Подписание “Газпромом” и несколькими европейскими газовыми компаниями соглашения о строительстве новой ветки газопровода “Северный поток” стало темой для оживленных комментариев относительно “предательства” Западом украинских интересов – вот, мол, вместо того, чтобы сохранить зависимость “Газпрома” от российского транзита создают еще одну возможность для давления на нашу страну.
Но я бы не преувеличивал возможности “Северного потока-2” – даже если труба будет достроена. Напротив, я бы обратил внимание на то, что у России не клеится с альтернативными маршрутами. Еще недавно главной альтернативой был “Южный поток”, затем – “Турецкий поток”, преимущество которого состояло в том, что его можно было строить, не оглядываясь на энергетическую политику Евросоюза. И вот – очередная неудача и готовность согласиться с нормами ЕС, подразумевающими, что владелец трубопровода не может продавать через него больше 50 процентов собственного газа. Кстати, где Россия возьмет остальные 50 процентов – при том, что ей не удается загрузить своим газом даже первую нить “Северного потока”, а поставки российского газа в ЕС уменьшаются с каждым годом? И к тому же – несмотря на то, что формально две ветки “Северного потока” перекрывают количество газа, которое транспортируется через украинскую ГТС, он все равно не решает вопрос транзита. Болгария, Словакия, Венгрия, весь европейский юго-восток не смогут обойтись без маршрута через нашу страну, так что с Украиной придется договариваться. Так зачем же весь сыр-бор?
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Главная заинтересованность Путина и Миллера – это заработок. Схема такая: “Газпром” создает дочернюю компанию, которая владеет 51 процентом в консорциуме с “западниками”. Затем консорциуму выплачиваются деньги за прокачку 55 миллиардов кубометров в год – вне зависимости от подлинного количества газа. То есть “Газпром” будет платить деньги…самому себе. Но – в Швейцарию, где зарегистрирована дочерняя компания. То есть это банальный увод денег “Газпрома” за границу под видом транзита, еще одна схема ввиду отстутствия украинских “конвертационных центров”. Единственный ее недостаток – “Газпрому” для проекта “Северного потока-2”, как и для первой ветки, необходимы западные партнеры. Которые, впрочем, тоже не остаются внакладе, так как деньги идут всему консорциуму и делятся между его участниками сообразно распределению процентов. Ну и плюс само строительство “трубы”, за которое “Газпрому” тоже придется заплатить не только самому себе. Почему бы в этом не поучаствовать? Бизнес есть бизнес, ничего личного, энергетических санкций против российского монополиста пока что нет и этим нужно пользоваться.
Так что распил есть распил – и именно он определяет суть энергетической политики российского руководства. Понятно, что трезвомыслящему человеку в это сложно поверить, но если проанализировать всю стратегию развития “Газпрома” и до, и после прихода к власти Путина, мы увидим, что увод денег из России был главной задачей начальства монополии – потому что затем эти деньги становятся состояниями руководителей страны и компании. Конечно, в прошлом, когда существовали схемы вроде “РосУкрЭнерго”, можно было особо не исхитряться. Но с выпадением Украины из системы коррупционных интриг Кремля приходится придумывать все новые и новые планы, которые к тому же должны интересовать европейцев и не выглядеть демонстративно мафиозными.