх оговоренного грозит Украине остановкой программы сотрудничества с МВФ. Другими словами, при неверном бюджете новых траншей МВФ и других международных финансовых организаций, которые при выделении кредитов Украине ориентируются на МВФ, Украине не видать.
Яресько отметила, что вариант налоговой реформы Минфина предусматривает снижение доходов бюджета на 60 млрд гривен, которые нужно или за счет чего-то покрыть, или же сократить на такую сумму его расходы. В то же время вариант налоговой реформы "парламентского крыла" предполагает куда большее сокращение доходов бюджета – около 200 млрд гривен. Глава Минфина напомнила, что за последние 25 лет в мировой экономике было только 10 случаев, когда странам удавалось снизить свои расходы более чем на 5%, но средний размер сокращения расходов составил около 9%. "Снизить доходы на четверть, как предлагается некоторыми вариантами реформы, и при этом не снизить объемы государственных расходов – было бы самоубийством для нашей страны", - предупредила глава Минфина и назвала "парламентский" вариант реформы неприемлемым.
Лидер "парламентского" крыла налоговых реформаторов Нина Южанина в свою очередь считает, что необходимо дать больше свободы бизнесу, и он выйдет из тени и привлечет в Украину новые инвестиции. Что же касается столь значительного снижения (на 200 млрд) доходов бюджета, то по ее мнению, при уровне теневой экономики в 60% ВВП даже выход из тени четверти "спрятавшихся" означает около 50 млрд гривен дополнительных доходов в квартал.
Говорить, какой подход будет использован в налоговой реформе, пока рано: стороны только обозначили свои позиции и готовятся к схватке или переговорам. Тем временем 29 октября стало известно, что очередная миссия Международного валютного фонда, мнение которого нельзя не учитывать, ожидается на следующей неделе.
Автор: Александр Колосовский