Контракти.ua

5661  —  10.09.15
Украинская промышленность - свободное падение остановить нельзя
Украинская промышленность - свободное падение остановить нельзя

Разрушение инфраструктуры в Донбассе невозможно принять как данность, но можно, по крайне мере, объяснить военными действиями на Востоке. А вот разрушение инфраструктуры страны  -  рукотворное, на мирных территориях, нельзя оправдать никакими внешними факторами.

Бедность Украины «противоречит законам природы». Об этом заявил в интервью изданию Le  Journal  du  Dimanche бывший  президент  Грузии,  губернатор Одесской  области  Михаил Саакашвили. Он напомнил, что сейчас Украина — беднейшая страна в Европе. «Основываясь на ВВП, Украина  беднее, чем Молдавия,  которая  раньше  была самой бедной,  беднее  Армении, беднее Албании, беднее Косово. И это катастрофа, потому что, если сравнить ресурсы Украины с ресурсами других стран», — приводит слова одесского губернатора «ИноТВ».

Глубокий спад в промышленности продолжается три года кряду и конца этому не видно. Только в текущем, 2015 году ожидаемый спад – около 15%, а падение ВВП приближается к 10%. Этот  катастрофический  сценарий,  по  которому  развиваются  события,  обусловлен  не  толькореволюцией,  войной  в  Донбассе  и критическим  охлаждением  отношений  с  Россией,  но  ибездарной промышленной политикой в стране, а точнее – ее отсутствием как таковой.

Быть или не быть «национальному товару»?

Недавно  премьер-министр  Арсений  Яценюк  заявил  о  формировании  новойпромышленной  политики.  Ключевым  ее  элементом  должно  стать,  как выразился глава Правительства, формирование внутреннего рынка заказов. Прошло полтора года премьерства и вот,  наконец,  открыт секрет Полишинеля – что делать с украинской промышленностью.  Для этого,  по  словам  премьера,  достаточно  усадить  за  один  стол  чиновников  Минфина, Минэкономразвития, Мининфраструктуры, а также председателей ОГА восточных областей и решить, что делать с внешними рынками и как обеспечить предприятия заказами, исходящими, прежде всего, от «Укрзалізниці» и «Укроборонпрома». Вот, собственно, и секрет.

Украинское везение закончилось вместе с прекращением роста цен на сырьевые товарыотечественной металлургии и химпрома, а впоследствии из-за потери рынков сбыта украинскиммашиностроением и нестабильно работающим агросектором.  Вместе с везением закончилисьденьги,  инвестиции и начался масштабный спад, который до сих пор не удается остановить.Вероятно, министр экономразвития А. Абромавичус так и не смог выбрать европейские методы,которые могли бы реализоваться в самой, как он говорил в интервью Деловой столице, «бедной и коррумпированной стране в мире». Государство, чья задача минимум – не мешать бизнесу, азадача максимум – создавать стимулы для инвестиций в модернизацию производства и создание конкурентоспособной продукции, не совладало ни с первым, ни со вторым.

В стране так и не было введено понятие «национального товара»,  иными словами,  небыла  описана  производственная  цепочка,  в  которой  основная  часть  комплектующихпроизводилась  бы  именно  в  Украине.  Создание  «национального  товара»  должно  былоподдерживаться  различными  льготами  и  преференциями.  Вместо  этого  льготы  получалиотдельные  отрасли  и  предприятия,  а  истинная  цель  реформ  в  промышленном  сектореразмывалась и девальвировалась. В марте этого года Министерство промышленной политики ивовсе решили ликвидировать за ненадобностью, передав его функции Минэкономразвития. Такумерла в зародыше украинская промышленная политика.

Надежды на сельское хозяйство,  которое должно было,  по мнению властей,  потеснитьбылых лидеров – металлургию и химпром, тоже не оправдались. Рекордный урожай 2014 годасменится  падением  урожайности  в  2015-ом.  А  все  дело  в  том,  что  сектора  экономики  этосообщающиеся  сосуды  - невозможно пренебречь одними в пользу других. То  же  АПК критически  зависит  от  производства  минеральных  удобрений.  В связи  с остановкой отечественных химических предприятий,  в  частности Черкасского ОАО  «Азот»  и  ОАО«Ривнеазот», ПАО «Концерн  Стирол» и ОАО «Северодонецкое объединение «Азот » в стране возникла проблема по проведению комплекса осенне-полевых работ. В первую очередь на рынке наблюдается  острый  недостаток  азотных удобрений (аммиачной селитры,  карбамида,  КАС, безводного аммиака). Это  нанесло  непоправимый  ущерб  как  химпрому,  так  и  селькому хозяйству.

Кто лоббирует интересы портов Прибалтики?

Однако власть  зачем-то уничтожает даже стабильно работающие предприятия. И этомууже  невозможно  найти  ни  объяснений,  ни  оправданий.  Приведу пример уникального инфраструктурного объекта  –  аммикопровода  Тольятти  –  Одесса.  «Через  этот  уникальный инфраструктурный объект осуществляется транспортировка аммиака в порт «Южный», откудаон  попадает  на  рынки  Европы  и  Америки.  К  слову,  фактически  70% транзитного  аммиакареализуется именно на американских рынках»,  -  в своем  интервью говорил директор УГП Укрхимтрансаммиак Виктор Бондик. Прокачка аммиака, как и транзит газа, приносит Украине стабильную валютную выручку в государственный бюджет.

Верховная Рада в марте текущего года утвердила изменения в Налоговый кодекс,  которымустановила минимальную рентную ставку на прокачку аммиака на уровне $2,4 за транзит тонныаммиака на 100 км. Тем самым рентная плата была повышена почти в четыре раза! Задача ясна –наполнение дефицитного бюджета. Деньги нужны здесь и сейчас, а после – хоть потоп.

За считанные доли секунды госпредприятие Укрхимтрансаммиак (УХТА) из прибыльного сделали убыточным. Парадокс в том, что при этом УХТА не может самостоятельноустанавливать  тарифы на прокачку,  чтобы компенсировать  возросшие  издержки – это  можетсделать лишь Кабмин своим постановлением. Почему повышение тарифа на прокачку не выход? Потому что рост тарифов имеет свой экономически обусловленный предел. Рост тарифа практически сравняет стоимость перекачки аммиака по трубопроводу с железнодорожным транспортом.

Нерациональные решения могут негативно сказаться на авторитете нашей страны. Порты Прибалтики могут стать более привлекательным и для транспортировки аммиака.Соответственно  и  денежные  потоки  уйдут  в  Прибалтику.  При  этом  мы  потеряем  свойтранзитный  потенциал.  Если  ситуация  с повышением  ренты так и останется вне внимания Минэкономразвития, то это может привести не только к потере конкурентоспособности украинского маршрута транзита и перевалки жидкого аммиака, но и к полной остановке магистрального аммиакопровода. Как следствие – это потянет за собой  остановку платежей в бюджет Украины, безвозвратную остановку МА и масштабным увольнениям на успешно и стабильно работающем предприятии сегодня.

Неужели этих простых расчетов нет в Минэкономразвития? Ведь они, расчеты, должны ложиться в основу принятия решений, от которых зависит судьба целой отрасли экономики.

Рост рентных платежей способен повысить сбор доходов в дефицитный госбюджет лишьв краткосрочной перспективе – на 2-3 месяца. Неразбериха в стране рано или поздно закончится,но  что будет дальше? Ведь сегодня на горизонте виднеется  реальная перспектива безвозвратно потерять аммиакопровод, т.к.после консервации он не будет подлежать восстановлению.

Государственный менеджмент в стиле революционной необходимости

Вместо  промышленной  политики  и  ликвидированного  профильного  министерства  мы получили набор конъюнктурных интересов различных групп влияния, близких к власти. Вот пример из той же химии  –  асинхронная  работа  предприятий, составляющих  единый производственный  комплекс. Если «Укрхимтрансаммиак» искусственно доводиться до банкротства, то связанный с ним технологически Одесский припортовый завод, наоборот, искусственно накачивают деньгами – судя по всему, накануне предстоящей приватизации. Это еще одна особенность государственного менеджмента в стиле революционной необходимости. И ОПЗ, и «Укрхимтрансаммиак» являются 100% государственными предприятиями, и от их слаженной работы зависит будущее единого производственного комплекса.

В  ближайшее  время  правительство  должно  будет  презентовать  проект  изменений  в Налоговый кодекс. Речь идет о таких основополагающих вещах, как налогообложение зарплат, вопросы возврата НДС, рентные платежи. Если разработчики законов будут исходить лишь изодного посыла – необходимости как можно скорее изыскать дополнительные средства в бюджет, нет сомнений – с таким подходом украинскую экономику ждет окончательный крах в средне- и долгосрочной перспективе.

Впрочем, возможно, я ошибаюсь, и речь идет о банальной некомпетентности. Слишком много в нашей стране в последнее время списывается на революционную необходимость.

 

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228