Уже традиционно на форуме KIEV MEDIA WEEK (KMW) эксперты рынка ставят диагноз отрасли и прогнозируют, как же нам жить дальше – по крайней мере, ближайший год. Нынешний KMW в этом смысле был особенно показательным: рекламисты, телевизионщики, киношники, кабельщики – все те, кто пытается делать бизнес на медиаконтенте, искали ответ на вопрос, как и за какие средства жить и работать в изменившейся реальности. Виктория Ярмощук, директор «Медиа Ресурсы Менеджмент», рассказала Контрактам о самых ярких трендах наметившихся в медиаотрасли.
К: Юбилейный KIEV MEDIA WEEK проходил в откровенно кризисных условиях. Были ли у вас, как организаторов, трудности с тем, чтобы на него приехали авторитетные эксперты из-за рубежа?
Виктория Ярмощук: V юбилейный форум проходил под лозунгом «Медиабизнес в эпоху перемен: вызовы, перспективы, возможности» и доказал, что любой кризис, нестабильность и трудные времена – это, в первую очередь, возможности и необходимость работать еще усерднее. Что мы и сделали, расширив форум целой линейкой дополнительных мероприятий. Зарубежные партнеры и эксперты оценили наши старания, и проблем, можно сказать, не было. Если кто-то и не смог приехать, то исключительно по личным причинам. Но все охотно участвовали онлайн, по скайпу, что еще раз подтвердило - международное медиасообщество внимательно следит за новостями из нашего региона и рассматривает его как серьезного и перспективного партнера.
К: Как бы вы охарактеризовали отношение западных партнеров к нашему ТВ-рынку, откровенно обмелевшему в последние год-полтора? Какими участниками особенно гордитесь? Кого ждали и кто не захотел или не смог приехать?
Виктория Ярмощук: сейчас у украинского телевидения есть очень реальный шанс стать бизнесом, поскольку все, и даже владельцы медиагрупп осознали, что достигать результата можно и нужно, затрачивая целесообразные средства, учитывая реалии рынка.
Виктория Ярмощук:Повторюсь, что международный рынок внимательно следит за нами. Ведь у нас большая территория, многочисленное население, большое количество телеканалов и, соответственно, мы предоставляем большой рынок сбыта, а ввиду сложившейся политической ситуации, мы более чем как когда-либо интересны как перспективный партнер для копродукции. Но для этого нужно принять на государственном уровне соответствующее законодательство, в частности, обеспечить возвраты части средств, потраченных иностранными продюсерами на территории Украины, чем и занимается активно инициативная группа #КіноКраїна. Многое в этом направлении было сделано в ходе KMW. У нас огромный креативный потенциал, хорошие кадры, локации и цены, чего уж скрывать.
Впервые за пять лет существования KIEV MEDIA WEEK авторитетное международное медиаиздание tvbizz подготовило для KMW специальный выпуск своего печатного журнала, в котором были проанализированы самые важные тенденции медиабизнеса нашего региона. Крупнейший международный портал о медиа C21 Media прислал для освещения мероприятия двух делегатов. Со специальным докладом, подготовленным для конференции-скрининга FORMAT SHOW, KMW посетила Керри Льюис Браун (Keri Lewis Brown), управляющий директор британской медиаконсалтинговой компании K7 Media.
На форум по копродкуции Kiev CoProduction Meetings к нам съехались действительно авторитетные продюсеры - Энди Векер, исполнительный продюсер немецкой компании Network Movie Film- und Fernsehproduktion; Никола Зюдерлунд, управляющий партнер шведской компании Eccho Rights; Йохан Сэт, глава шведского продакшна Independent Filmmakers Union; Фредерик Питтор, консультант одной из крупнейших площадок по сериальной копродукции в Европе Series Mania Festival’s European, которые говорили о реальных возможностях копродукции.
Даже специальная делегация из Китая в составе продюсеров и учредителей компании China International Film & Media Тони Фан и Дмитрия Лю приехала обсудить с государственным агентством Украины по вопросам кино возможности сотрудничества между странами на конференции «Кинобизнес».
К: Одной из важных тем KMW-2015 были новые возможности сотрудничества и копродукции стран Центральной и Восточной Европы с Украиной. Как думаете, дал ли KMW старт каким-то реальным проектам или пока у нас этап присматривания друг к другу?
Виктория Ярмощук: Как я уже сказала, нам важно реформировать законодательство. Тогда мы встанем в один ряд со странами, которые активно используют эти механизмы для копродакшна со всем миром (Польша, Чехия, Хорватия, Словения и прочие). А все остальное необходимое, опять же, как я уже сказала, у нас есть, и мир об этом знает. Надеюсь, после этого KMW будут приняты соответствующие законы и маховик закрутится.
К: Какие новые тренды в медиа-пространстве вы бы отметили?
Виктория Ярмощук: Я бы отметила два основных тренда: рынок наконец-то понял, чтобы выжить и процветать, нужно объединить усилия. И если на прошлогоднем KIEV MEDIA WEEK в 2014 году мы только думали в этом направлении, то в этом году начались конкретные шаги. Так, за одним столом собрались представитель государственного агентства Украины по вопросам кино и продюсеры, и не просто встретились, а совместно выработали конкретные шаги реформирования отрасли, смотрели в одном направлении и конструктивно разрабатывали план действий. Операторы платного телевидения и медиагруппы договаривались о модели сотрудничества. Национальный Совет вел открытый диалог с индустрией и привлекал иностранных коллег к решению очень конкретных и насущный проблем. Процесс пошел и это очень радует. И вторая тенденция: сейчас у украинского телевидения есть очень реальный шанс стать бизнесом, поскольку все, и даже владельцы медиагрупп осознали, что достигать результата можно и нужно, затрачивая на то целесообразные средства, учитывая реалии рынка. Очень важно, что это осознают и владельцы бизнесов, и ТОП-менеджмент.
К: Какие события на нынешнем KMW считаете наиболее значимыми?
Виктория Ярмощук: Мне трудно что-то выделить, потому что каждое мероприятие в линейке KMW отвечает за определенный сегмент рынка, и каждое из них максимально выполняет свою функцию. Но если все же посмотреть с точки зрения остроты вопросов, то самые сложные темы поднимались на конференции Pay TV in Ukraine и на Круглом столе «Новое и перспективное законодательство Украины в области телевидения и медиа: актуальные проблемы индустрии и пути их решения». И рынок контента Ukrainian Contetn Market, конечно же. К нам вернулись все иностранные продавцы, которые в прошлом году вообще не понимали, что происходит, да и просто боялись ехать в Украину. Теперь участники медиарынка видят новые перспективы в нашем регионе и едут с четкими и понятными целями. Люди активно работали, проводили встречи - это очень радует. Также важным событием, на мой взгляд, был допремьерный показ украинских сериалов от инициативной группы #КіноКраїна. Мы увидели, что несмотря ни на что, ведущие украинские продакшны снимают, переориентируются на новые формы и новые рынки сбыта, но все равно в большом количестве снимают украинский продукт.
К: Есть ли уже планы на следующий KMW?
Виктория Ярмощук: Мы совершенно точно оставим нашу традиционную линейку мероприятий, усилим программу новыми экспертами. А вот какие у нас будут новые и специальные события в рамках медиафорума, мы поймем чуть позже. Посмотрим, как будет развиваться ситуация на рынке. Я верю, что KMW влияет на развитие рынка, и именно поэтому мы сделаем такую программу мероприятий медиафорума, которая будет нужна рынку именно в тот момент.