Контракти.ua

2201  —  23.10.15
Холостяки и офисные работники как двигатель ресторанного бизнеса
Холостяки и офисные работники как двигатель ресторанного бизнеса

Рынок доставки еды в Украине – дело молодое. Во всем мире этот сервис давно набрал обороты и не нуждается в особом представлении, а у нас в стране только с недавних пор люди стали активно заказывать еду на дом или в офис.

Изучив данные за последние несколько лет, аналитики констатировали в период с 2010-го по 2013-й неплохую динамику развития сектора доставки еды в массы – около 20-25% в год. В 2014 году, по данным Kreston GCG, объем рынка перевалил отметку в 850 миллионов гривен благодаря активно развивающимся интернет-технологиям и предельному ускорению жизни среднестатистического потребителя. Правда, в условиях кризиса рынок доставки слегка замедлил темпы роста, но даже в этих непростых реалиях можно с уверенностью сказать, что этот сервис достаточно быстро вошел в жизнь городов-миллионников и прочно укоренился в ней.

Именно они, жители мегаполисов, – основные клиенты ведущих игроков рынка – «Сушия», «Domino’s Pizza», «Mamamia!», Pizza33, Wok2go. Им, живущим в ритме большого города деловым людям, отлично подходит этот сервис, позволяющий не тратить время, бензин и нервы на дорогу, не томиться в ожидании заказа, не есть впопыхах, отравляя себе пищеварение мыслями о том, как бы ни опоздать назад «к мартену».

Бизнес-интерес игроков рынка подогревается и таким, принципиально не признающим процесс приготовления пищи, сегментом как холостяки. Молодежь – независимо от семейного статуса – тоже не горит желанием проводить вечера у плиты, и активно пополняет ряды клиентов доставки, особенно если романтический вечер на двоих грозит перерасти в шумную вечеринку. Да и поколение постарше, нет-нет, да и закажет семейный обед в исполнении какого-нибудь любимого и неоднократно проверенного ресторана. Так, по данным «Сушия», основными клиентами службы «Точной доставки» являются офисные сотрудники – 35%, молодежь, заказывающая еду для вечеринок, - 25%, одинокие потребители – 25% и семьи – 15%.

Если смоделировать ситуацию потребления услуги доставки в целом по стране, окажется, что для офисных сотрудников (45%) это будет обеденное время, для холостяков и молодежных компаний семей (55%) – вечернее. И если 2-3 года назад доставка еды, за редким исключением, была платной, то сейчас этот сервис не требует дополнительных затрат. Заказавший еду по телефону или на сайте клиент заплатит те же деньги, что и посетитель ресторана, при равных возможностях в выборе блюд. «С точки зрения бизнес-модели, – говорит руководитель сети ресторанов японской кухни «Сушия» Роман Романчук, – собственная служба доставки дает нам возможность диверсификации бизнеса и снижения рисков. Другими словами, повышается вариативность. Дождь, мороз, непогода, людям не хочется выходить из дому – они звонят в доставку. Например, когда город засыпает снегом, количество заказов резко увеличивается. Цейтнот на работе, некогда выскочить на обед, или пришлось засидеться в офисе допоздна – люди звонят в доставку. Неожиданно нагрянули гости – аналогично. Можно перечислить еще массу ситуаций потребления, когда доставка становится «палочкой-выручалочкой». В результате поток заказов перераспределяется между ресторанами и доставкой, и мы можем получать свою прибыль по разным каналам».

Эксперты отмечают, что развитие направления доставки характеризуется как количественными, так и качественными показателями. Сервис следует за своими клиентами, целенаправленно осваивая места их «обитания». «Потенциал развития доставки как отдельного направления бизнеса, – отмечает Роман Романчук, – очень серьезный. Мы планируем расширять как географию этой услуги, так и ее функционал. Сейчас, например, активно осваиваются пригороды крупных городов – Киева, Харькова, Одессы, Днепропетровска, где востребованность такой услуги очень высока».

Очевидно, что популярность доставки в провинции сегодня значительно ниже, чем в крупных городах – средний чек там скромнее, количество заказов меньше. Но сам факт существования на периферии такого прогрессивного и набирающего, несмотря на кризис, обороты сервиса, – безусловно, позитивная тенденция. «Конечно, выйти в регион только с доставкой довольно сложно, – отмечает директор по маркетингу сети пиццерий «Mamamia!» Марьяна Тюрина. – Чтобы завоевать расположение клиента, мы проводим промо-акции в местах скопления нужного контингента, бесплатные дегустации в офисах, мастер-классы для детей, участвуем в благотворительных акциях».

Спрос рождает предложение – на рынок выходят новые игроки, готовые доставить клиенту все – от шашлыка до эксклюзивной выпечки. «Наш потребитель, – рассуждает Марина Царенок, основатель пекарни «Майстерня-Штрудельня», – любит поесть, но становится все более требовательным, искушенным. Ему хочется нового, и на арену выходят всевозможные пироги, киши, штрудели, китайская еда в коробочках. Все зависит от повода: в «офисных» заказах конкуренцию пицце и суши могут составить всевозможные вариации пирогов, а что касается индивидуальных заказов на дом, тут все непредсказуемо. Едва ли потребитель будет отдавать предпочтение чему-то одному – скорее всего, будет бесконечно искать что-нибудь новенькое и вкусненькое. В аутсайдерах окажется не какой-то конкретный сегмент, а любая компания, которая не сможет обеспечить высокое качество продукции и сервиса. Для нашей компании принципиально важно, что у нас моно-меню. Мы печем только штрудели – больше двадцати видов. Вывели идеальную рецептуру теста, постоянно экспериментируем с начинками, стараемся расширять ассортимент, но – не направление. Мы разнообразны в своем однообразии».

Задача выживания на конкурентном рынке решается каждым игроком индивидуально. Кто-то расширяет ассортимент блюд, кто-то, наоборот сужает, делая акцент на специализацию, практически все экспериментируют с программами лояльности, работают над качеством обслуживания и сокращается время доставки. Большинство компаний идет по пути премирования тех сотрудников, кто не заставляет ждать клиентов. В случае, если курьер опаздывает к назначенному сроку, клиенту предлагаются бонусы за ожидание (в сети «Сушия», к примеру, работает правило «1 минута – 1 гривна»). «Если такой казус происходит, мы везем клиенту «сорри-меню» – как правило, что-то из десертной группы, – рассказывает Марьяна Тюрина, – Однако не забывайте, что молниеносная скорость доставки, которую заявляют многие игроки рынка доставки пиццы, часто бывает обратно пропорциональна качеству продукта. Если компания использует полуфабрикаты, ей проще сработать секунда в секунду».

Конъюнктура рынка доставки довольно четкая – традиционные рестораны, в которых данный сервис является дополнительным направлением бизнеса, он-лайн рестораны, где доставка еды – основной бизнес, и агрегаторы заказов, осуществляющие взаимосвязь между производителем еды и клиентом. Согласно данным Kreston GCG, наибольшим спросом у клиентов, заказывающих доставку еды, пользуется пицца (35%), суши (30%), паназиатская кухня (9%), фастфуд (8%), основные блюда (8%), пироги (7%), сезонные предложения (3%).

Примерно одинаковый рост спроса ощущают все игроки рынка в период с октября по апрель и спад – с апреля по сентябрь: чем хуже погода, тем больше людей заказывает еду на дом. Есть, однако, даты, в которые спрос на доставку увеличивается в полтора-два раза – чтобы удовлетворить клиентов, компании готовятся к ним заранее. Это, например, 14 февраля и 8 марта. Сезонность – фактор, который учитывает каждый игрок на рынке доставки, стараясь диверсифицировать свои риски акциями, программами лояльности, активным присутствием в курортных регионах.

Несмотря на объективные факторы, снижающие темпы роста рынка доставки, тенденция у него положительная: согласно прогнозам Kreston GCG, «лидером по темпам роста станет паназиатская кухня (лапша в коробках), а также новые продукты доставки («эмоциональные подарки», вегетарианские блюда и т.д.)». А вот рост объемов заказов продуктов-лидеров – пиццы и суши – будет минимален.

Рынок доставки – перспективное направление. По мнению аналитиков, ни финансовый кризис, ни падение доходов населения, ни зависимость от импорта, не смогут повлиять на его динамичное развитие. Разумеется, если игроки смогут быстро реагировать на постоянно меняющие реалии рынка и удерживать цены на приемлемом для потребителя уровне.

Автор: Алена Калужанина

Статьи по теме
Появились новые правила работы ресторанов
Появились новые правила работы ресторанов

Минздрав опубликовал новые правила работы ресторанов, которые вступят в силу в рамках ослабления карантина с 5 июня.
04.06.20 — 1495

Кулинарная бюрократия: как чиновники усложняют жизнь рестораторам
Кулинарная бюрократия: как чиновники усложняют жизнь рестораторам

Ресторанную отрасль годами загоняли в тень и втягивали в серые схемы. После революции достоинства гастро-бизнесмены готовы к цивилизованной работе, засучив рукава, но готово ли им в этом помогать государство.
19.10.15 — 5637

«Якитория» покидает Киев: японская кухня не по карману украинцам
«Якитория» покидает Киев: японская кухня не по карману украинцам

Крупный российский ресторатор «Якитория» закрыл пять ресторанов в Киеве, сообщают Контракты со ссылкой на ABCNews. Об этом порталу сообщили три руководителя ресторанных сетей. Сейчас в столице работает только одно заведение, расположенное на пр. Академика Глушкова. «Но им владеет другой собственник, который вскоре сменит вывеску», – уточняет бывший менеджер сети, пожелавший сохранить анонимность.
25.05.15 — 13194