Какие действия необходимо предпринять для того, чтобы украинцы могли летать дешево? Председатель Наблюдательного Совета МАУ Арон Майберг предлагает свой рецепт из 10 «ингредиентов».
На вчерашней пресс-конференции в агентстве УНИАН Арон Майберг перечислил 10 шагов, которые позволят снизить стоимость авиаперелетов в Украине.
По словам Майберга, авиакомпания МАУ уже сделала со своей стороны все, чтобы максимально снизить тарифы: «МАУ сегодня является первой етевой низкотарифной авиакомпанией». Однако тариф не равен стоимости билета. Сумма, которую платит пассажир за авиаперевозку, складывается из двух основных компонентов: тарифа и сборов. И если тариф находится в «зоне контроля» перевозчика, то на компонент «налоги и сборы» авиакомпания влиять не может.
Если разбить стоимость билетов на составляющие, то картина выглядит следующим образом:
«МАУ максимально снизила тарифы, то есть свела к минимуму стоимость той части билета, на которую может влиять. Мы сделали это в одностороннем порядке, не дожидаясь аналогичных действий со стороны властей. Теперь дело за ними. Чтобы стать не просто низкотарифной, но низкозатратной авиакомпанией, нам необходимо найти пути снижения затрат, которые находятся вне сферы нашего влияния. Для этого нужен конструктивный диалог с властью, нужны шаги навстречу авиаперевозчикам, а тем самым – и пассажирам. Так, например, цены на топливо, затраты на которое в структуре расходов занимают около 30%, должны быть приведены в соответствие с европейскими. Сборы за пролет территории Украины вообще можно снизить решением правительства», - прокомментировал Майберг необходимые изменения в авиаотрасли.
Отдельным пунктом необходимо рассматривать ограничительные меры Национального банка Украины. Так, согласно действующей политике НБУ, авиакомпании должны продавать 75% валюты, чтобы затем, подав заявку на приобретение валюты за четыре рабочих дня до проведения платежа, вновь приобрести валюту для расчетов с контрагентами. Таким образом, авиакомпания несет дополнительные расходы, связанные с повторным перечислением средств, с одной стороны, и финансовыми потерями от разницы валютных курсов – с другой.
Кстати, именно такая политика Нацбанка стала причиной ухода с украинского рынка «Виззейр Украина».
Как заметил в своем интервью «Forbes Украина» от 21 мая Йожеф Варади, генеральный директор WizzAir: «Все наши доходы были в гривне, а расходы – в иностранной валюте, мы не могли свободно обменивать гривну. Теперь, выполняя полеты как Wizz Air Hungary, мы не будем считаться национальным юридическим лицом, и на нас не будут распространяться эти правила обмена валют».
«МАУ не может поступить так, как WizzAir. Мы – украинская авиакомпания, и мы остаемся в Украине», – сказал на пресс-конференции Арон Майберг. При этом он отметил, что введение режима «Открытого неба» откроет новые возможности и перед МАУ – авиакомпания сможет летать не только из Украины за границу, как это происходит сейчас, но и выполнять полеты между городами Европы.
«Открытое небо – очень важный и необходимый шаг. Он полезен для развития перевозок. Он полезен для того, чтобы бОльшее количество игроков могло появиться на рынке. Он очень полезен для нас, как украинской авиакомпании, потому что это тоже поможет нам дифференцировать свои риски и более гибко планировать свое расписание. Мы получим возможность летать не только из украинских аэропортов, но и из аэропортов европейского сообщества, что для нас, конечно, сегодня является важным. Мы двумя руками «за», для нас это бесконечно выгодно. Я думаю, что из всех украинских компаний, это больше всего выгодно нам», - ответил Арон Майберг на вопрос, как относится МАУ к введению «открытого неба» в Украине
Является ли открытие неба достаточным шагом для того, чтобы решить все проблемы в отрасли – сделать билеты дешевле и сделать авиацию доступнее для пассажира? Пока ответ отрицательный. Прошло уже немало времени с момента открытия неба надо Львовом, но, как сообщил министр Пивоварский, к сожалению, в очереди за разрешениями на полеты авиакомпании пока не стоят.
На вопрос «Контрактов» об оценке деятельности Министра инфраструктуры Пивоварского, Арон Майберг ответил следующее: «У министра Пивоварского, на мой взгляд, как участника рынка, есть много положительных моментов. Прежде всего, он умеет слушать. Когда к нему приходишь, он пытается тебя услышать и понять, чем ты действительно озабочен. Несомненно, это очень эрудированный человек. Как министр-технократ он очень грамотный и полезный человек. Мне кажется, в нем постоянно борются два министра: министр-технократ и министр-политик. Мне кажется, если министр-технократ на первой стадии победит министра-политика, начнутся реальные свершения. У меня нет сомнений в том, что он «в теме» и понимает все проблемы. А дальше – покажет время».
Действительно, любые изменения требуют времени и воли. Нам, пассажирам, авиакомпаниям и всему рынку остается ждать и надеяться на реальные свершения в краткосрочной перспективе.