Контракти.ua

5041  —  25.08.15
​Правительство будет использовать опыт "НИБУЛОНа" для борьбы с теневым рынком зерна
​Правительство будет использовать опыт

Кабинет министров, министерства агрополитики и инфраструктуры намерены использовать опыт одного из лидеров аграрного рынка Украины ООО СП "НИБУЛОН" для борьбы с теневым рынком зерна, а также для привлечения иностранных инвестиций в аграрную отрасль и развития судостроения.

Об этом заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк в ходе совещания с представителями агробизнеса, которое прошло на перегрузочном терминале "НИБУЛОНа" в Переяслав-Хмельницком.

Совещание прошло при участии министров агрополитики Алексея Павленко и инфраструктуры Андрея Пивоварского, а также представителей "Укрзализныци", Госгеокадастра, Минюста, ключевых агрокомпаний-экспортеров и производителей зерновой продукции.

По словам А.Яценюка, государство обязано создать все условия для развития агросектора, который приносит каждый третий доллар валютной выручки, напрямую обеспечивая курсовую стабильность и пополнение золотовалютных резервов.

Премьер отметил, что одной из ключевых проблем рынка является наличие теневых схем, в рамках которых трейдеры покупают за наличные зерно неизвестного происхождения, не платя при этом налоги. "Три корабля, которые были задержаны с зерном недавно. Они были куплены компанией, где директор умер, а он все документы подписывает. И это подрывает в первую очередь публичный и прозрачный рынок. И нам надо вместе работать, чтобы у нас была детенизация рынка, чтобы у нас были равные правила игры и не было злоупотреблений", - сказал А.Яценюк.

Примером прозрачности, открытости и эффективности взаимодействия с госорганами является работа компании "НИБУЛОН". "Быть лидером в аграрном секторе – это быть лидером во всем. В том числе, лидером прозрачности зернового рынка. Наша компания с 2004 г. работает в режиме единого окна, в рамках которого мы организовали все службы, включая таможню, санитарную, карантинную, портовую службы, санстанцию – всего 11 различных служб непосредственно на терминале", - рассказал генеральный директор "НИБУЛОНа", Герой Украины Алексей Вадатурский.

С помощью системы конференц-связи он связался с таможенным постом на экспортном зерновом терминале компании в Николаеве. И вместе с сотрудниками поста продемонстрировал, как в режиме реального времени соответствующие службы контролируют процесс обработки груза на терминале – от прибытия до перегрузки на судно, в том числе, проводится фотофиксация номерных знаков, идентификация водителя.

А.Яценюк подчеркнул, что опыт "НИБУЛОНа" должен быть распространен на другие экспортные терминалы для упрощения работы бизнеса экспортеров и расширения товарооборота.

"Вчера мы с председателем Государственной пограничной службы обсуждали сокращение количества проверяющих и контролирующих инспекций при пересечении госграницы. Согласно нашим обязательствам, взятым перед Евросоюзом, на границе будет только 2 службы: пограничная служба и таможенная служба. И я обращаюсь к двум уважаемым министрам (АПК и инфраструктуры – ред.) - что нам необходимо сделать, чтобы эксперимент, который есть на "НИБУЛОНе" и работает в течение 10 лет, стал не экспериментом, а (повсеместной) практикой?", - сказал премьер.

По словам А.Павленко, между двумя ведомствами уже создана и действует рабочая группа, которая должна будет подготовить внедрение системы единого окна для контролирующих служб на экспортном терминале в Одесском порту. "В Одесском порту мы в ближайшее время применим принцип единого окна, который работает на "НИБУЛОНе". Это будет первый проект и потом дальше пойдем по другим портам. Все владельцы частных терминалов, с которыми мы общались, готовы к закупке оборудования и созданию качественных условий для того, чтобы контролеры сидели и работали на их территории", - добавил А.Пивоварский.

В ходе совещания премьер и аграрии договорились о создании единой базы данных добропорядочных участников зернового рынка, которая сделает невозможным приобретение зерна у фиктивных компаний или предприятий с сомнительным прошлым. Кроме того, А.Яценюк пообещал обсудить с главой Национального банка Валерией Гонтаревой вопрос ограничения оборота наличных денег на зерновом рынке.

Впрочем, по мнению А.Вадатурского, первым о безопасности и открытости работы должен позаботиться сам трейдер. "Мы образцовая в этом вопросе компания. Мы компания, которая подписала более 4 тыс. договоров непосредственно с сельхозтоваропроизводителями. У нас поставщиками зерна являются более чем на 80% производители, а меньше 20% - это посредники, которые обязательно должны покупать зерно у производителей. Мы не покупаем зерно у посредников, которые покупают в следующих посредников", - отметил А.Вадатурский.

"Мы четко отслеживаем все схемы теневого оборота средств. И мы как компания достаточно хорошо боремся с негативными явлениями, которые есть в Украине. Мы можем здесь научить многие иностранные компании, как необходимо прозрачно работать в Украине. Потому что (многие) иностранцы, которые сегодня пришли сюда, рассчитывают, что за них об этом будет заботиться президент, премьер-министр, фискальные службы, что они будут заниматься детенизацией рынка. А эти компании не будут знать своих партнеров в лицо", - добавил гендиректор "НИБУЛОНа".

По его словам, несколько лет назад на Украине было чуть больше 200 экспортеров зерна. "Сейчас их более 1000. Сегодня экспортерами являются компании, которые зарегистрировались 1-2 месяца назад, не сдают отчетности в фискальную и статистическую службу. Иностранцы покупают в таких "партнеров" зерно, не смотрят, где они взяли это зерно в Украине. Поэтому необходимо начинать с земли, провести инвентаризацию – кто работает на земле, какую культуру он выращивает, каков валовой сбор зерна. И куда он реализовал это выращенное зерно. Сегодня, к сожалению, в Украине этим никто не занимается", - отметил А.Вадатурский.

Он также подчеркнул, что производители, продающие зерно "серым" посредникам за валюту, терпят убытки, так как осуществляют продажу в период пика предложения. "Через месяц–два–три зерно будет дорожать. Можно продавать его сегодня через механизм залоговых закупок зерна, привезти на элеватор, сдать на хранение, и продать только тогда, когда необходимы средства для приобретения материальных ресурсов. И весной возможно реализовать это зерно по совершенно другой цене", - говорит А.Вадатурский.

Также положительно оценил А.Яценюк опыт "НИБУЛОНа" в привлечении иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры агросектора в Украине. В частности, он поздравил компанию с получением $130 млн. синдицированного кредита от Европейского банка реконструкции и развития на торгово-экспортную деятельность в Украине. "Это яркий пример того, что наши западные партнеры рассматривают агросектор как отрасль, куда можно и нужно инвестировать", - отметил он.

"Вы понимаете, что в таких условиях, когда происходят такие события (на востоке Украины), получение такого кредита - очень важно. Несмотря на войну с агрессором, мы работаем с 15 банками, и несколько западных банков присоединяется для работы в нашей компании. Не прекращаются инвестиции в нашу компанию, а наоборот, добавляются кредитные линии", - отметил А.Вадатурский.

По словам А.Павленко, в первую очередь инвестиции необходимы в инфраструктуру аграрного рынка, в частности, в строительство таких терминалов, как у "НИБУЛОНа". "Это не просто портовый речной элеватор, это элеватор, который дает высокого качества зерно, которое затем идет в 65 стран мира. Это огромная инвестиция, $20 млн. В рамках развития речной логистики таких элеваторов нужно как минимум втрое больше чем сейчас. Ведь сегодня мы только 5% грузов перевозим по речным путям", - отметил министр.

По его словам, Украина в текущем году может экспортировать около 36 млн т зерновых, однако в течение 3-4 лет этот показатель может удвоиться, если будут сделаны инвестиции в инфраструктуру. По подсчетам А.Вадатурского, чтобы утроить перевозки зерновых по рекам – с сегодняшних 3 млн т (план на 2015/16 маркетинговый год) до 10 млн т, необходимо еще 25 элеваторов, в которые нужно вложить $500 млн. "Кроме того, после проведения дноуглубительных работ мы сможем говорить о попутных грузах. На север с юга сможет идти руда, из Беларуси – лес, калий, не говоря уже о контейнерных перевозках. Таким образом аграрный сектор может стать локомотивом развития экономики Украины. И для судостроения, и для металлургии, и для строительной промышленности", - отметил гендиректор "НИБУЛОНа".

По мнению премьера А.Яценюка, важным также является опыт компании в строительстве собственного грузового флота.

"Мы же потому к Алексею Афанасьевичу и приехали, ведь речь идет об увеличении внутренних перевозок водным путям. Водные пути - это существенная экономия по тарифу. Цифры разные, железная дорога показывает $12-15, речные пути показывают $7-8. Это еще один дополнительный источник доходов для вас и для нас, чтобы уменьшить нагрузку на дороги, на железную дорогу, увеличивать ВВП. Вы будете строить баржи, будете строить буксиры, и это дает нам возможность восстанавливать судостроение в стране", - сказал глава правительства.

Он также обратился к министрам АПК и инфраструктуры с просьбой разработать комплекс мероприятий, который бы дал возможность аграриям перейти с железной дороги и автотранспорта на перевозки по водным путям.

По материалам Украинские новости

Статьи по теме
Китай прагне лідерства на ринку золота, придбавши бразильські родовища
Китай прагне лідерства на ринку золота, придбавши бразильські родовища

Китай робить гігантський крок до контролю над світовим ринком золота, витративши 1 млрд доларів на бразильські копальні.
15.12 — 211

Платіжки за опалення: у
Платіжки за опалення: у "Київтеплоенерго" пояснили, як лічильник впливає на вартість

Тарифи на опалення у Києві 2026 року не зміняться, але рахунок залежить від будинку.
04.12 — 224